Мы объяснили, почему классическая (именно классическая!) музыка – это отличная зарядка для ума, и расписали «тренировку» на первые три дня…
А ещё мы говорили – когда слушаешь музыку, очень важно «включать воображение»? Это главное условие! Ну, а что делать, если воображение «не включается»?
Сегодня поговорим об этой проблеме.
🎹 Такие разные августы
Чтобы «представлять» себе музыку, надо придумать, «про что» она. Проследите за трёхлетним малышом, сидящим за пианино. Он совсем не умеет играть – однако это ему ни капельки не мешает! Вот он звонко бренчит по верхним клавишам и радостно говорит: «Это птички прилетели!». А вот он стукнул кулачком по самой нижней клавише: «Это мохнатый медведь пришёл!». Музыка, в отличие от слов, точной информации не содержит. Звучат высокие нежные нотки?Может, это и птички. А может, ручеёк журчит! А басовая нота – может быть, вовсе не медведь, а слон... В музыке художественный образ всегда «спрятан», его нужно уметь «извлечь» – угадать, распознать. Названия произведений редко когда нам в этом помогают: поди пойми, что такое «Симфоническая сюита соль-минор» или «Аллегро мольто апассионато»… Язык сломаешь. Однако бывает и так, что композитор сам подсказывает в названии, «про что» его произведение. Слышали ли вы когда-нибудь выражение «программная музыка»?
Есть один анекдот... Шестилетнюю девочку приводят на собеседование перед поступлением в школу. Учительница спрашивает, как её зовут, как зовут маму, помнит ли она свой адрес… Потом спрашивает, сколько она знает времён года. Девочка ненадолго задумывается – и уверенно отвечает:
– Шесть!
Учительница:
– А если ещё немного подумать?
Девочка думает, думает – и вздохом говорит:
– Честное слово, больше не могу вспомнить… Шесть!
В коридоре расстроенная мама спрашивает:
– Света, ну как же так?!
– Мамочка, я правда больше никаких «Времён года» не помню! Только у Чайковского, Вивальди, Гайдна, Глазунова, Пьяццолы и Лусье!..
Мама с возмущением:
– Света!.. А Десятников? А Кейдж?!
Действительно, циклы музыкальных произведений под общим названием «Времена года» есть у многих композиторов. Но чаще всего вспоминают «Времена года» для фортепиано Петра Ильича Чайковского и «Времена года» Антонио Вивальди для скрипки с оркестром. Вот такая музыка – та, в названии которой автором указано, «про что она» – и называется программной. Часто она создаётся на заказ, «по случаю». Скажем, «Времена года» Чайковского были написаны по заказу Николая Матвеевича Бернарда, редактора музыкального журнала «Нувеллист». Чайковский в те годы остро нуждался в деньгах – и Бернард предложил композитору написать 12 несложных пьес, по одной в каждый номер журнала за 1876 год. А когда все 12 пьес были изданы отдельным сборником, Николай Бернард назвал его «Времена года». А вот «Времена года» Вивальди – немножко неправильное название; сам автор назвал эти четыре концерта для скрипки иначе: «Четыре сезона» – «Ле кватро стаджони» («Le quattro stagioni»). Причём Антонио Вивальди к каждому из концертов сочинил ещё и стихотворное описание («программу»). Про стихи Вивальди сейчас мало кто вспоминает, а вот «Времена года» стали самым известным произведением композитора. А как интересно сравнивать между собой «Времена года» разных авторов! Скажем, для месяца августа Чайковский выбрал уборку хлеба: жатву, торопливые руки жнецов – тяжёлый крестьянский труд. А у Вивальди август – это буря, шторм, гром и молния, страшная летняя гроза!
📽️ А если без Балбеса?
Программная музыка часто воспринимается людьми с намного большим интересом,чем музыка «без темы». Яркие и легко узнаваемые музыкальные образы из таких произведений идут «нарасхват». Слышали тему Шахеразады из симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова? Нет? А вот и неправда. Слышали много раз – потому что другой композитор, Александр Зацепин, использовал её в качестве вступления для шуточной песни «Если б я был султан» из фильма «Кавказская пленница»! А может, стоит попробовать послушать эту замечательную музыку без Труса, Балбеса и Бывалого? М-м?
«Шахеразада» Римского-Корсакова – это ярчайший пример программной музыки. В сюите четыре части – «Море и Синдбадов корабль», «Рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна» и «Праздник в Багдаде». Начинается сюита мрачной, грозной, напряжённой темой жестокого царя Шахрияра. И вдруг – в ответ ей – под неторопливые аккорды арфы нежно-нежно начинает «говорить» скрипка. Это прекрасная Шахеразада начинает рассказывать царю очередную сказку... Послушайте, попробуйте представить себе весь этот чудесный рассказ – и про бурное море, и про корабль Синдбада под па-русами, и про огромную птицу Рух... Уверяем, это будет совсем не трудно и даже интересно. Автор как бы «запрограммировал» музыку, вставил в неё яркие и запоминающиеся художественные образы – ну а слушателю остаются только «угадать» ту или иную «картинку». Примеров использования «программной» классики в кино – огромное количество. Скажем, фильм-сказка «Принцесса на горошине» (1976 год): практически всё музыкальное сопровождение («саундтрек») – наш старый знакомый Вивальди, «Времена года». А фильм «Приключения Робинзона Крузо» (1973 год) c Леонидом Куравлёвым в главной роли? Снова «Времена года» Вивальди... А, скажем, Уолт Дисней («Фантазия») или дуэт мультипликаторов Уильяма Ханны и Джозефа Барберы («Том и Джерри») в своих мультфильмах постоянно использовали классическую музыку – и Чайковского («Вальс цветов»), и Мусоргского («Ночь на Лысой горе»), и Прокофьева («Петя и Волк»), и даже Игоря Стравинского («Весна священная»)…
🪩 А можно тренировать воображение с помощью современной популярной музыки?
Можно – при одном условии. Проведите простейший эксперимент: возьмите то или иное произведение и мысленно уберите оттуда слова. Вообще. Если музыка при этом осталась узнаваемой, не «исчезла», не «рассыпалась» – значит, это настоящее музыкальное произведение. Можно ли сыграть песню «Yesterday» группы «Beatles» на скрипке? Да. На фортепиано? Ещё как. На баяне? На флейте? Сколько угодно.
А теперь возьмём и попробуем сыграть на скрипке суперхит группы «Little Big» «Skibidi». Не выходит? А на фортепиано? А просто «налялякать»? В этой музыке нет движения, развития, мысли. Это просто «фон», «подложка» под забавный видеоклип. И для нашей с вами задачи – развивать фантазию, укреплять ум – такая музыка, к сожалению, не годится. Продолжаем слушать классику!
🎧 ЧТО ПОСЛУШАЕМ СЕГОДНЯ?
1. Антонио Вивальди. «Времена года». Август. «Гроза»
2. П.И. Чайковский. «Времена года». Июнь. Баркарола
3. Н.А. Римский-Корсаков. «Шахеразада». Часть II. «Рассказ царевича Календера»
***
📬 Оформить подписку можно на сайте Почты России: https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F5044 и в вашем почтовом отделении
📖 Полистать журнал "Лучик" можно здесь: https://zhurnala.ru/tag/luchik/ 📱 Скачать бесплатно: https://www.lychik-school.ru/archive/ 🛒 Купить: https://www.wildberries.ru/brands/989491-aipress
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев