Вряд ли разработчики по созданию мифа «Канжальское сражение», предполагали такую короткую жизнь созданному в тиши научных учреждений работу по внедрению эпохального сражения.
Правда были, и отдельные выезды на территорию Балкарского села Кёнделен, где проводилась рекогносцировка светлыми умами, примеряя место, где обозначить сражение.
Видимо, что-то, не сошлось. Кабинетная работа была более успешной, чем определиться с местом вероятного сражения.
И эту роль определения места сражения вызвался найти или обозначить местный краевед Виктор Котляров.
Но и его старания в течение 10 лет с момента создания научного мифа ничем не подкреплены.
Единственное и главное в чём удаётся Котлярову В.Н., топонимы до сих пор носившие балкарские названия стали звучать кабардинским акцентом.
Чтобы не быть голословным сошлюсь на один пример известной книги Котлярова Виктора Николаевича «Канжальская битва: взгляд сквозь столетия»,
с.67… Поделились с Хасаном с нашими проблемами, и он посоветовал нам поискать невдалеке от привала – на холме, название которого с кабардинского переводится как место, на котором делили добычу…
Вот таким образом известный краевед, заслуженный краевед,
который с балкарскими проводниками исколесил все тропинки и дорожки вокруг Кёнделена и не знает, что топоним носит балкарское название: «Тоноу юлешген тёбе» место дележа награбленного.
Не все знакомы с такими хитросплетениями в науке, когда задаётся искомое, ключевое слово, которое затем определяет всю тему.
… Холм, который с кабардинского переводится…
Какой вывод напрашивается. В этой местности живут кабардинцы.
Значит, и сражение было здесь… все признаки налицо…Котляров В.Н. известный краевед, да кто ему не поверить?!
Да вот не задача, и еще один прокол у одного известного краеведа…
Все удивительные открытия прямо таки насыщены в той самой известной книге Котлярова Виктора Николаевича о месте сражения:
С.10 - Ф. Мехмед-Ага…хан согласился на эти условия и устроил стоянку в узкой долине…
Согласитесь это же не горы.
С.11- С.М. Риза…Воины с высокомерием, гордостью и трепетом ожидали со страхом своего трагического финала, оказавшись в узком и глубоком ущелье на открытом месте…
Видимо, кто слышал о так называемом «Канжальском сражении», не все знают того, что ни со стороны Балык Баши (Малка), ни со стороны Кёнделена (Баксан) нет узкого и глубокого ущелья в рисуемом ареале сражения.
Продолжаем исследовать материал предоставленный Котляровым В.Н.
С.15 – А.Де Ла Мотрэ…Татары, пройдя через границу, остановились у подножия высокой горы, раскинув в продолговатой долине нечто вроде лагеря…
Ничего схожего с Къан жол» - Балкарским.
С.18- И.Г. Гербер…Когда татары дали обмануть им себя обмануть и повести по ложной дороге, в одном ущелье были атакованы со всех сторон…
С.19 – Д. К. Кантемир…ушёл к вершине с высокой горы, украшенной руинами старого города, и укрепил расселины и стены деревьями и земляными валами…
Да, на Балкарском «Къан жол» отродясь не было руин старого города…
С.21- Т. Рашид-…в труднодоступном месте под названием Балх Ниджан (Балъкъ ныджэ) – в скобках дают поправочку в каком направлении думать…
А по правде и первое, и второе название не соответствует оригиналу самого источника, в котором это название звучит и даётся в названии «Бельх», далеко не «Балх и не «Балыкъ».
Именно такой топоним есть в Ингушетии, и как «Бельх», и как «Нельх», да и этнос кабардинцы в описываемое время именно, здесь и проживают...
С.25 –Викербат…вывел корпус к местности,… достиг вершины высокой горы, которая была окружена развалинами очень большого города…
Я думаю о том, что раз известный краевед Котляров В.Н.
приводит описания современников этих событий 1708 года.…
По идее Котляров В.Н. должен был искать следы этого эпохального события по месту проживания кабардинского этноса в начале 18 века – в горах и теснинах Ингушетии, а не биться в горах Балкарии разыскивая несуществующие следы, неведомого сражения кабардинцев с войсками Каплан Гирея.
Западные адыги
Определение территории Черкесии как охватывающей земли от Тамани до Каспия нередко встречается в исторической литературе прошлого. Подобное представление об этнической территории адыгов «от моря до моря» определялось, с одной стороны, не всегда точным содержанием этнонима «черкес», которое вкладывали в него источники прошлого, обозначая последним не только адыгские народы, а с другой – наличием отдельных групп адыгов (кабардинцев) в конце XVI – XVII в. в восточных, прикаспийских районах Северного Кавказа (Терки, Кумыкская плоскость и др.).
Описывая Черкесию первой половины XVIII в., Главани указывает в ее составе 14 округов, на 14 округов, находившихся за р. Кубанью и доходивших вплоть до Кавказских гор. Черкесия, по сведениям этого автора имевшая прекрасные равнины и горы, граничила с одной стороны с калмыками, с другой – с Каспийским морем, где находилась крепость Терк, и с Абазой, прилегающей к Кавказу и Черному морю.
И.А. Гюльденштедт несколько суживал территорию Черкесии, занимавшей, по ее мнению, пространство к северу от подошвы Кавказских гор до Кубани и Черноморского побережья и далее на восток до притока Терека р. Сунжи, где Черкесия граничила с Кистетией.
Таким образом, авторы сводных историко-географических описаний XVII-XVIII вв. включали в состав Черкесии земли западноадыгских племен и Кабарды.
Северной границей этнической территории западных адыгов в этот период служило левобережье Кубани.
Так пишет известный исследователь истории Северного Кавказа Волкова Н.Г. в своей книге «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века», Москва, 1974 год.
Разве не являются провоцирующим фактором потуги Котлярова Виктора Николаевича, известного краеведа, искать место сражения на этнической территории Балкарии, сражения которого не было в природе и логике исторических фактов…только по одной очень важной причине – Кабарда в первой четверти XVIII века находилась в районах современной Чечни, Ингушетии и Осетии…
«Критически проанализировав все существующие гипотезы, мы отстаиваем точку зрения, согласно которой появление кабардинцев в изучаемом ареале произошло не ранее рубежа XV-XVI вв., когда они появились здесь в качестве подвижных военно-грабительских и охотничьих отрядов, действовавших на безлюдных в то время равнинных землях, прямо прилегающих к горным местам обитания вайнахских племен и обществ в долинах правых притоков р. Сунжа.
Спутниками и партнерами восточных адыгов выступали тогда будущие «гребенские казаки», что существенно определяло их совместные интересы.
С середины XVI и вплоть до начала XVIII в. кабардинцы плотно населяют берега р. Сунжа и прилегающие районы к северу от нее, формируя довольно устойчивые феодальные фамильные владения. Среди них особую роль, как представляется, играла «Идарова Кабарда», располагавшаяся, в частности, на плоскостных землях, примыкающих к подошвам гор, занимаемых ингушами и карабулаками в исследуемом ареале. Ей оказалось суждено занять важное место в установлении системы не только активных и последовательных взаимоотношений с Московской Русью, но и контактов с различными вайнахскими обществами и их лидерами, вовлекая их в общекавказский исторический процесс».
История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI - середине XVIII в. и их взаимоотношения с вайнахами. Армавир, 2003, Автор научной работы: Шаова Светлана Довлетбиевна
Наш современник польский писатель Веслав Брудзиньский подметил: «Те, кто творит историю, часто заодно и фальсифицируют её», так нужна ли нам мифическая история, которая является очагом межнациональных конфликтов ?!
Хадис Тетуев, 06.02.2019г.
https://cyberleninka.ru/article/n/koraksiyskaya-nakidka-u-gipponakta-i-koraksy-gekateya
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев