А про трагедию Кабанихи. Марфы Игнатьевны Кабановой. Которая была сначала юной девушкой. А потом стала Кабанихой. Так её люди называли. За что?
А за то, что она одна управляла огромным хозяйством. Детей на ноги поставила. И стала грубой, властной, якобы жестокой.
Я вдоль и поперек пьесу в детстве перечитала.
Марфа Игнатьевна ни разу никого не ударила. Не лишила еды или крова над головой. Это во времена, когда повсюду царила настоящая жестокость. Щедро раздавала милостыню. Помогала бедным…
Но и это ей ставили в вину! Чужим помогает, а домашних заела!
Так говорят не самые лучшие персонажи.
Как именно Кабаниха заела домашних - в пьесе не написано. Все сыты, даже иногда пьяны. Одеты, обуты. Не надрываются. Привольно живут. Поют песни, произносят монологи, вступают в отношения…
Обижала Катерину? Ну, несла токсичную чушь иногда. Как её воспитывали, как она жила, так и других учила жить. Не Песталоцци, это да. Просто женщина, которую собственная дочь не слушает. Сын перестал так любить, как прежде. И невестка ведет себя подозрительно. Готовится изменить. И опозорить семью…
Все ведь очевидно. Но обязательно актрисы в этой роли рисовали страшное лицо и говорили мерзким голосом. Карикатурный персонаж, Баба-Яга какая-то. Почему?
Сказала после измены и позора, что Катерину надо живьем в землю закопать. Вот единственные злые слова.
А мы никогда не говорили, что кому-то надо башку оторвать, извините? Или придушить? «Я бы его убила!»… Не было такого? В сердцах не сказывали подобного? Когда узнали об измене и позоре? О предательстве?
Мало ли, что человек сказал в полной прострации после подлого удара. Больше ничего дурного Кабаниха не делает. И не говорит. Всё.
Трагедия - это жизнь Марфы Игнатьевны, вдовы, потерявшей мужа. Которая с ранней юности жила трудами и правилами. Везла на себе хозяйство. Так прошла её жизнь.
И так ей хотелось, чтобы её любили. Она сыну и говорила: мол, раньше ты меня любил. А сейчас только Катерину любишь…
Это пьеса о женщине и о жизни, которая любую райскую птицу превратит в Кабаниху. О любви, которой жаждет сердце женщины. Но она верна долгу. И тащит груз на себе. И люди завистливо осуждают…
И маленькие есть штрихи: Катерина Кабаниху называет на «ты». Интересно. Тогда своих-то родителей на «вы» называли. И критики пишут, что Катерина боится свекрови. Её травят и обижают! Говорят неприятные слова. Это в купеческой среде, в 19 веке…
И кличку такую обидную дали - Кабаниха. За что? Кому она хоть что-то дурное сделала? Припомните хоть один факт. Нищего прогнала; ребенка ударила; разорила бедняков; отравила невестку; украла деньги? Нет? Так почему она плохая?
Островский писал саму жизнь. И женщин того времени. На Кабанихах все и держалось.
И никто не поговорил с Марфой. Не пожалел её. Не сказал: «Мама, что ты ерунду несешь! Но я тебя очень люблю. И помню, как ты мне сказки рассказывала и песни пела. Как лечила, когда я болел. Как молилась и плакала, когда мне плохо было. Как водила на Волгу корабли смотреть. Как мы ходили с тобой в храм и слушали песнопения ангельские! Дай, мама, я тебя поцелую!»…
Никто не сказал ни одного хорошего слова. А она кланялась людям и просила прощения за грех Катерины…
Прощения чаще просят те, кто не виноваты.
Но так легко обмазать человека черной краской. И назначить Кабанихой. Словно она не женщина, не человек…
И ещё одно. В то же время Лесков написал свою «Леди Макбет Мценского уезда». Тоже про Катерину. Там Кабанихи не было. И кончилось в купеческой семье все куда хуже.
И это просто мое размышление о справедливости. И о женской судьбе. И о жестоких временах. И о том, что когда содержишь кого-то романтичного, непременно тебя обманут, предадут. А потом обвинят.
И могут назвать «Кабанихой». А себя, конечно, Лучом Света в темном царстве. В котором так тепло и сытно жили…
Анна Кирьянова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 17
Небольшая статья А.Гениса и П.Вайля из их книги "Родная речь" о пьесе
А.Островского:
https://dist-tutor.info/mod/resource/view.php?id=35458
Что касается моего комментария, то название книги "Родная речь" - саркастическое. В ней развенчиваются мифы о лит.героях, которые нам в школе вбивали в голову)
го научных слов - "аллюзия", "цензура", "консеквентный"... Ре-
дактор Генису сказал:
- Такие передачи и глушить не обязательно. Все равно их
понимают лишь доценты МГУ.
Разнообразие)
Российский философ
В середине 20-х годов молодой еврей пришел к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.— Ты знаешь арамейский? — спросил раввин.— Нет.— А иврит?— Нет.— А Тору в детстве учил?— Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я окончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд.— Ты не готов учить Талмуд, — сказал раввин. — Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься — буду с тобой заниматься.
Молодой человек согласился, и раввин продолжил.— Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдет умываться?У молодого философа глаза на лоб полезли.— Это тест на логику?!Раввин кивнул.— Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!— Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на ...ЕщёАнна Кирьянова
Российский философ
В середине 20-х годов молодой еврей пришел к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.— Ты знаешь арамейский? — спросил раввин.— Нет.— А иврит?— Нет.— А Тору в детстве учил?— Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я окончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд.— Ты не готов учить Талмуд, — сказал раввин. — Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься — буду с тобой заниматься.
Молодой человек согласился, и раввин продолжил.— Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдет умываться?У молодого философа глаза на лоб полезли.— Это тест на логику?!Раввин кивнул.— Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!— Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдет умываться.— Хитро придумано! — восхитился гость. — А ну-ка, ребе, дайте мне еще один тест!
— Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдет умываться?— Но мы уже выяснили — тот, у кого лицо чистое!— Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошел умываться, поймет, что у него грязное лицо, и тоже пойдет умываться.— Я об этом не подумал! Поразительно — я допустил логическую ошибку! Ребе, давайте еще один тест!
— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдет умываться?— Ну… Оба пойдут умываться.— Неправильно. Умываться не пойдет ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдет умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идет умываться, поймет, что его лицо чистое, и тоже не пойдет умываться.
Молодой человек пришел в отчаяние.— Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое!— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу…— О Господи! Ни один из них не пойдет умываться!!!
— Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе и один из них испачкал лицо, а другой — нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос — бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!