Мерьем Узерли, игравшую Хюррем-султан или Роксолану (так в 16-ом веке прозвали султаншу на Западе), попросили перекрасить волосы в огненно-рыжий цвет ради исторической достоверности.
Увидев этот образ в фильме, зрители решили, что рабыня, схваченная на землях Речи Посполитой, была красивой, пухленькой и рыжеволосой. Создатели турецкого сериала, вероятно, руководствовались портретами султанши, находящимися в общем доступе. Однако, хочется отметить, что абсолютно все картины были написаны либо после смерти Хюррем, либо с чужих слов. То есть, прямого отношения к Роксолане они не имеют.
Портреты на этих картинах – чаще всего фантазия и воображение западных или современных художников, а возможно даже и компьютерных программ. В 16 веке ходило немало легенд о самой могущественной женщине на Востоке, её судьба и харизма были притягательны для портретистов. Они никогда не видели этой женщины, поэтому придумали некий абстрактный образ. Точно так же недостоверны портреты Махидевран, Гюльфем, Айше Хафсы и других членов династии. Дело в том, что османские женщины, независимо от статуса, просто не могли позировать художникам, причем даже отечественным. Натурализм порицался и запрещался в исламе.
Хюррем обзавелась властью, полномочиями и совершила настоящую революцию благодаря любви Сулеймана. Повелитель позволял возлюбленной абсолютно всё: она не просто встречалась с иностранными делегатами в своих покоях, но и принимала послов с открытым лицом.
Сохранились сведения европейского путешественника Андерсена, описавшего дворец, покои Роксоланы, угощения, наряды. Андерсен писал, что госпожа невысокого роста, улыбчивая, светлая, но не столь красива, как о ней думают. Здесь нет упоминаний о рыжем оттенке волос. Лишь слово "светлая" наводит на мысль, что она славянка. Точнее было бы сказать – полька. Вероятно, Роксолана была русоволосой, как и ее дочь Михримах.
Если вспомнить, что писали о Селиме – сыне Роксоланы, то станет понятно, что наследник тоже был русым, но никак не рыжим: Selim Sarı (Селим Блондин). "Рыжий" же на турецком - Kızıl sarı, и именно в этом хотят убедить нас некоторые исследователи и создатели сериалов, однако очевидцы, правители и знать, которых Селим принимал у себя, именовали его просто Sarı, то есть, русый.
Часто ли встречаются рыжие польки с веснушками? А русские или украинки? Украинцы тоже считают Роксолану «своей», даже воздвигли памятник в ее честь, однако в 16-ом веке была Речь Посполитая, и летописцы все равно назвали бы ее полькой.
В любом случае, вероятность того, что Хюррем была рыжей бестией, весьма низка, и дело даже не в славянских корнях, генетике, упоминании внешности султанши и ее детей. В гареме султана Сулеймана насчитывалось большое количество женщин: черкешенки, арабки, гречанки, эфиопки и даже темнокожие африканки. Славянские пленницы тоже попадали в султанский дворец.
Но вот что касается рыжеволосых: их априори не могло быть в гареме Сулеймана!
Рыжие женщины считались в то время посланницами шайтана, хитрыми, чарующими, сводящими с ума.
Рыжих не брали в плен от греха подальше. И точно не допускали в покои повелителя.
Откуда же пошел миф о рыжей Роксолане?
Консервативное османское население не принимало безродную христианскую рабыню, и даже принятие ислама и рождение шестерых детей (сын Абдулла умер в возрасте 3 лет), не сподвигло к изменениям. Османы ненавидели Хюррем, чье вольное поведение в корне противоречило мусульманским порядкам. Она сама беседовала с послами, вела переписку с Сигизмундом I и его сыном, была первой и единственной женщиной, присутствующей на совете во время обсуждения политических вопросов и военных тактик.
Она сделала невозможное: превратила Сулеймана в подкаблучника, – как считал народ, отдававший предпочтение Мустафе и Махидевран, а значит, была самой настоящей ведьмой.
Ведьмой могла быть лишь женщина с рыжими волосами, и никак иначе: таким было мнение османов, прозвавших Хюррем колдуньей или "cadı".
Слухи подогрели найденные сведения о том, что Хюррем тайно встречается со знахаркой на рынке, поставляющей госпоже травы и кость гиены, служившей мощным приворотом, которую Хюррем держала в своих покоях.
И в самом деле: как объяснить то, что Сулейман не прикасался ни к одной женщине, ходил, увлеченный Роксоланой, и даже по ее просьбе распустил гарем, не пожелав познать более юных и свежих одалисок?
Он пробудил старую традицию жениться на рабынях, тем самым сделав Хюррем свободной женщиной и единственной официальной супругой, отдав в ее подчинение управление гаремом, таким образом подняв Роксолану на самый высокий уровень. Почему именно ее?
Даже Валиде – мать Сулеймана – оставалась косвенно «рабыней в шелках»: госпожа, прикрепленная к Топкапы, так и не познавшая никах.
Наверняка, сама Хюррем не была ведьмой, но велика вероятность, что она пользовалась услугами ворожеев.
В нынешнее время ни один мужчина не может похвастаться такой верностью и сумасшедшей привязанностью, а Сулейман, на чьем счету трофеи, победы, земли, неограниченная власть, ни разу не захотел «гульнуть», еще и спрашивал разрешение у Хюррем на временный гарем во время похода? Очень странно.
Конечно, была ли Хюррем рыжеволосой, мы уже не узнаем. Но вероятнее всего, Роксолану прозвали рыжей, потому что быть рыжей - все равно, что быть ведьмой. Народ просто не знал, как объяснить ее нескончаемый успех и отомстить за новаторства, из-за которых султан позабыл о женщинах и жил с Хюррем по-европейски, игнорируя других.
Разумеется, у Хюррем было немало сторонников, но плохие сплетни всегда важнее хороших...
Госпожа вряд ли могла быть рыжеволосой с веснушками. Все портреты недостоверны, но раз уж Андерсен, видавший султаншу собственными глазами, называл ее русой, логично, что огненно-рыжая копна волос Роксоланы – не что иное, как исторический фейк.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев