родился Николай Михайлович Кочергин (с. Всесвятское, Московская губерния) - художник-график, иллюстратор, плакатист.
В 1908 году поступил в Строгановское художественно-промышленное училище. Продолжая занятия в училище, увлёкся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в Высшую школу военной маскировки.
Создавал советский плакат, внеся в него свой оригинальный вклад, такими произведениями агитационного искусства, как "Очередь за Врангелем”, "1 Мая”, "Дети-цветы коммуны”. К этому необходимо добавить его обширную деятельность для газет и журналов 1920-40-х гг. в карикатуре, в оформлении периодических изданий "Красная панорама”, "Огонёк”, "Вокруг света” и "Мир приключений”.
Следует отметить не устаревшую и поныне замечательную работу художника, выполненную для ленинградского кукольного театра Е.Деммени "Гулливер в стране лилипутов”. Искусно и остроумно им вырезанные из дерева куклы, уже более полувека не сходят со сцены, радуя своей удивительной образностью.
Во время Великой Отечественной войны основным делом стала агитационно-плакатная тематика. В блокадном Ленинграде тяжелобольной Кочергин отдавал созданию агитационных произведений все свои силы. Принимал участие и в создании "Окон ТАСС”. Весной 1942 года был вывезен в тяжёлом состоянии из города и эвакуировался в г. Фрунзе. В конце 1940-х гг. создал ряд монументальных полотен - "Новгород наш” (1946), "Ленинградцы” (1948), "Штурм Зимнего дворца” (1950).
Послевоенный период отмечен его крупными успехами в иллюстрировании детской книги. Начал выступать с рисунками в детских журналах. Приключенческие повести Г.Матвеева "Зелёные цепочки”, П.Капицы "В открытом море” и Э.Выгодской "Опасный беглец” были одними из первых произведений, проиллюстрированных художником для "Детгиза”. Во второй половине 1950-х гг. с его рисунками был издан "Всадник без головы” М.Рида.
Среди многочисленных произведений, проиллюстрированных им, следует назвать былины, сборник из героического эпоса народов СССР, сказки России, Карелии, Молдавии, Тувы.
Несколько раз переиздавался в его оформлении "Конёк-горбунок”. Он добился своего, оригинального прочтения знаменитой сказки Ершова. Красочность русской старины привлекла его и определила характер иллюстраций, столь же ярких и праздничных.
Важным этапом в развитии его творчества стали рисунки к карело-финскому эпосу "Калевала”. Первый вариант иллюстраций был напечатан в 1953 году, а в 1957 "Калевала” пополнилась новыми графическими листами. Оформление книги было улучшено, но он не остановился на достигнутом. В издании 1967 года рисунки стали ещё образнее. Чувствуется широта характеров героев, неиссякаемый оптимизм, могучая жизненная и душевная силы.
Русский и зарубежный фольклор, приключенческий жанр, произведения современной литературы - это лишь преобладающие стороны обширного творчества художника. Рисунки к египетским, вьетнамским сказкам, к произведениям китайской классики XIV века, к фантастической повести М.Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново-Китеже”, к стихам С.Михалкова (отмеченным дипломом на Всесоюзном конкурсе 1967 года) - это всего часть произведений книжной графики Кочергина 1960-х гг.
Сказка В.Жухровского "Волшебная тыква” с иллюстрациями 1970 года, удостоена диплома Всероссийского конкурса искусства книги. Он улучшил издание "Калевалы” 1973 года - сделал заставки цветными и более цельными.
Ему очень близка тема героических деяний, она нашла широкое развитие в его иллюстрациях. Рисунки к книгам "Русские богатыри” и "Русские конники” (1971) знакомят юного читателя с подвигами русских воинов от сказочных былинных времен до периода Великой Отечественной войны. Иллюстрации увлекают своей романтической взволнованностью и прославляют доблесть русских людей.
Важную военно-патриотическую тему развивают и рисунки художника к книгам "Богатыри” (1972) и "Денис Давыдов” (1973). В его произведениях получили особенно образное воплощение народные предания о славных витязях. Лучшие из его иллюстраций к былинам "Святогор” и "Добрыня Никитич” принадлежат к наиболее впечатляющим страницам книжной графики на темы фольклора. Количество произведений Кочергина очень велико - работал в искусстве более полувека.
Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР.
Скончался Николай Михайлович 10 мая 1974 года (г. Ленинград). Его произведения находятся в Российской Государственной библиотеке (г. Москва), Государственной центральной публичной библиотеке им. Н.Е.Салтыкова-Щедрина и крупных частных собраниях.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Иллюстрации шикарные!