Человеку больно отдавать все силы какому-либо общественному делу, если это никому не нужно. Например, ведет человек в школе драмкружок. А это не нужно ни детям, ни родителям, ни дирекции. В отчаяние можно впасть. Точно так же и священник может измучиться сердцем, если его проповедь не нужна никому.
Люди живут в субкультурах. Студенты не понимают бизнесменов. А бизнесмены забыли, что такое жизнь студенческая. Старые не понимают молодых, а молодые и подавно не понимают старых. Каждый в своем соку томится на медленном огне, и не то, что полюбить ближнего, как себя самого, а и понять ближнего не может. Один только священник должен всех понимать. Обязан. Священник должен вынуть из себя сердце и сказать людям: нате, а мне ваши сердца дайте.
Признак хорошей проповеди — это когда человек-слушатель потом подходит и спрашивает: «Откуда вы про меня все знаете? Вы ведь же на мои вопросы сегодня ответили».
Признак хорошей проповеди — это когда священник сам на суде, и от им же произносимых слов удивляется: откуда это слово на языке моем?
Свойство хорошей проповеди — говорить не кому-то сверху вниз, а себе, как человеку подсудимому.
Говорить что-нибудь не надо, и если уж что-нибудь, то лучше ничего. А если не что-нибудь, то ГОТОВИТЬСЯ нужно постоянно, нужно перелагать их на более понятный для большинства язык.
Просто проповедь — это необходимый вид служения. Оно так и называется — служение слова. И люди благодарны таким служителям. Они, хоть и не все читали, но все сказанное сердцем понимают.
«Наставляемый — делись всяким добром с наставляющим». И что значит телесное, если тебе отсыпали без зависти полную меру духовного?
Сегодня говорят многие, но всем на всех наплевать. Говорит реклама, чтобы понудить человека товар купить или услугу. Говорят политики, но об этом мы промолчим. Надоело. Говорят комики и эстрадные артисты, чтобы отвлечь, рассмешить и на смехе заработать. Нам ли, свещенникам, молчать в этом говорливом мире, где все проповедуют, только не Христа?
Если ты говоришь мне о чем-то важном, то значит переживаешь обо мне, любишь меня. И даже, если я с тобой не согласен, я буду разбужен, заинтересован, начну искать, советоваться, спрашивать. Это — тоже хороший плод проповеди.
Правильное слово, сказанное вовремя, меняет жизнь. Люди уже никогда не вернутся в то состояние, в каком были до слышания слова. Они непременно изменятся. И если мы не меняемся, то в значительной степени потому, что мы (священникики) молчим.
Идеальное слово творит действие. Проповедь — дело Божие, как умножение хлебов. Знания умножаются, только если их раздавать.
Так что проповедь, если подлинная, то всем нужна. Её польза еще тем вскоре докажется, что враг голову поднимет. Начнутся пересуды, осуждения, подозрения. Змей зашипит и молчать не сможет. Но змЕя бояться, значит хиротонию не принимать. Бог для того нас, священников, на свете и держит. Как у Исайи сказано: «О, вы, говорящие о Господе! Не умолкайте!» Аминь!
Протоиерей Андрей Ткачев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5