Владимир Владимирович Путин
«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма».
Патриотизм — в современном его понимании — появился относительно недавно. Само слово «патриот» пришло в русский из греческого лишь в XVIII веке. В основе патриотизма лежит чувство любви к своей Родине. Патриотизм предполагает гордость за свою страну и во многом основан на чувстве «принадлежности» к Родине и народу. Важными характеристиками патриотизма являются способность и готовность гражданина к активным действиям во благо Отечества. Именно поступки человека, его деятельность, направленная на развитие общества и государства, свидетельствуют о том, что человек является патриотом.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.
Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
Возникновение патриотизма в России напрямую связано с историей возникновения самой страны. В Древней Руси еще не сформировалась (да и не могла в условиях раздробленности общества и неразвитости государства) политическая идеология, основанная на патриотизме.
Древнерусский патриотизм (IX‒первая половина XIV вв.)
Олицетворяет средневековый автократический патриотизм России. Любовь к Отечеству отражалась в героических былинах и таких произведениях, как: «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом; «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора; «Слово о полку Игореве», «Слово о гибели земли русской», повести Куликовского цикла и др. Один из исследователей проблемы зарождения патриотизма в России – М.М. Кром – писал:
«Древнерусская литература говорила о любви к Родине на языке чувств и образов».
Патриотизм централизованного Российского государства (вторая половина XIV‒XVII вв.)
В данный период происходила ликвидация монголо-татарского ига, ставшая самым значимым событием второй половины XV в. В этих условиях выразителем патриотических построений общества стала русская православная церковь. Представление о великом князе, как о самостоятельном правителе, независимости ни от Золотой Орды, ни от Византии завершилось выработкой патриотической политической идеологии «Москва-третий Рим». Во второй половине XVI в. патриотизм стал синонимом служения великому князю, а затем – царю. Измена царю Ивану Грозному приравнивалась к измене Отечеству. В своих изречениях он подчеркивал, что Российскому государству и русскому царю нельзя изменять, их следует любить и защищать.
Благодаря героизму «мужей» русских удалось преодолеть социально-политический и экономический кризис и изгнать из России интервентов, пользовавшихся тяжелейшим положением ее в целях захвата власти в период Смутного времени. Подвиги костромского крестьянина Ивана Сусанина, безымянных защитников Троице-Сергиева монастыря, Смоленска, участников Первого и Второго ополчений отображают жертвенность народа во благо своего Отечества.
Патриотизм периода становления Российской империи (XVIII–первая половина XIX вв.).
Идеи православия, державности и национальной сплоченности находили свое выражение в литературных и религиозных источниках, отражались в национальной психологии народа. Патриотизм становится государственной идеологией. Петр I одним из первых среди государственных деятелей России предпринял попытку соединить великие идеалы борьбы с врагом ‒ «За веру, царя, честь и достоинство». Согласно новой патриотической идеологией идеалом политического деятеля становится человек, заботящийся об общем благе и России. Его служба велась во имя Отечества. Пониманию патриотизма как деятельности, направленной на участие дворянства в государственном управлении, способствовала своей законодательной деятельностью, сама того не желая, Екатерина II.
Идея «служения Отечеству» развернулась широко во время Отечественной войны 1812 г. Очередная угроза потери национальной независимости пробудило в народе патриотическое сознание. Крестьянские партизанские отряды восставали в тылу врага.
Плодом национально-освободительной борьбы русского народа стало движение декабристов, своими призывами к отмене крепостного права и реализации демократических свобод. Понимание патриотизма получило свое отражение и в программных документах декабристов. Понятие Родины и ее защиты было вознесено Конституцией Никиты Муравьева на огромную высоту: «Каждый (Русский), ‒ гласила статья 12, ‒ обязан носить общественные повинности, повиноваться законам и властям отечества и явиться на защиту Родины (быть всегда готовым к защите Родины, и должен явиться к знаменам), когда востребует того закон».
Просвещение родной земли было долгом для Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского. Они расценивали патриотизм как служение Отечеству, в точности как славянофилы и западники, и заявляли о модернизации политической системы России по образу западных стран.
Иван Александрович Ильин
«Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь».
#Россия #Традиции #гордость #страна #Указ809
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев