Популярная и одинокая, добрая и ехидная, мудрая и инфантильная.
Она не могла похвастаться большим количеством крупных ролей в кино и театре, тем не менее британская энциклопедия "Кто есть кто" включила ее в десятку выдающихся актрис ХХ века.
Эйзенштейн сказал молодой Раневской:
| "Ты погибнешь, если не научишься требовать к себе внимания, если не научишься заставлять людей подчиняться своей воле. Ты погибнешь и актриса из тебя не получится. Как говорится,- sapienti sat (мудрому достаточно)".
Когда в театре заканчивался эпизод с Манькой-спекулянткой в "Шторме", народ, устраивал ей невообразимую овацию и, не досматривая конец, просто уходил со спектакля, унося в себе это главное драгоценное впечатление.
Когда Чарли Чаплин посмотрел фильм "Мечта", он с восхищением сказал: "Раневская - одна из самых выдающихся актрис ХХ века".
Она царила в актерской Империи Чувств, устраивая из каждой своей роли достойное пиршество. Наверно, потому так мало и создала, что до второсортного и пустого не снисходила и в сотрапезники по спектаклю брала далеко не всякого.
Фаина Георгиевна Раневская так много курила, что врачи не понимали, как и чем она дышит. А она отвечала: "Я дышу Пушкиным…"
Она категорически отказалась праздновать свое восьмидесятилетие. На том основании, что "старость – это просто свинство".
Она никогда не была замужем, полагая, что роль женщины в жизни в чем-то даже важнее, чем роль мужчины.
В своей единственной, но "так и ненаписанной" книге она о разнообразии женских и мужских ролей написала:
"Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным".
О нашем народе, который, как известно, состоит из представителей обоих полов, Раневская была настолько невообразимого мнения, что ни одно советское издание не отважилось бы опубликовать ее философскую запись в записной книжке:
"Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но практически как-то складывается так, что постоянно, процентов на восемьдесят, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек. Беда!"
По отношению к себе ирония Фаины Георгиевны еще безжалостней:
"Как я завидую безмозглым! Поняла, в чем мое несчастье: скорее поэт, доморощенный философ, "бытовая дура" – не лажу с бытом. Урод я!"
Она жила в умопомрачительной комнате с видом на глухую стену. В комнате даже днем горел электрический свет, и это позволяло Раневской сравнивать себя с ведром, опущенным на дно колодца. И очень любила свою домработницу, напоминавшую по виду и образу действий "городскую сумасшедшую".
В придуманной ею реплике в кинофильме "Подкидыш" содержится энергетика, которая заставила смеяться всю страну. Из-за этой реплики Раневскую окружали на улице мальчишки. Они бежали за ней и кричали: "Муля, не нервируй меня!"
Успех был потрясающий, но Фаиной Георгиевной ненавидимый:
"Боже мой! Как я ненавидела, как остро ненавидела роль, принесшую мне успех!"
Актрисой Раневская "почувствовала себя очень рано":
"…
Испытываю непреодолимое желание повторять все, что делает дворник. Верчу козью ножку и произношу слова, значение которых поняла только взрослой. Изображаю всех, кто попадается на глаза. "Подайте Христа ради", - произношу вслед за нищим; "Сахарная мороженая", - кричу вслед за мороженщиком; "Иду на Афон Богу молиться", - шамкаю беззубым ртом и хожу с палкой скрючившись, а мне 4 года".
Родилась Фаина Георгиевна 27 августа 1896 года в Таганроге.
Настоящая фамилия Раневской была Фельдман. Юная актриса выбрала несколько претенциозный псевдоним, напоминающий о героине "Вишневого сада", и напророчила себе судьбу. До самой смерти играла главным образом в комедиях, шутила, как дышала - рефлекторно, а вот жила долго и несчастливо.
Про деньги, которые она ненавидела, выразилась так:
"Куда эти чертовы деньги деваются, вы мне не можете сказать? Разбегаются, как тараканы с чудовищной быстротой".
Причем сама способствовала этому, - после каждой получки рассовывала рубли по многочисленным конвертам и анонимно рассылала тем знакомым, кто нуждался в помощи.
Подписывалась в письме:
"Ваша дама с камениями." - это когда ей поставили диагноз "камни в почках".
Телефонный разговор с занудливым собеседником завершала словами:
"Извините, я не могу продолжать разговор. Я говорю из автомата, а здесь собралась большая очередь."
Из светской беседы:
"Вам не кажется, что погода переживает климактерический период?"
А как не привести ее афоризм: "
Я никогда не была красива, но зато всегда - чертовски обаятельна", и ответ на вопрос: "Над чем сейчас работаете?" - "Над собой. Я симулирую здоровье."
Нет комментариев