Полезное чтение о «подозрительных» следах в небе.
На днях жителей Новоалтайска и Барнаула обеспокоили белые полосы, оставленные самолетами в небе. Некоторые посчитали, что это — «распыление неизвестных аэрозолей». Ученые успокаивают: это не так.
Так, доктор физико-математических наук Андрей Попов объяснил, что белые полосы от самолетов образуются в результате конденсации водяного пара, который содержится в выхлопных газах реактивных двигателей.
![▪️](https://st.okcdn.ru/static/emoji/14-0-0/20/25aa@2x.png)
Обычно пассажирские самолеты летают на высоте около 10 км, температура воздуха там довольно низкая — около -50, а влажность высокая. При сгорании авиационного топлива выделяются водяной пар, углекислый газ и другие вещества.
![▪️](https://st.okcdn.ru/static/emoji/14-0-0/20/25aa@2x.png)
Из-за большой разницы температур водяной пар быстро конденсируется в микроскопические капли, которые замерзают в кристаллы льда. Они и образуют белый след. Такие следы могут как сохраняться часами и расширяться, так и исчезать за секунды.
«Все отличие в атмосферных условиях: на какой высоте летят самолеты, какие в это время дуют ветра, как перемешиваются воздушные массы…», — объяснил ученый.
Конденсационные следы сами по себе состоят из кристаллов льда и воды, это не токсичные или вредные загрязнители. Но, конечно, их образование напрямую связано со сгоранием топлива, при котором выделяются также оксиды азота, углекислый газ, сажа. Однако, как говорит ученый, самолетов не так уж много и антропогенная нагрузка оказывается крайне умеренной.
«Известно, что авиация дает примерно 2% от мировых выбросов CO2. В то время как автомобили около 15%, ТЭЦ до 40%», — отметил Андрей Попов.