(21 мая 1919-28 декабря 1978)
появилась на свет 21 мая 1919 года в Петрограде, тогда находившемся в эпицентре революционных событий. Мама до революции работала пианисткой в кинотеатре; после переворота, чтобы хоть как-то прожить, начала давать уроки музыки. Вскоре она встретила писателя Константина Алтайского-Королева и вышла за него замуж.
Главный биограф Клима Ворошилова воспитал девочку как родную дочь, и со временем безуспешные попытки Веры выяснить у матери имя настоящего отца прекратились.
Когда Вере было 18 лет, Константина Николаевича арестовали за знакомство и общение с писателем Андреем Алдан-Семеновым. Тот обвинялся в участии в террористической группе. Во время допроса Алтайский-Королев подвергся пыткам и, не выдержав издевательств, сознался в озвученных следствием преступлениях. В лагерях провел 17 лет.
Незадолго до ареста отчима Вера перебралась в Москву и поступила в актерскую школу при «Мосфильме». Обучением тогда руководили режиссер Григорий Рошаль и актер Михаил Тарханов. Завершив образование в 1940 году, артистка была включена в штат киностудии. Дебютные роли Вера Алтайская сыграла еще до выпуска.
Кино
Свою фильмографию девушка открыла в 19 лет.
В 1938 году вышла картина «Великий счет», где ей досталась эпизодическая роль переписчицы, год спустя – персонаж второго плана в ленте для детей «Личное дело». Александр Разумный доверил Алтайской роль пионервожатой: яркая, стройная актриса со смеющимися глазами как никто другой попадала в типаж.
В 1940 году выпускница школы при «Мосфильме» получает возможность поработать с первыми звездами советского кино того времени. В музыкальной комедии Григория Александрова «Светлый путь» заявлены и Любовь Орлова, и Евгений Самойлов, и Осип Абдулов, и Елена Тяпкина. Секретаршу играет только набиравшая популярность в качестве актрисы кино Рина Зеленая. Алтайской достается роль работницы Клавы.
Спустя полвека в мемуарах Марина Колумбова, вдова актера Алексея Консовского, вспомнит о «ведьминской красоте» соперницы.
Алтайская с рождения отличалась гетерохромией: один глаз был зеленым, другой - карим. Искрящийся дерзостью взгляд, осиная талия, копна русых волос – внешность актрисы в сочетании с ее бурным темпераментом и едким остроумием была лучшей рекомендацией на роль роковой красавицы. И в 1942 году Вера Алтайская ее получила.
Сценарист и режиссер Юлий Райзман, в будущем – лауреат шести Сталинских премий, решает снять историю о телеграфистке и сандружиннице Машеньке, которая встречает любовь, а накануне Финской войны расстается с любимым из-за его увлечения другой девушкой. Соперницу достается играть Алтайской. Райзман даже оставляет героине имя исполнительницы – Вера. Годом позднее фильм «Машенька» получает Сталинскую премию второй степени.
С началом войны «Мосфильм» эвакуируют в Алма-Ату. Алтайская увольняется и становится актрисой «Союздетфильма». В первой половине 40-х много снимается в военных лентах.
Ей достаются героини второго плана в картинах о жизни блокадного Ленинграда «Жила-была девочка», участии молодежи в сопротивлении фашистам «Это было в Донбассе», о судьбах эвакуированных на Урал «Большая земля».
Во время войны Вера снялась в нескольких фильмах, в том числе вместе со своим мужем. По большей части ее персонажи вызывали осуждение, они противопоставлялись красивому и «правильному» образу главных героинь («Большая земля», 1944 г.). Алтайская справилась с ними блестяще. Сыграть «плохого» с точки зрения общества человека, раскрыть неоднозначную частную историю -это она умела. Когда съемок не было, актриса ездила с концертами на фронт. Ее даже наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
После 1946 года, когда на экраны выпускают фильм «Освобожденная земля», Вера Алтайская на протяжении восьми лет снимается всего в одной ленте, и то – в эпизодической роли без указания в титрах. Райзман в своей драме «Кавалер Золотой Звезды» с Сергеем Бондарчуком и Кирой Канаевой в главных ролях оставляет Алтайской лишь персонаж безымянной колхозницы.
Однако причина была в самой Вере Алтайской.
Дело в том, что после победы Вера сконцентрировалась на работу в театре. Она поступила на службу в Государственный театр киноактера, и стала одной из ведущих его актрис.
Работа театра открывается в 1946 году премьерой «Бранденбургские ворота». Наконец-то Алтайская получает то, чего не дождалась от кинематографа – главные роли.
Любовь Шевцова в «Молодой Гвардии», Людмила в «Детях Ванюшина», Тамара в «Старых друзьях» - центральные женские персонажи в первых спектаклях театра, рожденного в военное время, воплощаются на сцене именно Алтайской. К артистке приходит настоящий успех.
В 50-е годы Алтайская вновь заскучала по кинематографу, и решила вернуться на съемочную площадку. Режиссеры обрадовались такому повороту дела, начали активно звать ее в свои проекты, но все повторилось сначала.
Ей снова предлагают играть второстепенных героинь или незначительные эпизоды. Но теперь актриса уже сама решает, в каком фильме ей сниматься, а какому режиссеру отказать. Она отдает предпочтение только интересным, характерным персонажам, таким, к примеру, как нянечка родильного дома в фильме «Человек родился» или Нина Павловна из комедии режиссера Гайдая «Жених с того света».
Триумфальное возвращение в кино Алтайской, конечно же, обеспечили сказки. В 1959 году выходят сразу две картины этого жанра: «Марья-искусница» Александра Роу и «Снежная сказка», поставленная режиссерами Эльдаром Шенгелая и Алексеем Сахаровым. В обеих лентах актриса играет отрицательных героинь: Тетушку-Непогодушку – у Роу, Продажную душу – у его коллег. Видя, насколько яркие образы злодеек способна создавать актриса, Роу начинает сотрудничать с Алтайской постоянно.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» артистка перевоплощается в колоритную супругу кума Панаса.
Через два года в «Королевстве кривых зеркал» играет Асырк, подручную главной злодейки.
А в 1964 году появляется в «Морозко» в роли жестокой мачехи. Вера Алтайская снялась в 7 из 9 последних фильмов Александра Роу. Он скончался в 1973 году. Вера Владимировна пережила его на пять лет. Последним результатом их сотворчества стала сказка «Золотые рога», в которой Алтайская играла кикимору Кухарочку.
Обычно в сказках любят положительных героев, но Алтайская в своих отрицательных ролях была настолько убедительна и эмоциональна, что они вызывали если не любовь, то огромный интерес и навсегда оставались в памяти зрителей. Вероятно, такое точное попадание в образ стало возможно благодаря тому, что и в жизни актриса была такая же - с перчинкой. Она легко вспыхивала, могла наговорить лишнего, даже обидеть. Но умышленно зла никому не причиняла. «Она была хорошим человеком, а в театре это редко бывает», - говорила о ней Инна Макарова.
После смерти Роу она снялась всего в пяти картинах. И всюду – эпизоды. Это небольшая роль в фильме «Ищу свою судьбу» с Польских и Жженовым, затем эпизод в детской драме «Птицы над городом», второстепенная роль в фильме-спектакле «Гаспароне» и в - завершение карьеры – участие в некоторых сценах фильмов «Так рождалась легенда» и «Хомут для Маркиза». Последний вышел в 1977 году. Больше Алтайская не снималась.
Личная жизнь
Мужчины влюблялись в Веру в реальной жизни. В числе ее поклонников оказался актер Алексей Консовский. В 1947 году он сыграет в сказке «Золушка» и станет главным принцем Советского Союза. Ну а в 1940-м он был еще не известным широкой публике, но уже перспективным актером и очень привлекательным молодым мужчиной.
После непродолжительного бурного романа Алексей Консовский и Вера Алтайская поженились. Они были эффектной парой. Благодаря Консовскому Вера страстно полюбила поэзию. На всю жизнь стихи стали ее отдушиной, и она прекрасно читала их, хотя никогда не делала этого со сцены.
В 1941 году у супругов родилась единственная дочь Светлана, которая прожила до 1994 года.
Кажется, все у Веры складывалось неплохо. Она начала сниматься. Вот только режиссеры быстро узнали о непростом характере молодой актрисы.
Но вот в страну пришел мир. Зато баталии начались в семье Веры. В доме были постоянные скандалы. Поговаривали, что Консовский оказался неуживчивым, к тому же ему нравилось внимание красивых женщин. А вот Алтайской это было совсем не по душе, и она начала расслабляться алкоголем. Дошло до того, что супруги устраивали скандалы прямо на съемочной площадке.
Когда Веру пригласили на роль одной из сестер в «Золушку», она вынуждена была отказаться. Принца играл ее муж, а она уже понимала, что вместе они не сработаются. Впрочем, судя по всему, и не уживутся. Так и вышло: прожив под одной крышей еще несколько лет, актеры развелись.
По разрозненным воспоминаниям современников можно судить о том, что характеры у обоих актеров были сильными и «взрывными». К тому же, «главный принц», по некоторым сведениям, никогда не был полностью равнодушен к волне женского внимания, которая на него обрушилась. Алексей Консовский затем сумел создать прочную семью и найти женщину, с которой прожил до старости, но все это произошло уже гораздо позднее. По мнению его третьей жены, разрыв с Алтайской стал неизбежен во многом из-за проблем Веры с алкоголем, поэтому дочь после развода уехала с Алексеем.
Дочь Веры Владимировны не пожелала идти по стопам родителей и занялась лингвистикой. Некоторое время работала в подразделении администрации страны, контролировавшем теле- и радиовещание.
Актриса скончалась 28 декабря 1978 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев