Цитируя множество стихов из «Бхагавад-гиты», Прабхупада доказывал, что личность Кришны невозможно понять без Его милости, «Так что человек должен принять утверждение Кришны, Верховной Личности Бога, каким образом он изначально является пурушей, или личностью, — сказал Прабхупада. — Безличный Брахман — экспансия лучей, исходящих от Его личностного тела, точно так же, как солнечное сияние — продолжение лучей, исходящих от бога Солица, Вивасвана. Вивасван — личность, находящаяся в солнечном шаре, Кришна — тоже Личность, поведавшая философию «Бхагавад-гиты» задолго до того, как Он рассказал ее Арджуне. Имам вивасвате йогам проктаван ахам авъяям. Поэтому заключение таково, что изначально Бог — всегда личность. Безличный Брахман—эманация личностного Бога. Иными словами, Бог, личностный Бог, не исходит из безличного Брахмана, но безличный Брахман исходит из личностного Бога. Это подтверждается в «Бхагавад-гите». Безличный Брахман исходит из личностного Бога, точно так же, как источником света является электрическая лампочка, а не свет является источником лампочки».
Вновь приведя цитату из «Бхагавад-гиты», Прабхупада подошел к такому заключению: «Итак, Кришна, как личность, говорит Арджуне, что оба они существовали как личности в прошлом, и они продолжат свое личностное существование в будущем. Так что не обладая этим знанием в полной мере, мудха принимает воплощение Бога как исходящее из безличного, аваджананти мам мудха манушгш танум ашритам. Исходя из вышесказанного, ты доказал, что ты—мудха. А как мудха, или осел, может стать воплощением Бога?»
Неудовлетворенный этим, Прабхупада попросил Прадьюмну прочитать ему оставшуюся часть статьи.
Прадьюмна взглянул через очки на газету и зачитал декларацию автора о том, что он назвал «концепция аватары, которая в широком смысле слова значит нисхождение божественного начала в человеческие усилия». Напомнив читателю о нисхождении Господа Кришны с целью спасти человечество, автор провозгласил: «Решение и лечение человеческих недугов: подобным же образом аватара нисходит к преданным Саи Бабы, чтобы предоставить как решение, так и лечение миру, живущему под террором атомного холокоста. Ложные отличия между Богом и человеком, пурушей и девой, созданные западной философской мыслью, просто отсутствуют в индийских писаниях, которые предписывают ассимиляцию Бога в человека и человека в Бога как основу религии».
Прабхупада испытывал отвращение: «Это еще одно негодяйство. Бог всегда отличен от человека».
Прадьюмна сказал, что Саи Баба сделал подобное утверждение сам, в другом месте статьи. Он зачитал его вслух: «Бог — это человек, и человек — это Бог. В каждом из нас есть что-то от Бога, божественная искра внутри нас. Все люди божественны подобно мне, с духом, заключенным в человеческой плоти и костях. Единственная разница между нами в том, что они не догадываются об этой Божественности».
Перейдя к другой части статьи, Прадьюмна продолжил: «Здесь он говорит: «Миссия нынешней аватары — побудить каждого понять, что, поскольку тот же самый Бог, или божественность, пребывает в каждом, люди должны оказывать почтение, любить и...»
Прабхупада прервал его: «Нет, нет. Если он пребывает в каждом, тогда почему именно он особенный?»
«Да. Ну, он говорит, что помнит».
«Он помнит? — спросил Прабхупада. — Как Бог может забыть?»
«Об этом он говорит здесь. Возьмем пэдди или рис в качестве иллюстрации. Каждое зерно риса окружено шелухой. Вы должны удалить шелуху, чтобы получить рисовое зерно. Сейчас шелуха и рис исходят из одного и того же семени. Рис — это эквивалент Бога в человеке».
«Но все же шелуха — это не рис,— сказал Прабхупада.— Вы не можете сказать, что шелуха — это рис».
Согласно кивнув, Прадьюмна продолжил читать. «Он говорит: «Рис — это эквивалент Бога в человеке, в то время как шелуха может быть сравнима с желанием, которое низводит Бога на уровень человека».
Прабхупада сел, тряся головой: «Нет, нет».
Прадьюмна закончил цитату: «Поэтому жизнь плюс желание равнозначна человеку. Жизнь минус желание равнозначна Богу».
Прабхупада продиктовал заключительные слова своего письма: «Ты хочешь стать Богом. Невозможно совсем не иметь желаний. Но ты бесцеремонно желаешь стать Богом, хотя этому нет доказательств в шастрах. В «Бхагавад-гите» принимается, что живые существа — искры, неотъемлемые частицы Бога, Кришны. Но часть никогда не равна целому. Так что ты можешь заявлять, что ты — частица Бога, так же как и любое другое живое существо, но ты не можешь утверждать, что ты — Верховная Личность, наделенная полнотой власти. Это сбивает с толку. Ты можешь демонстрировать приемы магии, так же как и другие волшебники, но ты не можешь продемонстрировать магию в полной мере, как демонстрировал ее Кришна и Господь Рамачандра. Поэтому твое заявление о том, что ты обладаешь силой, в полной мере абсолютно ложно и оскорбительно».
Прадьюмна закончил записывать и посмотрел на Прабхупаду, приведя собственный аргумент: «Сейчас кто- нибудь может привести один аргумент, они говорят: «Ну, если аватара приходит, он должен проявить все разновидности великих достояний и могущества». Затем он говорит, что иногда воплощение демонстрирует их, а иногда нет — Господь Чайтанья, например, не показывал свою вишварупу или...»
Прабхупада ответил: «Но Он (Господь Чайтанья) никогда не заявлял: «Я — аватара». Мы можем понять это из шастр. Он никогда этого не утверждал. Более того, когда к нему обращались как к Кришне, он закрывал уши руками: «Не говори так». Он никогда не говорил, что Он — Бог. Он полностью проявил себя как преданный, а не как Верховный Господь. Поэтому гаурангавада, гауранга-нагари вне закона».
Знакомый с апасампрадаей, о которой говорил Прабхупада, Прадьюмна заметил: «Гауранга-нагари упоминают Господа Чайтанью в роли Кришны, танцующего с гопи...»
Прабхупада кивнул: «Таким же образом, найди неправильное утверждение и приведи ему доказательство».
Оставив Прабхупаду в одиночестве воспевать в саду, Прадьюмна напечатал письмо, и оно было послано Сатья Саи Бабе.
«ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ДНЕВНИК», ХАРИ ШАУРИ ПРАБХУ, ОТРЫВОК, ОКОНЧАНИЕ ДНЯ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1