Зима. 1941-й год. Лютый мороз окутал русские земли, где в подарок каждому дню приходили снегопады, метели и бесконечная война. Именно на этих замерзших полях, нещадно прокладывая свою тропу, велась самая жестокая битва за Москву. История «Гость (2017)» берет свое начало в это холодное и беспощадное время, где ледяной воздух окутывал всё живое, а враги превращались в тени среди бескрайних сугробов.
На фоне нескончаемых залпов и пронзительных криков раненный немецкий солдат, защитив себя от верной смерти в бою, уползает в лес. Что у него на уме? Может, спасение? Может, просто желание выжить ещё один день? Под ногами хрустит плотный снег, каждое движение даётся с трудом. Он бредёт, как будто ведомый неясной надеждой, жмурится от белого блика луны, скользит, падает. Огонь в глазах — не тот, что сжигает от азарта войны, а скорее потухший уголь, где едва тлеет искра.
И вот, среди этой глухой тишины, углубившись в лес, он находит дом. Да, обычный деревенский дом, небольшой, с курящимся трубою. Темно, но через окна видно — внутри тепло, буржуйка натоплена. Для солдата это словно дар небес. Постучать? Нет, он привык быть чужаком. Надев лицо победителя, он настраивает автомат и, дрожащими руками крепко держа оружие, входит.
Гость (2017): Случайная встреча в забытой деревне
Женщина, хозяйка дома, не издает ни звука. Чужой, чужая форма. Но и страх её поглощает не полностью — время научило быть крепкой. А у солдата совсем другие мысли. Настоящий враг тут не эта русская крестьянка, а мороз, жадно поедающий его тело. Он жестами требует воды. Выпив глоток, он начинает отогреваться, медленно, осторожно, как зверь, ушедший в свое логово.
Женщина, без слов понимая его нужду, приносит куски ткани, помогает раненому. Он не приказывает, просто смотрит с благодарностью — и это, пожалуй, честнее любого "спасибо". Сидя в тепле, перебинтовывая окоченевшую руку, немецкий солдат чувствует, что здесь, в этом доме, хорошо. Кусок хлеба, запах тепло прогретых стен, ощущение хоть какого-то покоя. Однако где-то у него в голове вновь и вновь звучит: надо идти дальше. Свои ждут.
Он выходит из дома. Холод тут как удар плетью — замораживает дыхание, выгоняет из груди даже остатки тепла. Но подняв голову и посмотрев в тьму, он понимает: до своих ему сейчас не дойти. Не хватит сил. Сердце сжимается — снова стучать в незнакомую дверь? Вернуться туда, где его, врага, пустили?
Гость (2017): Неожиданный сюрприз — кто ты: спаситель или жертва?
Собравшись с духом, он разворачивается и идёт обратно. Хлопья снега отбрасываются сапогами, а в голове одно: лучше заночевать в доме, чем замёрзнуть здесь насмерть. Дверь скрипит, но за её порогом больше нет прежнего уюта. Настроение меняется. Он еще не понимает — что-то не так. И только присмотревшись, замечает, что хозяйка дома стоит здесь не одна. В углу, полуприкрытый тенью, другой человек — кто-то из её близких или просто сосед?
У него в руках винтовка. Русская. Направленная прямо на солдата.
Это мгновение, это жестокое столкновение судеб — можно назвать квинтэссенцией всего смысла истории о страннике, который находит гостеприимство в доме врага, а потом встречает его собственной тенью. Гость (2017) ставит перед зрителем вопрос: имеет ли страх перед смертью национальность?
В этом небольшом сюжетном эпизоде, сквозь ледяные ветра и застывшие от страха взгляды, скрывается огромная философия войны. Настоящий враг, как правило, не бегущий с винтовкой человек, а сама война, стирающая границы человечности между противоположными сторонами.
Зима 1941 года — время, ставшее живой метафорой нечеловеческих испытаний на выживание, как для армий, так и для рядовых жителей. "Гость (2017)" с точностью передаёт атмосферу тех дней, напоминая нам, что в каждой войне даже те, кто находятся по разные стороны, иногда совсем не отличаются друг от друга в своей борьбе за жизнь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев