Продолжение
Вот он впереди перекрёсток улиц Ленина-Кирова. Там за улицей Ленина под горой течёт река Пышма. Но я поворачиваю налево и иду по улице Ленина. С левой стороны стоит заброшенный дом. В следующем доме живут Коршуновы Василий Константинович и Александра Васильевна. Они уже пенсионеры. Дети их выросли и уехали из деревни Малаховой. Далее стоит заброшенный дом, ранее в нём жил Сауков Александр Кирьянович. В следующем доме живут ветераны ВОВ Ласкины Зиновий Евстафьевич и Полина Константиновна. Они уже на пенсии. Их дети тоже покинули родную деревню, остался только Виктор, упомянутый ранее. Напротив дома Ласкиных стоит дом Подшиваловых Елупия Сергеевича и Анны Фёдоровны. Сейчас они с женой оба на пенсии. Елупий Сергеевич ветеран ВОВ. У них три сына и дочь. Дети их выросли и покинули деревню. Рядом с их домом, дом матери Елупия, Евдокии Григорьевны Подшиваловой. Далее идут огороды, раньше на их месте стояли дома, Щепелина Фотея Семёновича, Саукова Аверьяна Ивановича и Саукова Ефима Яковлевича. Сауков Ефим Яковлевич, переехал в Тугулым и перевёз туда свой дом. С другой стороны от дома Елупия Сергеевича, стоит дом Сауковых Фёдора Кирьяновича и Елены Ивановны. Фёдор Кирьянович ветеран ВОВ, они с Еленой Ивановной пенсионеры. До пенсии он работал ветеринаром. А Елена Ивановна телятницей. У них сын и три дочери. Дети уже взрослые. Сын поселился в соседнем селе Яр, а дочери уехали в Тюмень. В следующем доме живут Рышковы Виктор Петрович и Васса Платоновна. У них два сына и две дочери. Все живут с ними. Виктор работает трактористом, а Васса телятницей. Напротив перекрёстка Ленина-Кирова, тропинка по которой можно спуститься к реке Пышме. Тропинка эта упирается в плотик. На этом плотике женщины этой части улицы стирают бельё. А ребетня и взрослые, летом переплывают в этом месте реку и загорают на противоположном песчаном берегу. Идём дальше по улице Ленина по левой стороне пустырь, ранее на нём стоял дом, в доме этом жила семья Тепышева Николая Логантьевича. Напротив пустыря стоит дом Валентины Степановны Коршуновой. Она живёт с Ваней Бусым. За домом Валентины, упирается в улицу Ленина, переулок Клубный. Через переулок от дома Валентины Степановны стоит дом Александры Семёновны Сауковой. Александра Семёновна пенсионер. У неё сын и дочь. Её сын Сауков Иван Андреевич живёт неподалёку от её дома. Дочь Анна Андреевна живёт с матерью. Дом Александры Семёновны раньше принадлежал Щепелину Зотею Григорьевичу. Но в 1956 году Зотей Григорьевич со своей семьёй переехал жить в деревню Дёмину. Напротив переулка заброшенный дом, в нём раньше жил Нифан Васильевич Тепышев. Далее по улице не далеко от дома растёт одинокий кедр. Мы всё ждём когда на нём появятся шишки. Далее заброшенный участок, раньше на этом месте стоял дом в нём жил Черепанов Афон Евсеевич, ветеран ВОВ. За заброшенным участком дом Сауковых Ивана Андреевича и Устиньи Ивановны. Они оба пенсионеры. Иван Андреевич ветеран ВОВ, работал в совхозе плотником. За домом Сауковых перекрёсток. Если свернуть налево, то спустишься к мосту через реку Пышму. На угоре около моста по левой стороне, летом, вечером собирается народ. Мужики сидят на скамейке, курят и что-то обсуждают. А дети играют в свои игры. На угоре правой стороны дороги собираются женщины. Но все они ждут когда пастух пригонит стадо коров и овец. Тогда все эти люди спускаются, встречают своих коров и провожают домой. Мост этот строят каждую весну, а осенью разбирают. Это делают для того, что бы весной, когда разольётся река мост не смыло. А весной мужики деревни собираются и своими силами строят мост за 3 дня. Через этот мост ходят не только люди и скот, а даже ездят автомобили и тракторы. В следующем доме, всё по той же улице Ленина проживают Черепановы Василий Иванович и Александра Николаевна. Оба уже пенсионеры. Их дочери выросли и покинули родную деревню. В следующем доме проживает брат Василия Ивановича, Афанасий со своею женой Марией Васильевной. Афанасий Иванович ветеран ВОВ. Они с женой пенсионеры. Афанасий Черепанов до пенсии работал на зерновом складе. Напротив их дома через дорогу небольшие ямы, на этом месте стоял дом Саукова Андрона Савельевича. За домом Афанасия Ивановича, дом Щепелиных Григория Васильевича и Прасковьи Харламовны. Далее по улице стоит дом Щепелиных Василия Петровича и Домны Савельевны. Оба они пенсионеры. Детей у них нет. Василий Петрович одно время был председателем колхоза «Индустрия». Следующий дом принадлежит Щепелиной Полине. За её домом, дом Хорьковой Варвары Аверьяновны. Далее начинается новое поле. Я разворачиваюсь и иду в обратную сторону. На против дома Полины Щепелиной, дом вдовы Тепышевой Антонины Васильевны. Она пенсионер. Её дети Тепышев Иван Феоктистович и Ярпалова Елена живут в деревне Малаховой и упоминались ранее.
Улица Клубная берёт своё начало от дома Щепелина Фёдора Савельевича. Вдоль улицы с правой стороны через несколько метров идёт обрыв. С левой стороны находится мемориал «Никто не забыт, ни что не забыто». Около мемориала находится высокое здание клуба. В клубе собирается молодёжь. Зимой на новый год в нём ставят ёлку и проводят конкурсы. Раньше в клубе показывали фильмы. Напротив клуба через дорогу стоит высокая башня. Это бывшая пожарная каланча. На этой каланче рассказывала бабушка сидел местный житель. Этот человек наблюдал, что бы летом никто не разводил огня и даже в печи. Если кто-то начинал топить печь, пожарный забегал в дом и тушил дрова в печи. Пожарным становились по очереди, закончив дежурство этот человек ставил посох у ворот соседа, это означало, что настала очередь дежурства соседа. Но некоторые хитрые мужички увидев, что им поставили посох, переносили его следующему соседу, чтобы самому не дежурить. Из-за этого происходили ссоры.
Каланча эта находится около склона. С этого склона дети всю зиму катаются на санках и ледянках. А внизу протекает река Беляковка, где летом всегда собирается много ребятни искупаться. Здесь тоже есть плотик. А немного по далее против течения построены переходы. Около пожарной каланчи находится здание склада магазина. Раньше до склада в этом здании находилась кузня в которой трудился кузнецом мой дедушка Сауков Александр Кирьянович. Около кузни летом всегда стояли телеги, дедушка занимался их ремонтом. Выковывать ему приходилось много изделий. Каждую весну он участвовал в посевной, севачём.
Далее по этой же стороне улицы Клубной, магазин выкрашенный в голубой цвет. Около магазина, когда должна была приехать машина с товаром собиралась очередь из бабушек и ребятни.
Около клуба пустырь, поросший бурьяном. Раньше на этом месте стоял дом с двором в котором были организованы детские ясли.
За пустырём стоит дом Щепелиных Игнатия Харламовича и Анастасии. Их дети выросли и уехали жить в Тюмень. Игнатий и Анастасия пенсионеры. Игнатий до пенсии работал столяром. На против дома Щепелиных стоит дом ветерана ВОВ Тимшина Семёна Константиновича и Тепышевой Анны Александровны. Дети Семёна Константиновича выросли и покинули родную деревню. Сын Анны Александровны, Николай Логантьевич проживает в нашей деревне и уже упоминался ранее. И Семён Константинович, и Анна Александровна пенсионеры. До пенсии Семён Константинович работал на конном дворе. Далее по правой стороне стоит заброшенный дом. В нём когда-то проживал ветеран ВОВ, но как его звали найти не смог. На против заброшенного дома, дом Щепелиных Иллариона Самсоновича и Евдинии Тимофеевны. Илларион Самсонович, ветеран ВОВ. Они с женой пенсионеры. Раньше Илларион работал трактористом в совхозе Яровской.
Улица Клубная как стиральная доска, через неё летом гонят скот на пастбище, что находится за рекой Пышмой.Упирается улица Клубная в улицу, название которой я не знаю, начинается та улица с выгона для коров.
В выгон этот малаховцы летом с утра загоняют свой скот, откуда пастухи уже гонят на пастбище. Пастухами деревенского стада становятся сами хозяева этого скота по очереди. Один день пастьбы оценивается в 6 рублей. Корова оценивалась в 3 рубля пастьбы, годовалый теленок в 2 рубля, телёнок до году 1 рубль, а овца в 50 копеек. Мой отец в лучшие времена имел 3 коровы, 3 телёнка и 30 овец. Поэтому скот наша семья пасла 4 дня. Детей конечно всегда брали родители на пастбище. Деревенское стадо гуляло по пастбищу, а пастуху надо было присматривать, чтобы коровы с телятами, не отделялись от стада и чтобы деревенское стадо не приближалось к совхозному стаду коров. Мне больше всех запомнилась корова Саукова Ивана Андреевича, она постоянно пыталась убежать. Мне приходилось обгонять её и загонять обратно в стадо. Коров своих каждый знал, а вот овец было много и упомнить их было трудно, поэтому их пятнали. У наших овец было вырезано по два уголка на ухе.
