Отрасль пока справляется с изменившейся конъюнктурой: цены не взлетели, продукция не пропала, спрос растет. Однако стремительная перестройка, спровоцированная уходом с рынка транснациональных компаний, обнажила ряд системных проблем, которые обострились за последние два года.
В первую очередь, это связано с нечистоплотным поведением западных компаний. Так, например, одна из них, объявив об уходе из России, полностью прекратила инвестиции, остановила поставки, отказалась от выполнения обязательств в отношении российских контрагентов - и при этом крайне негативно отреагировала о передаче активов во временное управление государству, обратившись в судебные организации.
Санкционное давление подсветило и проблемы с пивоваренным оборудованием. Транснациональные корпорации в стремлении оптимизировать все бизнес-процессы не вкладывали средства в модернизацию. Возраст оборудования в большинстве случаев составляет около 20-30 лет. Купить новое в условиях санкций практически невозможно, а поддерживать устаревшее становится все сложнее и дороже.
Дело в том, что большинство основного технологического оснащения производится в Германии: ряд позиций пока не имеет сопоставимых с точки зрения качества и производительности аналогов в России. Сегодня основным рынком закупки оборудования и комплектующих стал Китай, но, там есть не все и не того качества, которое необходимо.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике
Михаила Делягина, пивная отрасль, как и любая другая, требует поддержки.
«У бизнеса есть текущие проблемы, им бы оборудование подлатать. Так что, к сожалению, это задача для бизнеса неподъемная, это задача для государственной политики», - отметил Михаил Делягин в рамках выступления на круглом столе, посвященном агропрому.
Ещё одна проблема - сложности с импортом хмеля. Отечественное сельское хозяйство просто не может удовлетворить спрос пивоваров: производство хмеля составляет лишь 3-5 процентов от нужд отрасли. Так, по данным Росстата, для покрытия потребности к 2030 году в РФ нужно почти в 50 раз увеличить площадь хмельников, обеспечив хозяйства саженцами хмеля, и наладить выпуск машин и оборудования для его выращивания, уборки и переработки.
За последний год сразу несколько пивоваренных компаний запустили собственные программы по выращиванию хмеля. Помочь отрасли пытаются и энтузиасты, но это процесс небыстрый и недешёвый.
С пивоваренным ячменем тоже есть проблемы - иностранные компании способствовали замещению семенного фонда на импортный, из-за чего отечественная селекция не развивалась. С начала 2000-х российские сорта не обновлялись, а зарубежные селекционеры (Германия, Франция, Дания) внесли в Госреестр около 40 сортов пивоваренного ячменя. В итоге его выращивают здесь, но из иностранных семян. А старые российские сорта не отвечают потребностям пивоваров.
Это самые острые проблемы на сегодня. Также обостряются сложности в смежных отраслях, например, в упаковке. Пока не удалось победить нелегальный рынок, который «съедает» значимую часть бюджета.
Таким образом, пивоваренная отрасль России, несмотря на видимые успехи и стабильный спрос, сталкивается с рядом вызовов. Туманные перспективы локализации оборудования, нечистоплотный уход иностранных игроков, сложности с логистикой, проблемы с сырьем - всё это создает риски для дальнейшего развития индустрии. А если санкционные проблемы усугубятся, то отечественные пивовары могут столкнуться с ещё большими трудностями. Необходим комплексный подход, чтобы обеспечить долгосрочную стабильность отрасли.
Иван Конев
Газета Российская газета
https://rg.ru/
Нет комментариев