Свою первую роль она сыграла в картине режиссера А. Граника «Максим Перепелица». Но ни зрители, ни критики практически не заметили молоденькую лаборантку в исполнении такой же молоденькой актрисы: их внимание полностью поглотила блестящая игра Л. Быкова. Индивидуальность актрисы проявилась, пожалуй, только в конце пятидесятых годов, когда она сыграла студентку Таню в фильме «Сверстницы» (1959).
Когда Федосеева узнала, что ее партнером по фильму «Какое оно, море?» будет Василий Шукшин (он должен был сыграть роль бывшего уголовника, матроса Жорку), она расстроилась. В кинематографической среде ходили разговоры о пьяных загулах этого человека, поэтому ничего хорошего от встречи с ним актриса не ждала. Был даже момент, когда она попросила режиссера подыскать, пока не поздно, замену Шукшину, иначе они все с ним намаются. Но режиссер заверил ее, что все будет нормально.
Первая встреча Шукшина и Федосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Лидия Федосеева вспоминает: «Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые — веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела — „Калину красную“. Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил...
Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю — Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: „Ну, давай, рассказывай о себе“. Всю ночь мы проговорили.
Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин за мной и что-то под пиджаком держит. Спрашиваю: зверька поймал? А он мне — маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их».
Встреча с Шукшиным перевернула и личную, и творческую судьбу Федосеевой. Они поженились, и актриса вместе со своим мужем сыграла главные роли в картинах «Печки-лавочки» (1972) и «Калина красная» (1973). Шукшин сам писал сценарии этих фильмов и снимал их как режиссер-постановщик. К тому времени он уже был знаменит — играл в кино, писал книги, и эти его фильмы, как и все, что он делал, вызвали отклик в обществе. Еще больше всех удивила Лидия Федосеева. И в том, и в другом фильме коренная горожанка прекрасно сыграла простых деревенских женщин, которые самозабвенно преданы своим любимым мужчинам и готовы на любые жертвы ради их благополучия.
Простодушная наивность Федосеевой, ее безыскусная игра, скромная и в то же время запоминающаяся внешность позволили ей стать равноправной партнершей яркого, характерного актера Шукшина. Вместе они создали ту неповторимую, естественную атмосферу реальной жизни, которая и подкупала зрителей в этих фильмах. Они вместе могли сделать еще много интересного, но случилось непоправимое: в середине семидесятых на съемках фильма «Они сражались за Родину», где снималась и Федосеева, Шукшин скоропостижно скончался. Лидия Николаевна осталась одна с двумя девочками и стала единственным кормильцем семьи. Конечно, очень помогали гонорары, которые Федосеева получала за книги Шукшина, которые часто переиздавались как в Советском Союзе, так и в странах социалистического содружества. Он был очень популярен в Польше, Болгарии, Чехословакии.
После смерти мужа актриса взяла двойную фамилию и теперь известна только как Федосеева-Шукшина. Она стала работать в Театре-студии киноактера в Москве и очень много снималась: фильмы с ее участием выходили практически ежегодно. Федосеева-Шукшина играла и в современных фильмах, и в исторических, как их еще называют, костюмных. Но каким бы эпохам ни принадлежали ее героини, актриса играла их женские судьбы так же естественно и безыскусно, как и прежде.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1