Рядом с выгоном, ямы поросшие бурьяном и полуразрушенное строение. На этом месте стоял дом, в нём жила большая семья Тепышевых Варфоломея Спиридоновича и Ульяны Трифоновны. Дальше стоит дом в нём живёт Коршунова (Тепышева) Феоктиста Степановна. Она уже пенсионер. Её дети Коршунов Василий Константинович, Ласкина Полина Константиновна и Коршунова Галина Константиновна проживают в деревне Малаховой. В следующем доме по той же стороне живет дочь Феоктисты Степановны, Галина Коршунова. На против дома Галины Коршуновой пустой дом ещё недавно в нём жил Щепелин Григорий Васильевич. Рядом с пустым домом, дом Черепановой Надежды Ивановны. Надежда Ивановна пенсионер. На против её дома через дорогу, дом Щепелиных Порфирия Фёдоровича и Тамары Степановны. Порфирий Фёдорович работает водителем молоковоза. Их дети выросли и уехали от них. Рядом с домом Надежды Ивановны маленький дом, в нём проживает вдова Щепелина Константина Петровича, ветерана Первой мировой войны, Щепелина (Бытова) Екатерина Никитична. Она пенсионер. В следующем доме живут Плехановы Михаил Филипович и Валентина Кузьминична с детьми. Михаил Филипович работает бригадиром. На против их дома, дом Щепелиной Агриппины Савельевны. Она уже пенсионер. У Агриппины Савельевны три сына. Один из сыновей Щепелин Валерий Владимирович проживает в деревне Малаховой и уже упоминался ранее. Эта улица переходит в перекрёсток и далее идёт к мосту через реку Пышму (описание выше).
В деревне есть ещё переулок Клубный в котором находятся два дома. В маленькой избушке живёт Щепелина Мария Петровна. Она уже на пенсии. А в большом доме Щепелина Анна Аверьяновна. Ранее в этом доме жил Тепышев Афанасий Варфоломеевич со своей семьёй.
С двух сторон от деревни поля. На них совхоз выращивает зерновые культуры (овёс, ячмень). А какие красивые вдоль реки Пышмы заливные луга. Лучшая часть лугов принадлежит совхозу, на них заготавливают сено для совхозных коров. Остальные луга поделены между жителями деревни Малаховой. Река Пышма полна рыбы, в ней водятся: налим, щука, чебак, лещ и др. За рекой Пышмой в лесу находится кладбище. Его жители огораживают, для того, чтобы на кладбище не зашел скот, так как пастбище рядом. Почему кладбище находится так далеко от деревни не понятно, возможно по предположению моего отца деревня была основана в этом месте, так как имеются искуственные ямы не далеко от кладбища. А потом жители перебрались на другую сторону реки, а кладбище осталось. Лес богат ягодами земляникой и малиной.
Отец мой охотник и знает все места вокруг деревни. Когда я подрос, он стал брать меня с собой. Мы объездили на мотоцикле всю округу, ходили и пешком по колкам и лугам. На мотоцикле мы ездили на колючую степь, он показал мне там вышку геодезистов, с которой было очень хорошо видно округу. Водил он меня там и на болото из которого начинает своё начало река Танаевка (которую в деревне почему-то называли Ричкой). Летом мы часто ездили на мотоцикле или ходили пешком за реку Танаевку, собирать ягоды или грибы. Моими любимыми грибами были маслята. Помню место где мы переправлялись через реку, а далее когда мы поворачивали по дороге на лево там стояла небольшая избушка и загон для скота. Далее когда мы двигались вдоль реки Танаевки, видели ямы которые остались от когда-то находившегося здесь скита (монастыря). В келиях этого скита жили иноки и инокини старообрядческой веры. Я всегда думал, что эти люди жили в лесу и никогда не видели мира, но я был не прав. Два года назад я нашел отрывки из Патерика старообрядцев, где они описывали жизнь иноков и инокинь Урала. В этом Патерике упоминаются и скиты на реке Танаевке. Иноки и инокини путешествовали по всему Уралу. Есть описание как инокини жили в старообрядческом монастыре на озере Сунгуль (сейчас Челябинская область) и когда начались гонения на них со стороны советской власти матушка настоятельница собрала инокинь и перевезла их в скиты на реке Танаевке. В 1931 году советская власть добралась и до наших скитов. Как это произошло описывает инокиня: «И только мать Тавифа уехала с тремя девицами, ещё не прошло 3-х недель, оставшихся на Танаевке власти разорили, забрали у них книги, иконы и вещи, а самих арестовали, затворили в келии на 3дня, после чего отпустили». Иноки и инокини вынуждены были оставить наши земли и перебраться в Сибирскую тайгу. Отец рассказывал мне, что крестьяне окрестных деревень привозили им продукты питания, некоторые родители отдавали своих детей в скиты, где они становились послушниками. Здесь же находилось мужское кладбище монастыря. На другой стороне реки находились детское и женское кладбища.
Если что-то описано не верно, это возможно, так как описание я произвожу по памяти своей и других жителей деревни Малаховой.
Спасибо за помощь всем кто мне помог в составлении данной статьи.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 10