Предыдущая публикация
2 сентября 1920 года части Красной Армии после осады взяли штурмом Бухару. Предлагаемый читателям материал представляет собой выдержки из монографии таджикского историка Камолуддина Абдуллаева «От Синьцзяня до Хорасана. История среднеазиатской эмиграции 1917-1934 годов», в которой описываются последние дни Бухарского эмирата.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 46
«Бухорои Шариф»
Культурным центром региона Средней Азии начала ХХ века являлась, несомненно, Священная Бухара (Бухорои Шариф). Это был не просто знаменитейший город, столица самого крупного государства региона. Это был символ величия веры для мусульман всего Среднего Востока и Южной Азии. На протяжении тысячи лет Бухара была средоточием удивительной персо-мусульманской культуры. В городе находилось около 400 медресе, мечетей и мавзолеев. Две самые известные из мечетей - “Масчиди Лаби хавзи дивонбеги” и “Масчиди болои хавзи Али” собирали по пятницам до 4 тысяч мусульман. В столице эмирата примерно 800 мударрисов (преподавателей) обучали религиозным и светским наукам 34000 учащихся.
Бухара поражала великолепием своих мечетей и медресе. Большинство из них были построены до XVIII века.
Саид Алим Хан и «бухарская революция»
Русская революция 1917 года, изменившая судьбы десятков миллионов людей как на Западе, так и на Востоке, не пощадила Бухарский эмират и его правителя Саида Алим Хана - последнего (десятого) из династии тюркских кочевников-мангытов, правивших Благородной Бухарой с 1746 г.
Свержение царизма в феврале 1917 г. послужило для Алим Хана первым признаком надвигающейся беды. После победы большевиков в Петрограде и Ташкенте, стремясь наладить отношения между государствами, эмир в июне 1920 г. отправил посольство в Москву. Тем не менее, весь июнь и июль в Каган стягивались красные войска.
Михаил Фрунзе, на которого по распоряжению Ленина и Троцкого была возложена задача советизации Бухары, 28 августа 1920 г. прибывает со своим штабом в Самарканд. Оттуда он руководил операциями Красной
...ЕщёСаид Алим Хан и «бухарская революция»
Русская революция 1917 года, изменившая судьбы десятков миллионов людей как на Западе, так и на Востоке, не пощадила Бухарский эмират и его правителя Саида Алим Хана - последнего (десятого) из династии тюркских кочевников-мангытов, правивших Благородной Бухарой с 1746 г.
Свержение царизма в феврале 1917 г. послужило для Алим Хана первым признаком надвигающейся беды. После победы большевиков в Петрограде и Ташкенте, стремясь наладить отношения между государствами, эмир в июне 1920 г. отправил посольство в Москву. Тем не менее, весь июнь и июль в Каган стягивались красные войска.
Михаил Фрунзе, на которого по распоряжению Ленина и Троцкого была возложена задача советизации Бухары, 28 августа 1920 г. прибывает со своим штабом в Самарканд. Оттуда он руководил операциями Красной Армии в Бухаре. Под самое воскресное утро 29 августа Красная Армия из Кагана, русского поселения близ Бухары, начала обстрел города. Свидетель тех событий, наш соотечественник мулло Мухаммадали Балджувони, написавший в 1920-х гг. книгу воспоминаний «Таърихи Нофе’и», вспоминал: «Силы, конечно же, были неравны. С одной стороны, винтовки и старинные пушки, с другой - бомбометание с аэропланов и обстрел из дальнобойных орудий с бронепоезда. Одиннадцать аэропланов летали над городом, наводя ужас на горожан и разрушая многочисленные памятники архитектуры. Эмир находился в своей загородной резиденции Ситораи Мохи Хоса, откуда пытался организовать сопротивление. На следующий день русские окружили горящую Бухару.
Абдулрауф Фитрат (джадид, ярый противник эмира) позже вспоминал, что оборона города была организована из рук вон плохо. Многие военачальники не решались выйти на поле боя и все больше суетились рядом с эмиром, тайно помышляя о бегстве.
На следующий день бой возобновился с новой силой. Горели торговые ряды, много людей погибло под разрушенными зданиями. Балджувони считает, что только в этот день погибло 2 тысячи мирных жителей и защитников города. По свидетельству члена Туркомиссии Сокольникова, красные потеряли за три дня штурма 600 человек убитыми и ранеными.
«Рузи фирок»
По словам Балджувони, первое сентября 1920 г. осталось в памяти бухарцев как «рузи фирок» (день расставания). Именно тогда начался исход, давший начало бухарской эмиграции. В тот день бой дошел до центра города. Последняя попытка сопротивления была оказана у водоема Лаби хавз бухарскими войсками под командованием Абдусатторбека тупчибоши, но безрезультатно.
Выслушав доклад о сдаче города, эмир, по словам очевидца, глубоко вздохнул и сказал: “Такова судьба. Делать нечего, надо уходить”. Алим Хан и его приближенные разместились в 6-7 фаэтонах. Воздев руки к небу, все присутствующие попросили у Бога удачи. Как вспоминал Балджувони, “тысячи людей, не выдержав, начали стонать и плакать. Дочери, матери, сыновья и отцы, не стесняясь друг друга, кричали: “Вой шариат!”, “Вой дини ислом!” (“О, шариат!”, “О, исламская религия!”). Это было для них сил
...Ещё«Рузи фирок»
По словам Балджувони, первое сентября 1920 г. осталось в памяти бухарцев как «рузи фирок» (день расставания). Именно тогда начался исход, давший начало бухарской эмиграции. В тот день бой дошел до центра города. Последняя попытка сопротивления была оказана у водоема Лаби хавз бухарскими войсками под командованием Абдусатторбека тупчибоши, но безрезультатно.
Выслушав доклад о сдаче города, эмир, по словам очевидца, глубоко вздохнул и сказал: “Такова судьба. Делать нечего, надо уходить”. Алим Хан и его приближенные разместились в 6-7 фаэтонах. Воздев руки к небу, все присутствующие попросили у Бога удачи. Как вспоминал Балджувони, “тысячи людей, не выдержав, начали стонать и плакать. Дочери, матери, сыновья и отцы, не стесняясь друг друга, кричали: “Вой шариат!”, “Вой дини ислом!” (“О, шариат!”, “О, исламская религия!”). Это было для них сильнейшим потрясением. Падение эмира в массовом представлении явилось ударом по самой исламской религии. В тот же день, следуя примеру правителя, тысячи конных, пеших, военных и гражданских отправились прочь от города. Малочисленная, плохо вооруженная и необученная бухарская армия, несмотря на упорство и большие жертвы, не могла оказать серьезного сопротивления красным войскам. Штурм вызвал грандиозный пожар, который продолжался несколько дней, до 6 сентября. Очевидец утверждает, что в результате красной атаки в Бухаре сгорело и было разрушено 1000 дуканов (магазинов), 20 дворцов, 29 мечетей, три тысячи жилых домов. Помимо резиденции эмира - Арка сгорело, примерно, 300 зданий. “История Бухары ещё не знала такого”, - писал Балджувони. Масштабы разрушений подтверждают и сами документы партии большевиков: “ Бухара фактически оказалась оккупированной страной. По городу было выпущено несколько миллионов пуль и несколько тысяч пушечных снарядов, из которых было немало и химических. Бухара оказалась разрушенной. Уничтожены исторические памятники. Повреждены мечети, а некоторые из оставшихся в целости были превращены в казармы и конюшни. Начатые пожары и грабежи оказали самое вредное влияние не только на настроение народных масс, но и на Бухком, члены которого возмущались и открыто говорили, что Бухару “грабят большевики”, сообщалось в докладе Совинтерпропа.
Тем временем, Фрунзе телеграфировал Ленину победную реляцию: “Крепость Старая Бухара взята сегодня штурмом соединенными усилиями красных бухарских и наших частей. Пал последний оплот бухарского мракобесия и черносотенства. Над Регистаном победоносно развевается Красное знамя мировой революции”.
Не надо таких вопросов братишка, не нужны они на этой странице. Каратон на бьёт укаджон, лекин хамин залин гаппоя на бардорет, эльтимос. Мо фарзанди Бухоро астем!
Я рада,братишка Саид,самое главное быть человеком в этом мире,хочешь чтобы к тебе относились с уважением,относись так же!!!
Проклятия фрунзе,ленину и троцкуму.они воры ограбили наш город.увезли все богатсво.за этого они все несчастьние.Каримова нада благодарит дуа нада ему делат.он много что сделал хорошего.а вот этих красную армию нада проклятия посылат.что они сколько наших не виных людей уничтожили.они хайвони.короче нада отмечат2020году 100летия трагедия.чтобы все поняли кто такие красние армейцы проклятия.лаынат.отмечают же каждый год праздник 2 мировой войны.как победили фашистов.нам Бухарским тоже обезательно отмечат каждый год.ни нада ни кого боятся,историю нада передават молодому поколение.
Аллах Рахмат карда бошат Амири Бухороя,шахидоя.гури лаынати ленин,фрунзе,троицкий ва хоказош жаханнам оловба гардат.Аллах мохо Муслимоба тинчи,бахт саодат мехру окибат теят.Ду дунемо обод шават.мохоба ки гандаги раво метият,ду дунеш да азоб гардат.проста ин болонки хата хонда майнемба зад.намедонистам что лаынати красная армия хамин хел издеватся кардагеша.хай Худо хаст.Аллах мохо мусульмоноба Сабр теят яг дигарба мехру окибатба бошем.Барракомо факат да худомо монат.Доим тинч омон бошем омин.
кизик шуд.ин такдирда.2 сентябрба штурмават кард лаынато.ровно 70 солбам бо хамин 1 сентябрба мохо мустакил шудем.хай инам як такдир будас-да.илохим доим фарзандойи Бухоройи шариф тинч бошем Омин.
