Это и для человека всегда беда. А для народа совсем плохо. И пока не состоится покаяние в национальной гордыне, ничего хорошего не случится. Для начала же всем, кто верит в особую Русскую идею, просто стоило бы без гнева и пристрастья почитать Владимира Сергеевича Соловьева.
"Никаких действительных задатков самобытной русской философии мы указать не можем: все, что выступало в этом качестве, ограничивалось одною пустою претензией.
А между тем русские несомненно способны к умозрительному мышлению, и одно время можно было думать, что философии предстоит у нас блестящая судьба. Но русская даровитость оказалась и здесь лишь восприимчивою способностью, а не положительным призванием: прекрасно понимая и усваивая чужие философские идеи, мы не произвели в этой области ни одного значительного творения, останавливаясь, с одной стороны, на отрывочных набросках, а с другой стороны, воспроизводя в карикатурном и грубом виде те или другие крайности и односторонности европейской мысли".
Важнейшая составляющая духовного развития человека - это осознание своих грехов, пороков, да попросту недостатков. Если человек считает себя совершенством им никоим образом не являясь (а им никто из смертных не является), всем будет очевидно, что это, мягко говоря неадекватный персонаж. И конечно, потенциально, в связи с этим опасный. То же самое можно сказать о подобном народе. Только угроза от него исходящая на порядки больше.
Тот же Вл. Серг. Соловьёв указывает на реально опасные особенности русского мышления. Опасные, как для него самого, так и для окружающих. Например, такую:
"Русский скептицизм мало похож на здравое сомнение Декарта или Канта, имевших дело с внешнею предметностью и с границами познания; наш „скепсис“, напротив, подобно древней софистике стремится поразить самую идею достоверности и истины, подорвать самый интерес к познанию: „Всё одинаково возможно, и всё одинаково сомнительно“ — вот его простейшая формула. При такой точке зрения наш ум, вместо самодеятельной силы, превращается в безличную и пассивную среду, пропускающую через себя всякие возможности, ни одной не отталкивая и ни одной не задерживая. Но подобным образом и наш национальный мистицизм стремится не к тому, чтобы поднять силу духа сознанием его внутреннего безусловного превосходства над всякою внешностию, а, напротив, ведет к совершенному уничтожению и поглощению духовной личности в том абсолютном предмете, который она над собою признала. Эта безвозвратная потеря себя в том, что поставлено выше себя, выражается, смотря по различию частных характеров, то в невозмутимом равнодушии и квиэтизме, то в самоубийственном изуверстве, породившем известные секты в нашем народе (самосжигатели, скопцы и т. д.)"
Подлинная любовь к своему народу должна проявляться именно в осознании подобных глубинных проблем и стремлении их разрешить. Так же как можно трансформировать личность, можно и народ. Но как это сделать, когда ему веками поют, что он "само совершенство", либо вдруг начинают твердить, что он полное ничтожество? Но никто не пытается здраво разобраться в его комплексах, фобиях и пороках, не с тем, чтоб заклеймить, а чтоб изменить...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев