По преданию, чудотворный образ Богородицы привезли в Новгородскую землю из греческого города Ольвиополя в конце X столетия. Была икона небывало больших размеров: примерно 260 сантиметров в высоту и 190 в ширину. Чудеса по молитвам перед ней стали происходить в годы правления Ивана Грозного. А около 1570 года на новгородские земли пришла беда – моровое поветрие. Некому жителю Тихвина было откровение: чтобы эпидемия прекратилась, нужно перенести Старорусскую икону Богородицы в Тихвин, а Тихвинскую, напротив, – в Старую Руссу. И было посему: старорусская святыня пришла в Тихвин, а в Руссу перенесли список чудотворной Тихвинской иконы. По другой версии, во время мора Старорусскую икону носили по селениям, пока она не оказалась в Тихвине, где непредвиденно задержалась более чем на триста лет.
Рушане (жители Старой Руссы) неоднократно обращались к тихвинцам с просьбой вернуть им святыню, но те не торопились расставаться с чудотворным образом. В конце XVIII столетия для рушан была сделана точная копия Старорусской иконы. Ее поместили в старорусском Спасо-Преображенском монастыре, где она также стала прославляться чудесами. Но жители Старой Руссы по-прежнему стремились вернуть себе подлинник, и в 1805 году началась их тяжба с тихвинцами. Завершилась она лишь в 1888 году, когда с соизволения императора Александра III святыня была возвращена рушанам. Сохранилось подробное описание торжественного крестного хода с чудотворной иконой, который продолжался с 31 августа по 18 сентября (по старому стилю). Перенесение иконы из Тихвина в Руссу сопровождалось многими чудесами, и вот лишь одно из них, записанное иеромонахом Сергием, насельником старорусского Преображенского монастыря.
"На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш – женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивлся этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную".
Чудотворная икона находилась в Спасо-Преображенском монастыре до прихода к власти большевиков, которые "разорили" ее и передали в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации, в августе 1941 года, древняя святыня исчезла из Старой Руссы и до сих пор не была обретена.
Ныне в старорусском храме святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, пребывает чтимый список чудотворной иконы Божией Матери. Среди других святынь Георгиевской церкви – прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову, и Смоленская икона Божией Матери, подаренная храму отцом Иоанном Кронштадтским. Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это – священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских.
Спасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен… это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом.
Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины – селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери. Следы на полу храма свидетельствовали о том, что икону тащили волоком, ликом вниз. "Русский человек без Бога – дрянь", – вспоминаются слова Федора Михайловича Достоевского, не раз молившегося перед чудотворной Старорусской иконой.
Знакомясь с историей Старорусской иконы, поневоле загрустишь. Но как не надеяться на то, что и чудотворный образ, и список с него будут обретены, а белый Спасо-Преображенский монастырь вновь наполнится молитвой! Новгородская земля небывало богата святынями, и многие из них только начинают возвращаться к жизни…
(Цитировано по "Русской линии"
http://rusk.ru/)
Нет комментариев