Каримов, как и Рашидов, священную Бухару и благословенный Самарканд ненавидят, потому-что они выскочки из степняков, поэтому Каримов и превозносит Темура, потомка Чингизитов смешаных с тюрками, тех которые звали себя караханами(караханиды). Почему он не считает что исторически правильно было бы славить Абу-али ибн Сино? Алишера Навои? Фирдоуси наконец? Потому чо они персоязычные. Узбекская литература вообще с А. Навои началась!!! Пусть его бы и восхвалял. А для Бухары и Самарканда конец начался при Рашидове, сначала закрыли таджикские школы, воду забрали на освоении голодной степи, потом самую большую область в республике разбил, Каримов продолжил, вообще запретил на таджикском я зыке разговаривать, по крайней мере в гос учреждениях. Я это знаю потому что как раз в это время изготавливал печати( смеху было с переводами...) Кстати и к Ленину за помощью обратились УЗБЕКИ-МЛАДОБУХАРЦЫ во главе с Ю. Ахунбабаевым. И к России в 18 веке обратились правящие тогда узбекские кланы, вот кто Со
...ЕщёКаримов, как и Рашидов, священную Бухару и благословенный Самарканд ненавидят, потому-что они выскочки из степняков, поэтому Каримов и превозносит Темура, потомка Чингизитов смешаных с тюрками, тех которые звали себя караханами(караханиды). Почему он не считает что исторически правильно было бы славить Абу-али ибн Сино? Алишера Навои? Фирдоуси наконец? Потому чо они персоязычные. Узбекская литература вообще с А. Навои началась!!! Пусть его бы и восхвалял. А для Бухары и Самарканда конец начался при Рашидове, сначала закрыли таджикские школы, воду забрали на освоении голодной степи, потом самую большую область в республике разбил, Каримов продолжил, вообще запретил на таджикском я зыке разговаривать, по крайней мере в гос учреждениях. Я это знаю потому что как раз в это время изготавливал печати( смеху было с переводами...) Кстати и к Ленину за помощью обратились УЗБЕКИ-МЛАДОБУХАРЦЫ во главе с Ю. Ахунбабаевым. И к России в 18 веке обратились правящие тогда узбекские кланы, вот кто Согдиану продал, и сейчас успешно продаёт-УЗБЕКИ! Баходыр ты не обижайся, но прежде чем кого-то славить вспомни исторические факты... А я с детства помню почему со времён Сиявуша в Бухаре и Самарканде никогда не будет местного правителя, пока не разрушаться последние из 12 ворот под которыми захоронены баран, петух, шакал и т.д. они и будут нами править... Вспоминай историю прежде чем кого-то хвалить от всего сердца, и подумай почему 40% РАБОТОСПОСОБНОГО населения Узбекистана работает не у себя на Родине? Хамин залин гап буромад укаджон...
Бо як гап, мебахшет. В территорию БНР(Бухарской народной республики, бывшего Бухарского эмирата) сколько современных государств входило? А в Туркестан? и почему БНР в состав туркестана вошёл? И кто тогда был председателем правительства, вспомни!!! И где столица стала?.. Подожди, ещё и Ташкент назовут Темурбургом
Поздравляю с Днём Независимости Узбекистана от России!
1 сентября 1991 года в Ташкенте состоялась Внеочередная 7 сессия Верховного Совета Республики, на которой была провозглашена государственная независимость Узбекистана от России. Было принято Заявление Верховного Совета о государственной независимости республики от России, и соответствующим постановлением утверждается Днем независимости.
Впоследствии принимается Закон об основах государственной независимости Республики Узбекистан. Формально Республика получила независимость с распадом колониальной империи России 1991 года.
18 ноября на 8 сессии Верховного Совета утвержден Государственный флаг Республики Узбекистан. была опубликована Конституция Республики Узбекистан, которая была принята на 11 сессии Верховного Совета Республики Узбекистан.
Президент Республики Узбекистан заявил: «Мы решили быть независимыми. Впереди много трудностей, испытаний, беспощадной борьбы. Но назад
...ЕщёПоздравляю с Днём Независимости Узбекистана от России!
1 сентября 1991 года в Ташкенте состоялась Внеочередная 7 сессия Верховного Совета Республики, на которой была провозглашена государственная независимость Узбекистана от России. Было принято Заявление Верховного Совета о государственной независимости республики от России, и соответствующим постановлением утверждается Днем независимости.
Впоследствии принимается Закон об основах государственной независимости Республики Узбекистан. Формально Республика получила независимость с распадом колониальной империи России 1991 года.
18 ноября на 8 сессии Верховного Совета утвержден Государственный флаг Республики Узбекистан. была опубликована Конституция Республики Узбекистан, которая была принята на 11 сессии Верховного Совета Республики Узбекистан.
Президент Республики Узбекистан заявил: «Мы решили быть независимыми. Впереди много трудностей, испытаний, беспощадной борьбы. Но назад пути нет. Мы никогда не отступим от избранного нами пути. Мы должны победить. А для этого надо сплотиться всем — от мала до велика — гражданам свободной Республики Узбекистан.»
Праздничные торжества, посвященные Дню независимости проходят в Национальном парке Узбекистана имени Алишера Навои. В них принимает участие и президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.