Корабль её величества «Биркенхед» строился как пароходофрегат и изначально носил имя «Вулкан». Впрочем, пароходу не повезло: во-первых, к моменту спуска на воду гребной винт уже доказал свои преимущества над гребными колёсами, коими был оснащён корабль, а во-вторых... Во-вторых, он имел железный корпус, что дико выводило из себя тогдашних моряков: как заделывать в металлической обшивке пробоины от ядер? В общем, сразу после ввода в строй в 1845 году, корабль переквалифицировали в войсковой транспорт, а грозное имя «Вулкан» заменили на нейтральное «Биркенхед» в честь верфи Джона Лэрда в Биркенхеде, где он был построен. Впрочем, напоминанием о старом названии стала носовая фигура, изображавшая бога Вулкана с молотом в одной руке и пучком свежевыкованных для Юпитера молний в другой.
Корабль построили по последнему слову судостроения середины XIX века: корпус разделили на восемь водонепроницаемых отсеков, а машинное отделение двумя продольными переборками — ещё на четыре отсека. Итого двенадцать водонепроницаемых отсеков: непотопляемость «Биркенхеда» должна была вызывать зависть у капитанов кораблей постарше. Правда, поскольку корабль на ходу переделали под транспорт, во внутренних переборках наделали отверстий — чтобы облегчить перемещение грузов и пассажиров.
Изначально корабль имел две мачты и нёс оснастку брига, но потом ему добавили третью — бизань с косым парусным вооружением, на выходе получив барк. Спущен на воду новенький транспорт был «под ёлочку» – 30 декабря 1845 года. Бутылку шампанского о форштевень парохода разбила леди Элизабет Левесон-Гауэр маркиза Вестминстерская. В своём первом рейсе в Плимут в 1846 году «Биркенхед» показал среднюю скорость 12-13 узлов — по тем временам не просто «неплохо...», а вполне себе «шикарно!».
В том же году на мель у берегов Ирландии выскочил железный корабль «Великобритания». Создатель корабля Изамбард Брюнель решил, что если кто и сможет спасти пароход, то это «Биркенхед». И он справился: корабль имел мощную для середины XIX века машину в 564 лошадиные силы.
Следующий раз пароход «попал в историю» в 1847 году, протаранив и потопив в Ла-Манше бриг «Орацио». Владельцы парусника подали жалобу в Адмиралтейский суд, и судьи признали, что виноват в столкновении «Биркенхед», на котором был некомплект команды, и поэтому вахта неслась не лучшим образом.
Корабль был быстроходным и комфортабельным: до Мыса Доброй Надежды в 1850 году он добрался за 37 дней — отличный показатель! В свой последний рейс «Биркенхед» вышел из Портсмута в январе 1852 года под командованием капитана Роберта Салмонда. Он зашёл в порт Корк в Ирландии, принял на борт солдат, которых нужно было доставить в Южную Африку — началась война с племенами Коса, уже восьмая с момента появления англичан на юге континента. 23 февраля корабль пришвартовался в Саймонс-Тауне, неподалёку от Кейптауна. Здесь на берег сошли большая часть женщин и детей (члены семей офицеров) и несколько больных солдат. 25 февраля в 18:00 корабль вышел в море и взял курс на залив Алгоа. На борту «Биркенхеда» было от 630 до 650 человек (точное число неизвестно, так как судовые документы погибли).
Корабль шёл в 3 милях от берега на скорости 8,5 узлов. Ночь была ясная, погода – прекрасная, полный штиль, океан гладкий как зеркало. Это и погубило «Биркенхед»: не отмеченная на картах скала, на которую он налетел, самую малость не выступала над водой — при волнении моря над ней всегда бились белые буруны волн и опасность была бы замечена. Столкновение произошло около двух часов ночи. Капитан немедленно приказал дать задний ход, чем усугубил положение судна: в открывшуюся пробоину устремились потоки воды. От этого корабль вновь бросило на скалу, и гидравлический удар разорвал переборки. Носовые отсеки и машинное отделение оказались затоплены, около ста солдат утонуло в первые минуты в своих койках.
Удалось спустить один катер и две шлюпки (всего на корабле было восемь шлюпок), в которые усадили женщин и детей. Остальные шлюпки либо разбились при спуске на воду, либо... Как известно, на флоте лучшая приборка — это покраска. Механизмы шлюпочных талей оказались настолько густо покрыты высохшей краской, что разблокировать их не удалось даже под угрозой смерти в волнах. Между тем, чтобы не допустить паники, солдаты морской пехоты, кроме тех, что были задействованы на водоотливных помпах, были построены на юте. Подполковник 74-го пехотного полка Александр Сетон, взявший на себя командование «Томми», собрал офицеров и потребовал строгого соблюдения дисциплины. На палубе поддерживалась идеальная тишина, не было слышно ничего кроме ясного, твёрдого голоса капитана Салмонда, отдававшего приказы.
Комментарии 1