В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Святая семья в религиозном искусстве ХI–ХХ веков». В экспозиции представлены произведения иконописи, графики, книжной миниатюры и мелкой пластики, посвященные теме святых родственников и семейных отношений, образам детства, христианскому подвигу и благочестию. Помимо экспонатов музея имени А. Рублева можно будет увидеть также памятники из собраний Исторического музея, Музея-заповедника «Коломенское», Третьяковской галереи, Сергиево-Посадского музея-заповедника, Музея русской иконы имени М. Ю. Абрамова и из частных собраний.
— Святые семьи в христианском искусстве присутствовали во множестве сюжетов Ветхого и Нового Заветов, — рассказывает один из кураторов выставки кандидат искусствоведения заведующая научно-исследовательским отделом музея Мария Маханько. — Прежде всего, это семья самого Спасителя — Богоматерь и Иосиф Обручник, Богоотцы Иоаким и Анна, а также праотцы и праматери, запечатленные как в отдельных сюжетах, так и в особых, например Древо Иессеево (иконографический сюжет, представляющий собой аллегорическое изображение родословия Иисуса Христа). Можно сказать, что Бог готовил Свое Воплощение в семье праведников, царственных и благочестивых.
Семья подразумевает духовное родство, единство в благодати, в любви к Богу, Его заветам. Многие вселенские, а позднее русские святые имели среди родственников также прославленных благочестивых сподвижников, они могли бы составить «семейные соборы», как киевские благоверные князья, ярославские, муромские или семья преподобного Сергия Радонежского, где несколько поколений благочестивых «святых сродников» в разные времена были канонизированы.
Рассматривая экспозицию, можно погрузиться в семейную историю Спасителя, изучить иконографию Рождества Христова или Рождества Богоматери. В экспозиции представлены редкие иконы избранных святых, которые воспринимаются в первую очередь как скорые помощники, но они же были связаны и семейными узами, например братья-мученики Флор и Лавр или равноапостольные просветители, «учители словенские» Кирилл и Мефодий — создатели славянских азбук.
Хотя в названии выставки указан широкий хронологический диапазон художественных произведений — почти тысячелетие, она имеет вполне конкретные даты, связанные с подписными произведениями. Мария Маханько показывает самый древний экспонат выставки из собрания Исторического музея — миниатюру с образами семи святых мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елеазара на листе из лицевого сборника Житий и гомилий (слов в честь святых), созданного в 1063 году в Константинополе.
— В древнерусском искусстве эта ветхозаветная семья, ставшая для христиан примером стойкости в вере и исповедничестве, чаще встречалась на иконах-минеях или семейных иконах как символ чадородия и многодетности. В византийском календаре семья Маккавеев считалась покровителем первого дня августа, а в русском в этот день праздновали в первую очередь Происхождение честных древ Креста Господня и лишь потом семью мучеников. Этому сюжету посвящена представленная на выставке икона 1778 года письма известного мастера Архангельских земель Ивана Богданова-Карбатовского (ЦМиАР), на которой также в меньшем масштабе изображена и семья Маккавеев.
Полностью читайте в декабрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (№12, 2024) и на нашем сайте: http://e-vestnik.ru/reports/obrazy_svyatoy_semi_13350/ Выставка продлится до 24 февраля 2025 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3