УРОКИ ЖИЗНИ КЛАРЫ МАТХАНОВОЙ​ ​ Что для человека 45 минут жизни? Если в этот промежуток происходит что-то радостное, например, рождение ребенка, то это будут самые счастливые мгновения, несмотря на муки родов. Ты будешь помнить их всю жизнь. Если происходит что-то печальное, то станут они самыми горькими минутами, о которых ты будешь вспоминать до конца своих дней.​ ​ В жизни учителя, в его сорока пяти минутах, что длится урок, может быть заключено всё: горе и счастье, жизнь и смерть, а, главное, будущая личность может навсегда сохранить в себе доброту, ум, преданность и любовь учителя (в советское время длительность одного урока составляла 45 минут, – прим. автора). Кто мы без учителей? Недочеловеки. Без них мы не сможем правильно понять саму жизнь, «разложить» ее по полочкам, проанализировать поступки хорошие и плохие. Потому что слова педагога, услышанные и прошедшие через сердце в этом самом промежутке – 45 минут – будут сопровождать нас всю жизнь.​ ​ Сегодня хочу рассказать о кавалере Ордена «Знак Почета», Заслуженном учителе РСФСР, Отличнике просвещения, учителе русского языка и литературы Кларе Иринчеевне Матхановой, которой 26 октября 2021 года исполнилось бы 90 лет.​ ​ Два года назад в Музее истории г. Улан-Удэ на выставке, посвященной монгольской письменности я познакомилась со средней дочерью Клары Иринчеевны Мариной. Сдружились, переписывались в соцсетях, я побывала у нее в гостях, где мы вместе читали воспоминания Клары Иринчеевны и шмыгали носами, утирая слёзы от слов, нашедших отклик в душе. И в канун юбилея учителя хочу поделиться ее мастерски написанными строками.​ ​ Клара Матханова – удивительный человек, уникальный, учитель до мозга костей, и, прочитав ее воспоминания, мне она представилась сильным ветвистым деревом с мощным стволом и крепкими корнями. Да и сам автор, вспоминая свои бурятские корни, сравнивала их с древесными.​ ​ – Старинные роды бурят крепки не только корнями. Молодые побеги дерева дают продолжение жизни. Такое выстоит даже в самых тяжелых условиях. Именно на такое дерево и похож аларский род Матхановых, старинный и знаменитый. Основателем-родоначальником его был Сагаан, один из потомков четвертого рода аларских хонгодоров. У него родился сын Матхан. Вот откуда и от кого пошла наша фамилия – Матхановы, – пишет Клара Матханова в редакцию газеты «Аларь» в 2007 году по случаю 85-летия Аларского района Иркутской области.​ ​ Матхановы – уроженцы Аларской долины, рода Дуртэн (вперед стремящиеся). Их долина и их улус Сагаан нуга (Белая долина) – самые красивые места во всем белом свете.​ ​ Дед Клары по отцу, Михаил Матханов, умер на чужбине. В 1930 году ему пришлось выехать из родного улуса, заклеймили: кулак. Об этом рассказал отец Клары – Иринчей Матханов. Именно тогда, в 1946 году, после окончания седьмого класса, на берегу реки Белая, у улуса Сагаан Нуга, она впервые ощутила отцову тоску, как свою. Он долго бродил по пустырю, голос его дрожал от нахлынувших воспоминаний о детском счастье, родительской любви и вынужденном расставании с родными местами.​ ​ – Родилась я 26 октября 1931 года в семье сельского учителя Иринчея Михайловича Матханова и слушательницы школы ликбеза Натальи Намсараевны Матхановой-Морохоевой, – вспоминает Клара Иринчеевна. – Детей пятеро, я – старший ребенок в семье.​ ​ Иринчей Матханов чтил семейные традиции. Воспитал детей в уважении к человеку, кем бы и каким бы он ни был. Старшего в семье буряты называют «аха». Отца Клары называли ласково «ахаади». Среди сверстников и братьев был лидером. Годы нелегкой жизни, самая жестокая Отечественная война учили нравственным истинам. Их Иринчей Матханов прививал и своим детям, и внукам. Внушал: «Под пулями нет атеистов, все взываем к матери и к чудотворцу, чтобы сохранил нас ради детей малых», «Родство бывает не только по крови, оно зависит от многого, но главная почва – степень общения с родными», «Образование – лучший страж свободы, чем развернутая армия». ​ Куда иди с таким посылом? Только в учителя.​ ​ – Я окончила с отличием Бурятский государственный педагогический институт имени Доржи Банзарова в 1953 году, – пишет Клара Матханова. – Кафедра педагогики предложила мне продолжить учебу в аспирантуре, но я поехала в таежную аларскую глухомань за мужем, Виктором Бажеевичем Мохосоевым. Тогда формировали коллектив средней школы в деревне Больше-Усовское, мой муж там назначен директором. Почти все учителя молодые, свеженькие выпускники педвузов, романтически настроенные, с высокими идеалами, влились в сибирский коллектив спокойно, естественно.​ ​ Встать на профессиональную дорогу твердо и уверенно шагать способствовали строгие завучи Полина Сергеевна Сухаева (математик) и Ольга Григорьевна Власенко (географ).​ ​ – Такая удача на завуча выпадает, к сожалению, не часто и не каждому учителю, – уверена Клара Иринчеевна. – Они, по моему убеждению, мастера дела, которое им поручено. Учить, направлять деятельность учителя – обязанность не из легких. Институт повышает наш образовательный уровень. Остальное в профессии учитель добывает с помощью учеников и завуча. Мой отец, педагог с серьезным опытом, и муж, директор школы, советовали мне, молодому специалисту, без обид воспринимать бесценные анализы моих уроков. Окончив пединститут с отличием, я была неплохого мнения о себе. Анализы уроков были для меня наказанием за верхоглядство и молодой максимализм. Я понимала, что закончилось безмятежное студенчество. На детях, что пришли в школу за знаниями, долго тренироваться нельзя.​ ​ В трудовой книжке Клары Иринчеевны всего две записи: Больше-Усовская средняя школа Аларского района (в 1959 году перенесена в Иваническ) и 11-летняя Аларская общеобразовательная школа с производственным обучением.​ ​ – Когда нас, Виктора Бажеевича и меня, перевели из Иванической школы в Аларскую (1962-1995 гг.), я засомневалась в своих возможностях, – продолжает Клара Матханова. – Была назначена завучем. Аларская школа с богатой историей, самая крупная сельская в округе. И директор – уважаемый человек, фигура былинная. Высокий, крепкого сложения, красавец, отец троих детей Лаврентий Борисович Бутуханов. Историк по специальности. Учитель-оратор. Дети гордились, что учатся у него. Увлекал старшеклассников мыслями и фактами не по учебнику. Под его руководством коллектив работал с великолепным настроем. Учителя духом и делом – патриоты. И таких же растили и воспитывали. Дал торжественное обещание быть честным и справедливым, учиться и трудиться на совесть, – изволь, выполняй.​ ​ Сказать-то нетрудно. Вроде бы, простые истины и требования, но нелегко выполнить, – пишет Клара Иринчеевна. – Конечно, ностальгирую, когда сегодня вижу что-то, выходящее из ряда нормальной жизни: девушка курит, бранное слово вылетает с напомаженных губ, струится папиросный дымок, красивый юноша в стильной одежде, не то причесанный, не то взлохмаченный, сквернословит, выражая свое полное пренебрежение к окружающим, а ему обязательно вторит какая-нибудь гламурная Нюша. Но я уверена, что порядок и порядочность в наших умах и душах обустроится, потому что поднимется с колен Учитель. Среди его питомцев будет немало Сахаровых, Ландау, Сухомлинских. Возродится «душа человеческая, озябшая на безжалостном ветру времени».​ ​ Сорок три года у классной доски и школьные коридоры подарили Кларе Иринчеевне общение с наивными, доверчивыми деревенскими детьми.​ ​ – Они чисты и просты, как леса, поля и луга, – говорила Клара Иринчеевна. – Отзывчивы на ласковое слово, сердечную «правдишную» доброту. И жгучи, как крапива, в ответ на недоброе. Поэт Андрей Дементьев пишет, что мы порой забываем, как слова остры и ранят глубоко. Я помню инцидент: в учительской распекали мы прогульщика-семиклассника. Кто-то неосторожно высказался: «Маме вашей не до вас, ведь она – ...». Мать выпивала крепко. Мальчик, славный малый, белокурый, уловил мысль и закричал, как раненый: «Она не пьяница, она рисует красиво, поет красивые песни, она любит нас, ласкает…». Ближайшим летом его мать утонула в озере. А сынишка перед классным руководителем кричал и слезы катились, он не стеснялся их... и убежал. Больше он в школу не приходил.​ ​ Заглянув в копилку жизни, можно увидеть много интересного и поучительного, веселого и грустного. Удивляюсь, что все это было со мной, – вспоминает дальше Клара Иринчеевна. – До сих пор не могу объяснить себе, как же удавалось женщинам через два месяца после родов выйти на работу. В классах зимой было холодновато. А вот расписание составляли «по уму»: у кормящей матери были «окна» между уроками. Дитё надо покормить грудным молочком, приласкать, обогреть материнским теплом. Да и самой чаю с домашним калачом попить. И все бегом и рысью, не переходя на галоп.​ ​ Всё поспевалось и всё шло своим чередом. Клара Матханова гордилась коллегами, с кем довелось работать, гордилась учениками двух школ, где посчастливилось работать. Волновалась, дерзала, несмотря на то, что в сельской, в маленькой, шагала в ногу со временем.​ ​ Летом 1968 года Клара дошагала до II-го Всесоюзного съезда учителей. В составе делегации из 36 человек она представляла Аларский и Нукутский районы округа. Большая честь и признание заслуг скромного сельского учителя. Женщин-учителей перед отправкой причесали в лучших парикмахерских Иркутска. В салоне для новобрачных позволили выбрать наряды. Кларе сделали первый в её жизни маникюр, а её длинные непокорные волосы уложили в модный в те времена «Колосок». Правда, эта красота на головке продержалась недолго. Кожа зудила и, едва войдя в свой номер в гостинице «Спутник», Клара побежала смывать красоту с волос.​ ​ В гостинице культурно-вежливые, предупредительные горничные и официанты, – вспоминает Клара Матханова. – Мы, простодушные, прониклись к обслуживающему персоналу не только благодарностью, а чувством родства. Ничто не дается так дешево, как вежливость, и ничто не ценится так дорого, как вежливость.​ ​ Встречи с людьми учат. Учат и взрослых, и детей. Вспоминала Клара Иринчеевна и курьезные случаи:​ – Мы с соседкой по номеру Ириной Львовной Каральчук из Усть-Илима приехали с детьми: она с сыном, я с дочкой Мариной, чтобы пройти медицинскую консультацию. Пока мы заседали, слушали выступления делегатов съезда, наши детки бегали по гостинице. Увидев негра, преследовали его до номера и завели разговор. Задавали ужасные вопросы. А однажды, узнав, что в соседнем номере живет арабская принцесса, захотели увидеть живую, настоящую, а не киношную.​ ​ Настоящая не оправдала ожиданий. Вышла полная, в коротком платье до колен женщина, с распущенными кудрявыми волосами. Тогда советские девушки не распускали волосы по плечам. «Наверно, давно уже не принцесса, а принцессина служанка», – размышляли дети. Такие бытовые картинки-воспоминания из Москвы тоже характеризуют человека – чувствующего, доброго, настоящего.​ ​ На пленарном заседании съезда слушали министра просвещения Михаила Прокофьева. Записывала его слова Клара старательно, потому как потом доклад держать перед коллегами. Ораторы делились результатами педагогических поисков. По стране внедряли математический опыт Виктора Шаталова, комплексное обучение русскому языку по системе Таисы Ладыженской. В душу Клары запал призыв-пожелание ученого, педагога Шалвы Амонашвили: «Школа должна стремиться к тому, чтоб стать домом радости, куда тянуло бы детей, куда бы они спешили».​ ​ – Слушали Льва Кассиля, – пишет Клара Иринчеевна. – Смысл выступления: работать изо всех сил, пока другая сила (болезнь или смерть) не остановит нас. Мария Прилежаева говорила как-то по-матерински, чувствовалось в ней учительское, рассказала о работе над ленинской темой. Большой знаток языка, талантливый писатель. После заседания пошла неторопливо к автобусной остановке. И такая усталость, даже беспомощность во всей ее крупной фигуре. Стояла на остановке, ссутулившись. В московской суетной толпе большого города. Все бегут, ничего, никого не замечают. И сразу, Москва – большая, безразличная, с богатыми магазинами, где можно купить многое, чего не бывает в наших гастрономах и промтоварных магазинах – мне разонравилась. Мы, сельские, выросли и живём в ритме неспешном, размеренном, без шума и суеты. С неторопливостью шагаем себе по дорожке на работу, к соседям, в магазин, в клуб, в сельский совет. Суета съедает здоровье, сушит душу, делает её зябкой, пустоватой.​ ​ С 1953 года до вынужденного выезда в 1995 году жизнь семьи Клары Иринчеевны и Виктора Бажеевича текла мирно и счастливо. Все четверо их детей – Елена, Марина, Серженна, Бажей – родились в Алари. В 1995 году семью постигла беда – огонь спалил их родовой дом, за каких-то три часа семья оказалась бездомной, нищей.​ ​ – Даже думать не хочу, кто автор этой беды, – с горечью вспоминает Клара Матханова. – Пусть ему не будет покоя. В чем может провиниться учитель, чтоб обречь его семью на трагедию? Виктор Бажеевич не смог вынести такого удара: через шесть месяцев после пожара ушел из жизни с глубокой обидой на поджигателя. Его дети в дни, когда люди прощают друг другу обиды, тоже прощают тому, кто выжег из родного гнезда и «убил» их отца – человека доброго, мирного, на злобу безответного.​ ​ После пожара семья переехала в Улан-Удэ. Учителя, ученики, родные и близкие оказали моральную и материальную помощь. Переезд случился в самое трудное время. Время, когда в стране никто не получал заработную плату. Вместо денег домой приносили когда коробку яиц, когда ящик водки, когда предметы производства, словом, всё, что заставляло «крутиться», выживать, думать, как прокормить детей, поддержать стариков и самому не упасть на дно. Выдержала двойной удар семья Клары Иринчеевны и Виктора Бажеевича достойно.​ – Мир не без добрых людей, – пишет Клара Матханова. – Именно они помогли воспрять духом всей нашей семье.​ ​ Вспоминая свою трудовую деятельность, Клара Иринчеевна напутствует:​ – Жизнь казалась бесконечной молодостью и дерзанием. Свое поколение, его трудовую жизнь, его историю ценю, уважаю. И так горько переживаю, когда «умники» начинают упражняться в оплевывании целых поколений, обвиняя в самых разных грехах и глупостях. Сколько добросердечия и материнской заботы учителя об ученике. Хотелось, чтобы дети усвоили азы наук, умели применять школьные знания в жизни – сложной, непредсказуемой. Учителя – это суть школы, ее интеллектуальное содержание, ученики – гордость и слава школы.​ ​ Много лет Клара Иринчеевна возглавляла Аларскую среднюю школу. Под ее руководством работал творческий сплоченный коллектив единомышленников. На базе школы проводились самые ответственные мероприятия областного и районного значения методического, практического характера. В жизненном кредо учителя-коммуниста Матхановой не было мелочей и отложенных дел.​ ​ Чтобы прийти к такому нужно пройти самую важную школу – школу жизни. Клара Матханова прошла ее на «отлично». Не просто, не легко, а по крупицам отдавая детям свое сердце. И каждые ее 45 минут жизни, заключенные в уроке, во внеклассных мероприятих, непременно отозвались в сердцах ее учеников.​ ​ «Самое ценное и приятное заключается в том, когда в тебе узнают и признают детей, внуков и правнуков Виктора Бажеевича и Клары Иринчеевны. Простых сельских учителей», – считает Марина Викторовна.​ ​ Вспомните сегодня всех тех, кто дарил нам любовь и тепло своих сердец, отдавал свои знания и навыки, научил смотреть уверенно вперед и мечтать. https://www.facebook.com/groups/735500033284974/permalink/1996922693809362/
    3 комментария
    218 классов
    🌟Областной Сур-Харбан-2024🌟 🔥🤼 Евгений Жербаев ( Нукутский район ) вышел в финал абсолютки! 👉 Усть-Ордын унэн https://vk.com/uounen
    1 комментарий
    4 класса
    Для составления родословной ➡️В Госархиве республики чаще используется нисходящий способ установления родословной, то есть от себя к предкам. Самое главное, говорят архивисты, - знать, к какому роду принадлежали ваши предки, или хотя бы местность, где они жили. Пригодится любая информация, в том числе и родовые легенды. ➡️Читальный зал Государственного архива Бурятии работает с понедельника по четверг. Пятница – санитарный день. ➡️Адрес: Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 9а (вход во двор через здание Народного Хурала Бурятии по паспорту). ➡️Телефон приёмной: 8 (3012) 21-18-82.
    2 комментария
    1 класс
    ☝️Чтит память своих предков ! Уважение человеку!
    1 комментарий
    10 классов
    Ёхор - это мужской воинственный танец! Известно, что в прошлом охота "зэгэтэ аба" устраивалась с целью захвата чужих земель. Ёхор был одной из форм обучения военным действиям, направленным на защиту своего рода. Ёхор - это мужской воинственный танец, отражающий процесс облавной охоты, нападения и защиты. Таким образом, буряты сегодня танцуют ёхор, без внутреннего этно-исторического содержания. В советское время бурятский танец ставили столичные балетмейстеры. Их копировали хореографы коллективов по всей республике. Бытовые и ритуальные, истинные танцы бурят были совершенно забыты.
    10 комментариев
    16 классов
    ВЕРНОСТЬ - это когда в твоём сердце ни на секунду не появлялся кто-то другой. Когда у тебя и мысли не было, что можно найти замену, потому что ты точно знаешь, что лучше никого нет и не будет. Это когда ты на других смотришь, но не замечаешь. Верность - это когда у тебя в душе только один человек, даже если ты его не касаешься... Верность, она внутри: в крови, в голове, в сердце. Верность - роскошна. Это качество. Это порода. Ты либо способен на нее, либо нет. Человек, обладающий преданностью, поистине велик. Он на голову выше остальных, а то и на три. Кто-то скажет сейчас, мол, в жизни всякое бывает. Нет, дорогие мои, у такого человека - всякого не бывает. Только свое. Только родное. Существуют верные, преданные люди, разборчивые во всем, а не всеядные, бросающиеся от одной к другому, подбирающие все без разбора - этакие падальщики... У тебя могут быть разные обстоятельства, разное настроение, направления и скорость... Но человек в твоем сердце только один. Тот, ради которого, если будет нужно, ты изменишь и обстоятельства, и настроение, и направление, и скорость..
    3 комментария
    9 классов
    Монголы всего мира обязаны проявлять столько согласия, солидарности, взаимовыручки, помощи, и целенаправленных общих усилий, чтобы нация процветала в целом в долгосрочной перспективе. С детства приобщать своих детей к таким ценностям как: 1) Традиции 2) Культура 3) История своего рода и народа в целом 4) Язык 5) Уважение к старшим 6) Взаимовыручка 7) Образование 8 ) Здоровый образ жизни Не делить и не дробить, а объединять. Наше разнообразие и есть наша сила и уникальность
    1 комментарий
    6 классов
    Бурятский рэп, на передовой
    14 комментариев
    636 классов
    Михаил Николаевич Богданов. Михаил Богданов родился в 1878 году в улусе Укыр Идинского ведомства (ныне Боханский район) Иркутской губернии. Закончив иркутскую гимназию, поступил в Казанский Учительский институт. Затем слушал лекции в Томском, Санкт-Петербургском, Берлинском, Цюрихском университетах. За время учёбы Богданов овладел английским, немецким, французским и другими языками. Получив таким образом солидную академическую подготовку, Богданов занялся научной деятельностью. Сферой его научных интересов были история, экономика, этнография, право, землепользование бурят, хакасов, калмыков и других народов России. Он положил начало такой научной дисциплины, как историческое бурятоведение. За время занятия наукой он написал более 50 научных трудов. Многие из них до сих представляют интерес для историков и этнографов. В переломный исторический момент Российской империи, в 1917 году, Михаил Богданов стоял у истоков бурятской государственности. Его проект национального самоопределения бурятского народа был утверждён на Первом общенациональном съезде бурят-монголов 23-26 апреля 1917 года в Чите. Основными идеями проекта были: создание национальных автономий бурят Иркутской губернии и Забайкальской области, которые объединяются в одну автономию. автономия будет состоять из сомонов, которые, в свою очередь, входят в хошуны, которые образуют аймаки. верховным органом бурятской национальной автономии будет являться бурятская национальная Дума «Буряад улсын сугалган». В качестве шага в осуществлении проекта, Богданов разработал промежуточный статут. Данный статут был одобрен и принят на Общебурятском съезде в октябре 1917 года. По статуту вводились временные органы управления делами бурят-монголов. Высшей властью становился Общебурятский съезд. В промежутке между съездами власть осуществлял Национальный совет. Исполнительным органом национально-государственной власти становился Центральный национальный комитет (Бурнацком). Аналогично строилось и местное управление в аймаках, хошунах и сомонах. В Забайкальской области были созданы крупные аймаки — Агинский, Баргузинский, Хоринский и Селенгинский, в Иркутской губернии — Ангарский, Эхирит-Булагатский и Тункинский. Михаил Богданов стал председателем Бурнацкома в марте 1918 года. Однако на практике осуществить все свои идеи по строительству бурятской государственности он не успел: в России вспыхнула Гражданская война, территория Забайкальской области и Иркутской губернии была занята войсками Колчака и белочехов. Богданов вынужден был уйти в подполье. В конце 1919 года Михаил Богданов был расстрелян по приказу белоказачьего атамана Григория Семёнова. Величайшая заслуга Михаила Богданова, виднейшего общественного деятеля, талантливого организатора и трибуна, революционера-народника, состоит в том, что он всей своей деятельностью революционизировал бурятское общество, создал определенное умонастроение в улусах, оказывал огромное влияние на молодую растущую интеллигенцию, нацеливая на борьбу с несправедливостью, отсталостью и реакционностью.
    2 комментария
    66 классов
    Республика Бурятия отмечает сегодня своё 100-летие. 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика. Элбэк-Доржи Ринчино – первый глава бурятской автономии, основатель Республики Бурятия. С его именем связаны самые ключевые этапы становления и дальнейшего развития Бурят-Монголии, а также национальной государственности Монголии. В музее Хилганайской средней школы Баргузинского района, которая носит его имя этого, хранится экзаменационная работа 11-летнего Элбэка-Доржи Ринчино, ученика начальной школы бурятской деревни Улюн. ***** “Экзаменационная работа по русскому языку Элбыка Ринчинова Май 1899 года Колосья Мальчикъ лътом шелъ въ полъ за отцомъ. Рожь поспъла и зрълые колосья клонились к землъ, только одинъ колосъ гордо торчалъ вверхъ. Мальчикъ спросилъ отца: - почему одинъ этотъ колосъ не гнется къ землъ? – Отецъ отвечалъ: «Всъ колосья полны, зеренъ (?) - отъ тяжести гнутся къ землъ, а – этотъ колосъ пустой. Такъ бывает и съ людьми: человъкъ умный и дъльный всегда скроменъ, а глупый и пустой важничаетъ”. ***** Газета “Нютаг хэлэн / Диалекты” поздравляет всех со столетним юбилеем нашей любимой Бурятии! Дулма Баторова
    4 комментария
    38 классов
allofburyatia
  • Класс
  • Класс
Показать ещё