10 ноября 1976 года
После приветствия Божеств и энергичной гуру-пуджи преданные вслед за Прадьюмной пропели строки санскрита из стиха Шримад-Бхагаватам (5.5.23), после чего Прадьюмна прочитал перевод:
«Затем Господь Ришабхадева обратился к собравшимся брахманам: «О досточтимые, Я считаю, что нет в этом мире существа более великого, чем брахманы, или равного им. Я не нахожу никого, кто мог бы сравниться с брахманами. И тот, кто знает, как Мне угодить, совершает предписанные Ведами обряды, а в конце с верой и любовью подносит Мне угощение через уста брахмана. Такую пищу Я съедаю с гораздо большим удовольствием, чем ту, что предлагают Мне во время огненного жертвоприношения».
В течение своей получасовой лекции Шрила Прабхупада концентрировал наше внимание на принципах брахманической культуры. Он сказал нам: «Кришна в первую очередь хочет видеть, чтобы в обществе оказывали должное почтение брахманам и коровам. Намо брахманья-девая го брахмана хитая на.. .Также — джагад-дхитая, и в результате этого во всем мире будет покой. Это секрет мирной жизни, но людям это неизвестно. Никто не готов становиться брахманом, а что касается заботы о коровах, об этом вообще нет и речи. Таково состояние дел в современном мире. Поэтому во всем мире царит беспорядок».
В предыдущих стихах описывались различные стадии возвышенного сознания, и Прабхупада сказал, что высшая стадия развития сознания проявляется у брахманов. Цитируя описание качеств брахмана, приведенное в Бхагавад-гите, он объяснил, что способ возвыситься с уровня животного до уровня человека заключается в том, чтобы уметь управлять умом и чувствами. «С этой целью, — сказал он нам, — мы открываем гурукулу, но современные люди не заинтересованы в том, чтобы обучать своих детей управлять чувствами. Чтобы развивать духовное сознание, необходимо уменьшать телесные потребности».
Вриндаван, где он собирается устроить основную гурукулу, по его словам, является самым лучшим для этого местом. «Человеческая цивилизация и человеческая жизнь не предназначены для того, чтобы увеличивать телесные потребности. У нас есть пример Госвами Вриндавана. Они пришли в этот мир не с тем, чтобы погрузиться в ахара-нидра-бхая-майтхуна (есть, спать, защищать тело и заниматься сексом). Нет. Свои телесные потребности они уменьшали — нидрахара-викара- кади-виджитау. Это важное условие. А жить во Вриндаване и одновременно с этим взращивать потребности ахара-нидра-бхая-майтхуна — это не вриндаван-васа. Обезьяны, собаки, свиньи тоже живут во Вриндаване, но им и в голову не придет уменьшать потребности ахара-нидра-бхая-майтхунам. Посмотрите на обезьян. Они тоже обитатели Вриндавана. Но за каждым самцом прыгает по десятку самок. Это не вриндавана-васа».
Далее он говорил о том, что вернуться обратно к Богу не так легко. Для этого необходимо, чтобы материальная жизнь была сведена к нулю, причем «не практически, а действительно к нулю». Это крайне сложно, но возможно при помощи духовной практики. Поэтому мы создаем Центры сознания Кришны по всему миру, чтобы помогать людям достигать брахманического уровня. И если кто-то не способен достичь этого стандарта, то они могут уйти из Движения.
Брахманическая жизнь настолько возвышенна, что когда, например, брахман Судама приходил в гости к Кришне, Господь Сам омывал ему стопы, а царица Рукмини омахивала его опахалом. В настоящее время брахманическая культура полностью утрачена, ибо никто не стремится управлять чувствами, а это необходимое условие того, чтобы выйти на уровень брахмана. «В Индии со временем брахманическая культура утратила свою суть, и потомки брахманов теперь брахманы лишь по названию, они злоупотребляют своим положением. Не имея качеств брахмана, они называют себя брахманами, потому что стремятся пользоваться преимуществами этого положения. Поэтому брахманическая культура потеряла в наши дни свой смысл. Критерий брахмана — это качества, однако в наше время никто не практикует шамо дамо титикша. Положение брахмана привлекательно, поскольку брахманам повсеместно оказывают почтение.
Это причина, по которой распалась вся брахманическая культура Индии в настоящее
Время. «Сначала заслужи, а потом желай». Они же хотят почтения, не заслужив его. Поэтому весь процесс утрачивает смысл. Быть брахманом — это не цель. Даже если кто-то утверждает, что можно оставаться брахманом без брахманической культуры, в шастрах такого не говорится. В шастрах говорится, что культура — это, прежде всего, качества».
Серьезно взглянув на аудиторию, состоящую из иностранного контингента будущих и уже инициированных брахманов, Прабхупада процитировал Шримад-Бхагаватам (7.11.35) и призвал нас к тому, чтобы мы всерьез приняли возможность, которую он нам дает. «Итак, лакшанам — признаки. Есть качества, по которым определяют брахмана. Я обращаюсь к вам, молодым европейцам и американцам. Вы стали инициированными брахманами, и ваш долг — практиковать лакшану. В противном случае, если вы, возгордившись, решите, что с получением шнура ваши обязанности закончились, и вы вправе делать все, что вам заблагорассудится, то это совсем не брахманическая культура. Лакшанам означает «качества». То, чему вы обязаны следовать, ясья хи яд лакшанам проктам. Тогда ничто не сможет помешать вашему прогрессу. Вы станете очень дороги Кришне. Намо брахманья-девая го брахмана-хитая ча. Если вы будете придерживаться уровня истинного брахмана, практикуя те качества, которые ожидаются от брахмана… Ведь это несложно. Мы определили четыре принципа — не вступать в недозволенные сексуальные отношения, не есть мяса, не употреблять спиртных напитков и наркотических средств и не принимать участия в азартных играх. Вот и все. Соблюдая эти принципы, вы не сойдете с уровня брахмана. А если к тому же вы еще повторяете святые имена, то этот уровень еще выше брахмана, — вы становитесь вайшнавом. Становитесь настоящими брахманами — брахманами по качествам. Становитесь вайшнавом. Тогда у вас есть гарантия… Каунтея пратиджанихи на ме бхактах пранашьяти (Б.-г. 9.31). Это точно. Это гарантировано».
Точно так же как полиция не беспокоит граждан, живущих по законам государства, и нам, если мы честны в своей практике, гарантировано, что Кришна защитит нас, и мдшгнас не коснется. Нам предлагается простой метод для продвижения на этом пути — служение возвышенным бхагаватам, представителям Господа.
«Нашта-прайешу абхадрешу нитъям бхагаватамгсевая (Бхаг. 1.2.18). Есть книга бхагавата и личность бхагавата. Гуру является олицетворением личности бхагавата, вся его жизнь — бхагавата. Кто способен вести такой образ жизни, образ жизни бхагаваты! Нашта-прайешу абхадрешу. Тот, кто развивает сознание Кришны, кто практически чист от греха, не то что полностью чист, а практически чист, прайешу. Как? Посредством нитъя-бхагавата-севая. Заняв себя практикой служения, то есть слушанием Шримад-Бхагаватам и служа личности бхагаватам. Уттама-шлоке бхактир бхавати наиштике. Тогда бхакти будет возрастать и станет уттама-шлоке, то есть достигнет совершенства. На том уровне, когда человек уже практически чист, хотя и не полностью, его служение возвысится до уровня брахмана. Как только мы начинаем служить личности бхагавата и слушать Шримад-Бхагаватам, наше служение обретает качество саттва-гуны. Тато раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш ча йе чета этаир анавиддхам (Бхаг. 1.2.19). Тогда раджо-гуна и тамо-гуна не смогут коснуться нашего сердца. Чето-дарпана-марджанам (Ч.-ч. Антья. 20.12). Этот процесс крайне эффективен. В нем нет ничего искусственного. Нитья сиддха Кришна бхакти. Это наши естественные взаимоотношения с Кришной, ведь мы — Его частицы».
Слова Шрилы Прабхупады звучали как абсолютная истина, и после лекции в сердцах преданных горел огонь благодарности за то, что у нас такой гуру, и мы имеем возможность служить ему. Его слова и его пример поистине делают процесс бхакти-йоги простым и легко достижимым. Мы не чисты, но следуя процессу, данному нам Прабхупадой, мы, несомненно, очистимся, а это то, чего он хочет от нас, чтобы мы имеем возможность служить ему. Его слова и его пример поистине делают процесс бхакти-йоги простым и легко достижимым.
Мы не чисты, но следуя процессу, данному нам Прабхупадой, мы, несомненно, очистимся, а это то, чего он хочет от нас, чтобы мы могли прогрессировать дальше и стать настоящими слугами его любимого Господа Шри Шри Кришна-Баларамы.
***
Сегодня из Майяпура от Гаргамуни Свами пришла телеграмма следующего содержания: «На Раса Пурниму было продано более пяти тысяч книг на четыре лакха рупий. Бхавананда собрал двадцать тысяч подписей в защиту ИСККОН. Мы ждем Вашего приезда 15-го числа или позже. Пожалуйста, ответьте».
Раса Пурнима является в Бенгалии одним из самых выдающихся фестивалей года. Шрилу Прабхупаду так воодушевили эти новости, что он тут же продиктовал ответ Бхавананде Махарадже, чтобы вдохновить его на дальнейшие действия, «Это означает, что по милости Кришны не только Майяпур Чандродайа Мандир стал очень популярным в Майяпуре, но постепенно ИСККОН становится популярным и по всей Бенгалии. Таким образом Кришна благословляет вас. Пользуйтесь этой возможностью и проповедуйте в Бенгалии, И особенно важно ездить с проповедью по деревням. Путешествуйте группами по 5-6 человек, распространяя послание Господа Чайтаньи Махапрабху с великим энтузиазмом. Вместе с проповедью одновременно будет распространяться «Гитар Гана».
Похоже, то, что о нас узнала общественность в начале года, возымело свое действие, хотя наши противники хотели добиться совершенно противоположного эффекта. В Майяпуре об американском руководителе ИСККОН разошлась такая молва, что Бхавананда был вынужден покинуть страну. Хотя на самом деле он был вынужден уехать лишь потому, что закончился срок действия его визы, и через несколько месяцев он вернулся с новой визой. О нем напечатали во всех газетах, и люди, встречая его на улице, останавливались и указывали на него. Сейчас все знают о том, что он популярная личность, и в Майяпуре он стал нашей звездой, которая привлекает людей. Прабхупада сообщал о планах своих поездок. «Итак, сейчас я еду в Майяпур, затем в Хайдарабад, точную дату сообщу позднее. Между тем, ты и Гаргамуни продолжайте свою интенсивную проповедь».
Копию этого письма он выслал также Гаргамуни Махарадже.
***
Сегодня вечером приехали неожиданные гости. Около девяти часов напротив храма остановилось такси, из которого вышел Махавира дас вместе со своей новой женой. Махавира — американец, он проповедует в Бразилии под руководством Хридаянанды Махараджи. Будучи брахма-чари, в прошлом году в феврале он приехал в Майяпур, намереваясь принять санньясу, но затем принял решение, и, скорее всего, мудрое, отказаться от санньясы. Он приложил некоторые усилия, пытаясь принять участие в руководстве майяпурским храмом, но по неопытности все, что ему удалось, это внести хаос в жизнь местных преданных. В конце концов,
Он принял решение вернуться в Бразилию и спросил у Прабхупады, можно ли ему уехать, Прабхупада сказал Махавире, что он бы предпочел, чтобы тот оставался в Майяпуре, но, видя его сильное и глубокое желание покинуть Индию, дал ему благословения уехать в Южную Америку. Как только Махавира вернулся в Бразилию, он узнал, что пока он был в Индии, появилась новая бхактин. И он сразу понял, что ее послал Кришна, чтобы она стала его женой. Так они поженились и через несколько месяцев отправились в Индию через Европу.
В Лондоне он встретился с Джаятиртхой прабху, который стал убеждать его не ехать в Индию, а занять пост президента в храме в Германии. Они поехали туда, чтобы посмотреть, сможет ли он этим заняться. Но там он пришел к выводу, что поскольку мало знаком с европейской жизнью, будет лучше, если эти обязанности возьмет на себя какой-нибудь местный преданный. Затем поездом они приехали во Францию в центр Ныо-Майяпур, попав туда прямо перед инсталляцией Божеств Шри Шри Кришна-Баларамы. Там во время большой церемонии инициации его жена получила посвящение, ее стали называть Джая Гаури даси. После этого они вернулись в Лондон, где прожили несколько месяцев. В своем сердце Махавира лелеял желание удовлетворить Щрилу Прабхупаду, последовав его предложению взять на себя обязанности по управлению каким-нибудь центром в Индии.
Так что сейчас он опять в Индии и очень хочет, как и прежде, исполнять волю Прабхупады. По иронии судьбы, Махавира не знал, что Прабхупада здесь, во Вриндаване. Махавира во Вриндаване в первый раз. Он прилетел в Дели и приехал на машине сразу сюда. Когда он вышел из машины, первым, кого он увидел, был Акшаянанда Махарадж. Он представился: «Харе Кришна, Махарадж. Меня зовут Махавира дас. Я президент храма, и Прабхупада хочет, чтобы я занимался служением в Индии. Кто здесь представитель Джи-би-си? Я буду делать все, что вы скажете». Пользуясь возможностью, Акшаянанада ответил ему просто: «Пойдемте со мной», но не сказал, куда. Он отвел его прямо туда, где жил Прабхупада. Джагадиша прабху, его старый друг, пригласил его пройти сразу к Прабхупаде.
«Шрила Прабхупада, — начал Акшаянанда, — это Махавира дас, он…»
Прабхупада уже широко улыбался: «Я знаю его. Мы старые друзья. Он будет помогать здесь. Он умный человек». И без лишних разговоров Прабхупада назначил его на пост нового президента храма, С лиц окружающих не сходили улыбки. Прабхупада поздоровался со своим учеником и через несколько минут воодушевляющих напутствий отправил его знакомиться с новыми обязанностями и выполнять необходимые указания, с тем чтобы уже следующим утром он приступил к их исполнению.
«ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ДНЕВНИК», ХАРИ ШАУРИ ПРАБХУ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев