По этому поводу существует хадис, на который опираются сторонники проявления щедрости для своей семьи в день 'Ашура: «Кто проявил щедрость по отношению к своей семье в день ‘Ашура, к тому Аллах проявит щедрость на протяжении всего года».
Кто-то из обладателей знания считал этот хадис слабым, кто-то вымышленным, а кто-то хорошим и даже достоверным. И поэтому, исходя из оценки этого хадиса, между учёными было разногласие относительно желательности данного поступка - проявление щедрости. Кто-то из них считал это желательным, а кто-то – порицаемым нововведением.
Множество великих имамов, в числе которых Яхья ибн Яхья аль-Лейси, Ахмад ибн Ханбаль, Абу Зур’а, аль-‘Укъайли, ад-Даракъутни, Ибн аль-Джаузи, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, аз-Захаби, ‘Абду-р-Рахман аль-Му’аллими, аль-Альбани посчитали хадис слабым.
Но передается множество асаров о правомочности проявления щедрости в день ‘Ашура.
Передается от Суфьяна ибн ‘Уяйны: “Сообщил мне Джа’фар аль-Ахмар, передавший от Ибрахима ибн Мухаммада ибн аль-Мунташира, и сказавший о нём: «Он был наилучшим из всех, кого нам довелось повидать в Куфе», что дошло до него следующее: «Кто проявил щедрость к своей семье в день ‘Ашура, к тому проявит щедрость Всевышний Аллах на протяжении всего года».
После чего Суфьян сказал: “И мы практиковали это на протяжении пятидесяти лет и замечали увеличение удела”.
Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘Ияль” 386, Абу Ну’айм в “Ахбар Асбахан” 2/163. Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ Фадль ‘Ашура” 1/105.
Упомянув слова шейхуль-Исляма Ибн Таймии, сказавшего: “Никто из имамов Ислама не считал желательным расходования на семью в день ‘Ашура”, хафиз аль-‘Иракъи в опровержение этого утверждения сказал:
“Об этом говорили ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Джабир ибн ‘Абдуллах, Мухаммад ибн аль-Мунташир, его сын – Ибрахим, Абу аз-Зубайр, Шу’ба, Яхья ибн Са’ид, Суфьян ибн ‘Уяйна, а также прочие из числа поздних поколений. Также Ибн Нубата аль-Фарикъи говорил: «Расходование в день ‘Ашура на членов семьи является Сунной, не являющейся скрытой от людей»”.
См. “ат-Тауси’а ‘аля аль-‘ияль” 5.
Джабир сказал: “И мы практиковали это и обнаружили это таковым”. И то же самое сказали передавшие эту версию хадиса Абу аз-Зубайр и Шу’ба”.
Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 10/140 (14994-14996). Иснад хороший.
Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан сказал: “И мы практиковали это, и нашли это истиной”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 10/140 (14997). Иснад отличный. См. “ат-Тауси’а ‘аля аль-‘ияль” 6, “аль-Макъасыд аль-хасана” 1193.
Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “И мы практиковали это на протяжении пятидесяти лет, и замечали увеличение удела”.
Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘Ияль” 386, Абу Ну’айм в “Ахбар Асбахан” 2/163. Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ Фадль ‘Ашура” 1/105.
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Хадисов о достоинствах дня ‘Ашура много, но достоверных из их числа мало”, затем добавил: “А что касается расходования и проявления щедрости в день ‘Ашура, то это то, что будет припасено для него по единодушному мнению, если тем самым он желал Лика Аллаха”.
См. “аль-Масалик фи шарх Мууатта Малик” 4/205.
В любом случае, эти разногласия не являются поводом для вражды и споров, и если кто-то из мусульман исходя из этого будет опираться на обсуждаемый хадис и асары, то нет в этом никаких проблем, и никто не имеет права порицать его за это.
Как и не заслуживает порицания тот, кто выбрал мнение множества великих имамов, среди которых: Яхья ибн Яхья аль-Лейси, Ахмад ибн Ханбаль, Абу Зур’а, аль-‘Укъайли, ад-Даракъутни, Ибн аль-Джаузи, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, аз-Захаби, ‘Абду-р-Рахман аль-Му’аллими, аль-Альбани, посчитавших, что в данной главе нет ни одного достоверного хадиса и что это деяние не является узаконенным.
Что же касается тех, кто склонился к желательности проявления щедрости в день ‘Ашура, опираясь на обсуждаемый хадис, то им не следует впадать в крайности, считать день ‘Ашура праздником и устраивать различные угощения по случаю этого дня.
Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: “Проявление щедрости в день ‘Ашура на семью, родственников, сирот, нуждающихся, а также увеличения расходования и совершение садакъа, является желательным так, что этот факт не является скрытым. Но при условии, которое упоминалось ранее, чтобы не было в этом излишества, дабы не стали считать подобное Сунной, которую необходимо совершать. А если подобное дойдёт до такой стадии (что станут считать это необходимым), то это станет порицаемым поступком, особенно, если совершающий такое будет из числа обладателей знания, которому подражают. И разъяснение Сунны, её распространение и обучение лучше, чем расходование в этот день. И те, кто жил раньше нас (саляфы) не готовили какую-то конкретную еду в этот день, считая это необходимым. А некоторые учёные, да смилуется над ними Аллах, специально оставляли расходование именно в этот день, дабы дать понять людям, что расходование в этот день не является обязательным. А что касается того, чтобы в день ‘Ашура приносить в жертву курицу или иное животное, и считать не совершившего это тем, кто не отдал должного этому дню, а также приготовление определённых зёрен и т.п., то саляфы не совершали такого в этот день. И они не знали иного возвеличивания этого дня, кроме как многочисленным поклонением, раздачей милостыни и совершением благих дел, пользуясь достоинством этого дня, а, не сводя всё лишь к еде”.
См. “аль-Мадхаль” 1/289.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев