В любви и согласии жили они, встречали с улыбкою светлые дни. Детишки рождались, долина цвела, и счастьем наполнена жизнь их была. Однажды долиною хан проезжал, чарующий вид его взору предстал - в цветущей долине пасутся стада, а в речке хрустальной струится вода. Ещё ханский взгляд к той красе не привык - из юрты склонившись выходит Иссык: стройна, белолица, а косы как ночь. И хан восхищенья не смог превозмочь. Стремглав подскакал к ней восторженный хан, рукой обхватил он пленительный стан, поднял на коня и умчал её прочь... Вернулся с охоты Тянь-Шань в эту ночь, а в юрте голодные дети одни и горько без матушки плачут они. Он махом вскочил на коня в тот же миг, помчался на поиски милой Иссык. Три дня и три ночи за ханом скакал, и вот наконец он его увидал. Хан знал, что Тянь-Шань за любовь за свою, всегда победит его в честном бою. Хан хитрый был, родом из змеелюдей, и к силам подземным прибегнул злодей. Своё заклинание хан прошипел: "Хочу, чтоб Тянь-Шань тотчас окаменел!" А сам, превратившись в большого орла, Иссык подхватил и расправил крыла, поднял её в небо и вдаль полетел. А храбрый Тянь-Шань каменел... каменел... в последнем усилии лук он поднял и стрелы вдогонку орлу он послал! Настигли те стрелы орла, он поник, и когти разжал, и упала Иссык! Орёл же в бессилии своём клокотал и снова проклятья вдогон посылал: "Пусть будет красавица - просто вода, и пусть просочится под землю она, и чтоб ни Тянь- Шань, и ни кто-то другой не мог любоваться её красотой!" "Тянь-Шань мой, - кричала Иссык, - где же ты?!" И сдвинул Тянь-Шань свои руки-хребты, поймал он жену на могучую грудь, закрыв своим телом под землю ей путь! С тех пор он объятий своих не разжал. И стала Иссык, как орёл предсказал, прозрачной, хрустальной, лазурной водой, весь мир восхищая своей красотой! А дети их речками стали с тех пор, и к озеру мчатся стремительно с гор по стану отца в виде тысячи струй - туда, где обнимет их мать - Иссык-Куль...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 21
Жил в тихой долине могучий Тянь-Шань, с женою красивой, как горная лань, желанной и трепетной, словно родник, и имя ей было такое - Иссык. В любви и согласии жили они, встречали с улыбкою светлые дни. Детишки рождались, долина цвела, и счастьем наполнена жизнь их была. Однажды долиною хан проезжал, чарующий вид его взору предстал - в цветущей долине пасутся стада, а в речке хрустальной струится вода. Ещё ханский взгляд к той красе не привык - из юрты склонившись выходит Иссык: стройна, белолица, а косы как ночь. И хан восхищенья не смог превозмочь. Стремглав подскакал к ней восторженный хан, рукой обхватил он пленительный стан, поднял на коня и умчал её прочь... Вернулся с охоты Тянь-Шань в эту ночь, а в юрте голодные дети одни и горько без матушки плачут они. Он махом вскочил на коня в тот же миг, помчался на поиски милой Иссык. Три дня и три ночи за ханом скакал, и вот наконец он его увидал. Хан знал, что...ЕщёЛегенда об Иссык - Куле
Жил в тихой долине могучий Тянь-Шань, с женою красивой, как горная лань, желанной и трепетной, словно родник, и имя ей было такое - Иссык. В любви и согласии жили они, встречали с улыбкою светлые дни. Детишки рождались, долина цвела, и счастьем наполнена жизнь их была. Однажды долиною хан проезжал, чарующий вид его взору предстал - в цветущей долине пасутся стада, а в речке хрустальной струится вода. Ещё ханский взгляд к той красе не привык - из юрты склонившись выходит Иссык: стройна, белолица, а косы как ночь. И хан восхищенья не смог превозмочь. Стремглав подскакал к ней восторженный хан, рукой обхватил он пленительный стан, поднял на коня и умчал её прочь... Вернулся с охоты Тянь-Шань в эту ночь, а в юрте голодные дети одни и горько без матушки плачут они. Он махом вскочил на коня в тот же миг, помчался на поиски милой Иссык. Три дня и три ночи за ханом скакал, и вот наконец он его увидал. Хан знал, что Тянь-Шань за любовь за свою, всегда победит его в честном бою. Хан хитрый был, родом из змеелюдей, и к силам подземным прибегнул злодей. Своё заклинание хан прошипел: "Хочу, чтоб Тянь-Шань тотчас окаменел!" А сам, превратившись в большого орла, Иссык подхватил и расправил крыла, поднял её в небо и вдаль полетел. А храбрый Тянь-Шань каменел... каменел... в последнем усилии лук он поднял и стрелы вдогонку орлу он послал! Настигли те стрелы орла, он поник, и когти разжал, и упала Иссык! Орёл же в бессилии своём клокотал и снова проклятья вдогон посылал: "Пусть будет красавица - просто вода, и пусть просочится под землю она, и чтоб ни Тянь- Шань, и ни кто-то другой не мог любоваться её красотой!" "Тянь-Шань мой, - кричала Иссык, - где же ты?!" И сдвинул Тянь-Шань свои руки-хребты, поймал он жену на могучую грудь, закрыв своим телом под землю ей путь! С тех пор он объятий своих не разжал. И стала Иссык, как орёл предсказал, прозрачной, хрустальной, лазурной водой, весь мир восхищая своей красотой! А дети их речками стали с тех пор, и к озеру мчатся стремительно с гор по стану отца в виде тысячи струй - туда, где обнимет их мать - Иссык-Куль...
Легенды «Как образовалось озеро Иссык-Куль».
1. Легенда гласит, что в стародавние времена в здешних местах обитали два киргизских рода. И два самых сильных и удачливых юноши-батыра в них - дружили между собой, вместе охотились… Но вот незадача: влюбились они в одну девушку по имени Иссык-Куль. А юношей звали Улан и Санташ. Сначала соперничество было безобидным, но однажды дело дошло до схватки - не на жизнь, а на смерть: кому быть суженым прекрасной Иссык-Куль.
...ЕщёИ вот они уже бьются, а их соплеменники расселись друг супротив друга и наблюдают происходящее. Узнала об этом девушка Иссык-Куль: прибежала, стала уговаривать прекратить схватку, но не послушались ее обезумевшие влюбленные. И тогда девушка бросилась между ними и… разлилась глубоководным синим озером.
<
Легенды «Как образовалось озеро Иссык-Куль».
1. Легенда гласит, что в стародавние времена в здешних местах обитали два киргизских рода. И два самых сильных и удачливых юноши-батыра в них - дружили между собой, вместе охотились… Но вот незадача: влюбились они в одну девушку по имени Иссык-Куль. А юношей звали Улан и Санташ. Сначала соперничество было безобидным, но однажды дело дошло до схватки - не на жизнь, а на смерть: кому быть суженым прекрасной Иссык-Куль.
И вот они уже бьются, а их соплеменники расселись друг супротив друга и наблюдают происходящее. Узнала об этом девушка Иссык-Куль: прибежала, стала уговаривать прекратить схватку, но не послушались ее обезумевшие влюбленные. И тогда девушка бросилась между ними и… разлилась глубоководным синим озером.
Два рода застыли от ужаса, обратившись в горные хребты, окаймляющих северный и южный берега Иссык-Куля. А влюбленные юноши-батыры превратились в два ветра: Улан и Санташ - главные ветра на море, которые и по сей день не прекращают свое соперничество за сердце красавицы.
И когда они встречаются и бьются друг с другом - девушка Иссык-Куль пенится-сердится, вздымается волнами - вновь и вновь призывая их успокоиться… Такова одна из легенд о происхождении озера.
2. В давние-предавние времена существовал древний город. Над городом на вершине крутой горы стоял замок. Принадлежал он старому и могущественному хану, который славился не только своим богатством, но еще более своей жестокостью. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь не сделался жертвой его каприза. Несмотря на старость, хан был сластолюбив, но он не знал ни любви, ни привязанности. Однажды до него дошел слух, что в одной бедной семье кочевника есть девушка сказочной красоты, и он решил овладеть ею. Девушка эта жила в маленьком аиле, приютившемся у подножья гор, на берегу ручья. Ни один славный джигит на поединке сложил голову за красавицу, но на предложения о женитьбе она всем отвечала, что любит другого.
...ЕщёКого любила девушка, никто не мог узнать, да и сама она не знала. Помнила только, что в одно раннее утро, когда солнце озарило вершины гор, явился перед нею на белом коне красавец-джигит, схватил ее и она вместе с ним взвила
2. В давние-предавние времена существовал древний город. Над городом на вершине крутой горы стоял замок. Принадлежал он старому и могущественному хану, который славился не только своим богатством, но еще более своей жестокостью. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь не сделался жертвой его каприза. Несмотря на старость, хан был сластолюбив, но он не знал ни любви, ни привязанности. Однажды до него дошел слух, что в одной бедной семье кочевника есть девушка сказочной красоты, и он решил овладеть ею. Девушка эта жила в маленьком аиле, приютившемся у подножья гор, на берегу ручья. Ни один славный джигит на поединке сложил голову за красавицу, но на предложения о женитьбе она всем отвечала, что любит другого.
Кого любила девушка, никто не мог узнать, да и сама она не знала. Помнила только, что в одно раннее утро, когда солнце озарило вершины гор, явился перед нею на белом коне красавец-джигит, схватил ее и она вместе с ним взвилась высоко-высоко. Помнила как с быстротою вихря неслись они вдвоем в недосягаемой вышине, как он обнимал ее, целовал, а расставаясь, снял свое кольцо и, надев ей на палец, сказал: "Я скоро вернусь. Кольцо никогда не снимай, пока оно у тебя, никакое несчастье тебя не коснется",
И теперь, когда посланники хана явились к ней с богатыми дарами и предложили выйти за него замуж, она с негодованием оттолкнула подарки и воскликнула:
- Я люблю другого, и ничьей женой, кроме своего возлюбленного, не буду!
Сказав это, девушка незаметно ушла в горы в надежде снова встретить дивного всадника, искать у него защиты.
И тут только девушка заметила, что перстень исчез с ее руки, она заплакала и решила возвратиться домой. Не успела она дойти до дому, как ее окружили вооруженные всадники, схватили и быстро скрылись в мрачном ущелье. Когда ее освободили и сняли с глаз повязку, она увидела себя среди сказочного великолепия. Тогда она поняла, что находится в плену у хана и решила лучше умереть, чем стать его женой.
Хан окружил ее неслыханной роскошью, но никакие подарки не могли поколебать девушку.
Наконец, хан решил силой взять то, чего бесплодно добивался подарками. Он снова пришел к ней, обещая за любовь все, даже свободу.
- Я люблю другого, - был прежний ответ.
Хан бросился на девушку, но она быстро оказалась у раскрытого окна, над зияющей бездной.
- Нет, хан, я не буду твоей, - и с громким криком девушка бросилась вниз.
В тот же миг дрогнули неприступные стены, рухнули гранитные своды, провалился мрачный замок старого хана и из всех ущелий хлынула вода, уже скрылись под водой остатки ханского дворца, а вода все прибывала и прибывала до тех пор, пока не затопила большую долину". Вот так и образовалось это чудесное озеро Иссык-Куль.
Еще одна легенда:
...ЕщёЖители Барсхана происходят от персов, именно жителей Фарса. Дело было так. Когда Зу-л-карнейн одержал победу над Дарием, покорил персов и завоевал Ираншахр, он стал опасаться за [себя], так как Персия была населена людьми умными, храбрыми, образованными, хитрыми, дальновидными и благоразумными. Александр подумал, что, когда он уйдет, они произведут восстание, перебьют его наместников и овладеют царством. Тогда он взял из каждого рода по одному или по два в качестве заложников, увел их с собой, отправился в Туркестан и оттуда пошел на Китай. Когда Александр прибыл туда, где теперь находится Барсхан, разведчики сказали ему:
«Впереди нас находятся пустынные дороги и бедные местности, где нельзя найти корма для скота; тот обоз, который находится с тобой, не найдет себе достаточно пищи». Александр велел закопать здесь все лишнее и нагрузить лошадей кормом; сыновьям иранских вельмож он отдал приказание<
Еще одна легенда:
Жители Барсхана происходят от персов, именно жителей Фарса. Дело было так. Когда Зу-л-карнейн одержал победу над Дарием, покорил персов и завоевал Ираншахр, он стал опасаться за [себя], так как Персия была населена людьми умными, храбрыми, образованными, хитрыми, дальновидными и благоразумными. Александр подумал, что, когда он уйдет, они произведут восстание, перебьют его наместников и овладеют царством. Тогда он взял из каждого рода по одному или по два в качестве заложников, увел их с собой, отправился в Туркестан и оттуда пошел на Китай. Когда Александр прибыл туда, где теперь находится Барсхан, разведчики сказали ему:
«Впереди нас находятся пустынные дороги и бедные местности, где нельзя найти корма для скота; тот обоз, который находится с тобой, не найдет себе достаточно пищи». Александр велел закопать здесь все лишнее и нагрузить лошадей кормом; сыновьям иранских вельмож он отдал приказание:
«Оставайтесь здесь до моего возвращения из Китая; тогда я возьму вас с собой и приведу вас обратно в ваш край». Они согласно приказанию остались там; когда пришло известие, что Александр завоевал Китай и оттуда отправился в Индию, сыно-вья иранских вельмож потеряли надежду вернуться на родину, отправили посла в Китай, привели мастеров из обжигателей глины, плотников и живопис-цев и велели им устроить эти места наподобие городов Фарса; местности они дали название Барсхан, т.е. повелитель Фарса».
Легенда о мощах апостола Матфея
С озером связано много легенд. Одна из них гласит, что близ северного берега находится затопленный армянский монастырь, где находятся мощи апостола Матфея. К примеру, на так называемой Каталонской карте мира, датированной 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста». В последние годы поиск монастыря и мощей активизировался.
Легенда о Тамерлане
Тамерлан появлялся на берегах Иссык-Куля по крайней мере трижды в 1376, 1389 и 1392. Долго и безуспешно пытался он подчинить местные племена, но кончались все походы одним и тем же:при приближении войск племена откочёвывали, когда же войска покидали страну, племена опять возвращались.
Отправляясь в очередной поход, пришёл Тамерлан на берега Иссык-Куля.
И повелел Тамерлан своим воинам взять каждому по камню и кинуть их в одну кучу. И сложилась из тех камней высокая гора. Когда же войска возвращались из похода, захотелось ему узнать, сколько воинов у него осталось. Приказал Тамерлан оставшимся воинам забрать по камню из первой кучи и сложить рядом вторую. И опечалился, ибо оказалась вторая гора куда меньше первой. А название Санташ («считанные камни») осталось так на
...ЕщёЛегенда о Тамерлане
Тамерлан появлялся на берегах Иссык-Куля по крайней мере трижды в 1376, 1389 и 1392. Долго и безуспешно пытался он подчинить местные племена, но кончались все походы одним и тем же:при приближении войск племена откочёвывали, когда же войска покидали страну, племена опять возвращались.
Отправляясь в очередной поход, пришёл Тамерлан на берега Иссык-Куля.
И повелел Тамерлан своим воинам взять каждому по камню и кинуть их в одну кучу. И сложилась из тех камней высокая гора. Когда же войска возвращались из похода, захотелось ему узнать, сколько воинов у него осталось. Приказал Тамерлан оставшимся воинам забрать по камню из первой кучи и сложить рядом вторую. И опечалился, ибо оказалась вторая гора куда меньше первой. А название Санташ («считанные камни») осталось так называется перевал немного восточнее Иссык-Куля.
В советское время археологи исследовали курганы на перевале и оказалось, что один из курганов представляет собой могильник, относящийся к сако-усуньскому периоду.
"По легенде, помещенной в одной из статей г.Сорокина, в долине, которую занял потом Иссык-Куль, существовал колодец, из которого вода вытекала с такой силой, что каждый приходивший за водой с ведром, по наполнении ведра своего, спешил завалить отверстие, откуда била вода, тяжелым камнем. Но одна молодая девушка и молодой джигит, подставив ведра, так увлеклись, что забыли своевременно положить камень на свое место. Скоро послышался шум потока и из отверстия хлынула такая масса воды, что не только залила неосторожную любовную пару, но и затопила всю долину. Эта незатейливая фабула доказывает, что происхождение озера весьма древнее, а, во-вторых, что действительно Иссык-Куль произошел в силу какой-нибудь внезапной катастрофы."
("Исторический вестник", 1886 г., май, стр.384)
По приводимому г.Вл.ф.Г. сказанию "Хазрети Искандер...похоронил... многих святых и...покрыл эти могилы водою&quo
...Ещё"По легенде, помещенной в одной из статей г.Сорокина, в долине, которую занял потом Иссык-Куль, существовал колодец, из которого вода вытекала с такой силой, что каждый приходивший за водой с ведром, по наполнении ведра своего, спешил завалить отверстие, откуда била вода, тяжелым камнем. Но одна молодая девушка и молодой джигит, подставив ведра, так увлеклись, что забыли своевременно положить камень на свое место. Скоро послышался шум потока и из отверстия хлынула такая масса воды, что не только залила неосторожную любовную пару, но и затопила всю долину. Эта незатейливая фабула доказывает, что происхождение озера весьма древнее, а, во-вторых, что действительно Иссык-Куль произошел в силу какой-нибудь внезапной катастрофы."
("Исторический вестник", 1886 г., май, стр.384)
По приводимому г.Вл.ф.Г. сказанию "Хазрети Искандер...похоронил... многих святых и...покрыл эти могилы водою", чтобы не попирали их ноги грешников. По калмыцкой легенде, сообщаемой тем же автором, "во время царствования Тан-богдохана сделалось землетрясение,... земля опустилась и...из колодцев вода начала бить фонтанами".
("Поездка в долину озера Иссык-Куль" в "Семипалатинских областных ведомостях" 1890 года, стр.348)
Бывший на Иссык-Куле в 1859 году Голубев писал: «…У дикокаменных киргизов сохранилось предание о древних обитателях, имеющее тесную связь с легендою об образовани озера. Они говорят, что на том месте, где теперь озеро, была когда-то равнина, орошенная рекою, и на ней стоял город неверного народа. Разврат достиг в нем крайней степени; и терпение Божие истощилось и город…провалился, а на месте его образовалось озеро».
(Н.А. Аристов "Усуни и кыргызы или кара-кыргызы", 1983 г.)
Голубев же приводит и другой образчик сказания об
образовании озера: у неверного народа, обитавшего на равнине, был бездетный хан; по молитве этого хана у жены его, от осла родился сын с ослиными ушами, по имени Джаныбек, тщательно скрывавший свои ослиные уши и предававший смерти тех, кто их видел; наконец, один молодой человек спасся от смерти, накормив хана лепешками на молоке своей матери и сделавшись этим способом молочным братом
...ЕщёБывший на Иссык-Куле в 1859 году Голубев писал: «…У дикокаменных киргизов сохранилось предание о древних обитателях, имеющее тесную связь с легендою об образовани озера. Они говорят, что на том месте, где теперь озеро, была когда-то равнина, орошенная рекою, и на ней стоял город неверного народа. Разврат достиг в нем крайней степени; и терпение Божие истощилось и город…провалился, а на месте его образовалось озеро».
(Н.А. Аристов "Усуни и кыргызы или кара-кыргызы", 1983 г.)
Голубев же приводит и другой образчик сказания об
образовании озера: у неверного народа, обитавшего на равнине, был бездетный хан; по молитве этого хана у жены его, от осла родился сын с ослиными ушами, по имени Джаныбек, тщательно скрывавший свои ослиные уши и предававший смерти тех, кто их видел; наконец, один молодой человек спасся от смерти, накормив хана лепешками на молоке своей матери и сделавшись этим способом молочным братом хана; в конце концов он не сохранил секрета об ослиных ушах и тогда из существовавшего на равнине колодца хлынула вода, затопившая город и образовавшая на месте его озеро.
("Заилийский край" в "Записках русского географического общества", 1861 г., книжка 3, стр.120)
"Рыбачье"
В этом рассказе нет ничего выдуманного, он пример того, как рождается легенда.
Давным-давно, целый век тому назад, берег киргизского моря Иссык-Куля был пости необитаем. В то давнее время и поселился у самого киргизского моря отставной русский солдат Михаил Иванович Бачев. Много лет он был солдатом в киргизском краю, а когда вышел срок его службе, не захотел уезжать отсюда. Вот тогда и построил себе Михаил Иванович маленький домик , распахал вокруг землю и занялся огородничеством. Но более всего влекло его озеро. На самодельной лодке отправлялся он чуть свет на середину Иссык-Куля и возвращался, когда в небе зажигались звёзды.
То ли ему известно было какое заклинание, то ли он был просто удачливым, только не было случая, чтобы возвращался Бачев без богатого улова.
Вскоре имя его сделалось известным всему краю. К нему приезжали аксакалы посмотреть, как он возделывает землю и ловит рыбу.
...Ещё"Рыбачье"
В этом рассказе нет ничего выдуманного, он пример того, как рождается легенда.
Давным-давно, целый век тому назад, берег киргизского моря Иссык-Куля был пости необитаем. В то давнее время и поселился у самого киргизского моря отставной русский солдат Михаил Иванович Бачев. Много лет он был солдатом в киргизском краю, а когда вышел срок его службе, не захотел уезжать отсюда. Вот тогда и построил себе Михаил Иванович маленький домик , распахал вокруг землю и занялся огородничеством. Но более всего влекло его озеро. На самодельной лодке отправлялся он чуть свет на середину Иссык-Куля и возвращался, когда в небе зажигались звёзды.
То ли ему известно было какое заклинание, то ли он был просто удачливым, только не было случая, чтобы возвращался Бачев без богатого улова.
Вскоре имя его сделалось известным всему краю. К нему приезжали аксакалы посмотреть, как он возделывает землю и ловит рыбу.
Через некоторое время вокруг домика Бачева возникло целое поселение.
Многие киргизы-кочевники старались селиться поближе к своему русскому другу. Так они и жили долгие годы большой дружной семьёй.
Однажды выдалась мрачная осень. С грустью смотрел на разбушевавшееся озеро старый рыбак. Той осенью Бачев умер. Но никто не забыл этого человека. И так уж повелось, что ту местность стали называть именем РЫбака БАЧЕва или просто - РЫБАЧЬЕ, БАЛЫКЧИ.
Только факты:
1. В начале ХХ века в Киргизию из Китая была завезена карта с планом сокровищ, закопанных на Иссык-Куле.
2. По этой карте эмигрантами, возвратившимися из Китая, в 1926 г. начались раскопки Курментинской пещеры в поисках клада.
3. Кладоискатели на глубине 6 м обнаружили каменную плиту с неизвестными письменами (что соответствовало плану) и два старинных "молотка" - один медный, другой золотой. Золотой сдали в контору "Золотоснаб" г. Пржевальска в 1930 г., что было зарегистрировано документально. Дальнейшие работы кладоискателям запретили.
4. В 1952 г. в строгой секретности поисками клада занялась такая серьезная организация как Министерство Госбезопасности.
5. В 1968-75 гг. киргизский генерал Э.Алиев - свидетель и участник первых поисков - официально обращается в Совмин, Комитет Госбезопасности и Академию наук Киргизской ССР с предложением продолжить поис
...ЕщёТолько факты:
1. В начале ХХ века в Киргизию из Китая была завезена карта с планом сокровищ, закопанных на Иссык-Куле.
2. По этой карте эмигрантами, возвратившимися из Китая, в 1926 г. начались раскопки Курментинской пещеры в поисках клада.
3. Кладоискатели на глубине 6 м обнаружили каменную плиту с неизвестными письменами (что соответствовало плану) и два старинных "молотка" - один медный, другой золотой. Золотой сдали в контору "Золотоснаб" г. Пржевальска в 1930 г., что было зарегистрировано документально. Дальнейшие работы кладоискателям запретили.
4. В 1952 г. в строгой секретности поисками клада занялась такая серьезная организация как Министерство Госбезопасности.
5. В 1968-75 гг. киргизский генерал Э.Алиев - свидетель и участник первых поисков - официально обращается в Совмин, Комитет Госбезопасности и Академию наук Киргизской ССР с предложением продолжить поиски клада.
6. 27 августа 1975 г. всесоюзная партийная газета "Правда" в статье "Возвращение к тайне" сообщила о том, что Министерство внутренних дел занимается поисками кладов Чингисхана на Иссык-Куле.
7. В 1976-77 гг. Киргизское геологоуправление, проверяя легенды о кладах, секретно проводит зондирование местности в районе Курментов и дает заключение, что не исключено наличие в глубине металлов. Рекомендуется дальнейшее целенаправленное изучение объекта археологическими методами, т.е. раскопками.
8. В 1996-97 гг. без афиширования были начаты работы археологов и геологов, но приостановлены из-за нехватки средств.
9. В 1999 г. получено разрешение на проведение широкомасштабных работ с привлечением зарубежных инвесторов. Создана специальная Комиссия.
Древний город Китеж на дне Иссык-Куля?
В 1996 г. знаменитый русский художник Илья Глазунов опубликовал книгу "Россия распятая", в которой утверждает, что прародина ариев - " страна совершенного творения" - на берегах Иссык-Куля!
"...скажу одно: легенда о граде Китеже уходит корнями в глубину веков, когда в результате гигантской катастрофы богатая и цветущая "страна совершенного творения" была затоплена и очутилась на дне огромного озера, которое сегодня называется Иссык-Куль". И далее: " в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города, обозначенного очертаниями построек и стен... в непогожие дни волны выносят на берег ... предметы зороастрийского культа". Согласно Глазунову, отсюда началось великое переселение народов за 12 веков до Рождества Христова, отсюда арии распространились на запад и на юг - в восточную Европу и Индию. На дне озера скрыта тайна ариев, будоражащая учёный мир.
Легенды об Иссык-Куле
Максим Гольбрайхт
1.
Седой старины приоткрылась легенда,
...ЕщёО давних-предавних былых временах –
О хане великом и двух сыновьях –
Кунгей и Терскей – имена их, но это
Печалило хана: нет дочки-царевны,
И он обратился с мольбой к небесам.
И бога достиг от земли фимиам,
Исполнено ханское было прошение…
И дочь подрастала, день краше от дня,
Ни с кем не сравнима – нет в мире прекрасней.
Джигит за джигитом в надежде напрасной
У ханской у юрты неделю стоят.
…Глаза ее неба синей и светлей,
И ярче бесчисленных звезд небосклона….
- Кому предпочтение отдать, хоть убей,
Решить не могу… А джигиты готовы
Сразиться и жизни свои положить,
Сильны и смелы, и красивы, и ловки…
Санташ и Улан не хотя
Легенды об Иссык-Куле
Максим Гольбрайхт
1.
Седой старины приоткрылась легенда,
О давних-предавних былых временах –
О хане великом и двух сыновьях –
Кунгей и Терскей – имена их, но это
Печалило хана: нет дочки-царевны,
И он обратился с мольбой к небесам.
И бога достиг от земли фимиам,
Исполнено ханское было прошение…
И дочь подрастала, день краше от дня,
Ни с кем не сравнима – нет в мире прекрасней.
Джигит за джигитом в надежде напрасной
У ханской у юрты неделю стоят.
…Глаза ее неба синей и светлей,
И ярче бесчисленных звезд небосклона….
- Кому предпочтение отдать, хоть убей,
Решить не могу… А джигиты готовы
Сразиться и жизни свои положить,
Сильны и смелы, и красивы, и ловки…
Санташ и Улан не хотят уступить
Красива Чолпон, и умна, и чуть робка…
Два брата-джигита – Санташ и Улан –
Обоим понравилась ханская дочка.
И каждый мечом хотел жирную точку
Поставить в бою, но взмолилась Чолпон:
- Джигиты, не надо, не стоит дуэли,
Мне бой не приятен, сложите мечи…
Но братья в тот день под покровом ночи
Сошлись в поединке: глаза – будто стрелы…
Вскричала в отчаянии ханская дочь:
- Санташ и Улан! Никому не достанусь!
С пронзенного сердца кинжалом прорвалась
Река, затопившая город за ночь.
И бог превратил реку в гладь голубую –
В озеро дивное, где по краям –
Два брата – суровые горы стоят -
Кунгей и Терскей, что сестрою любуясь,
Санташ и Улан – два джигита-лихие –
Ныне - два ветра, что иногда
В старом порыве кинжал обнажа
Над озером сходятся штормом, и ныне
Тайну хранят Сарбагыз и Бугу*
Древней легенды, но знаем мы с вами
Если на озере шторм – это сами
Бьются Санташ и Улан** за мечту!
… Горечь и соль в иссык-кульской*** воде -
Слезы родных по Чолпон и джигитам…
…Хранят аксакалы легенды и тихо
Под звуки комуза расскажут тебе….
2.
Много воды утекло с той поры,
Как Тамерлан собирался в поход…
Память потомков легенду хранит –
В сердце, в устах… Ветер песню поет…
На перевале Санташ Тамерлан
Воинам молвил священный указ:
«Каждый по камню возьмет и пусть сам
Кинет их в кучу одну!» И тот час
Стала из камней большая гора –
Войску такому – борьба не страшна –
Так Тамерлан посчитал свою рать –
«Сила и слава! За мною! Ура!»…
… Ну, а когда был окончен поход,
Войско вернулось в местечко Санташ.
И Тамерлан начинает подсчет:
«Воинов сколько осталось у нас?
Каждый по камню возьмите с горы,
Сложим другую, и станет понятно,
Сколько вернулось обратно с в войны,
И потеряли кого безвозвратно…»
… Сложены камни, вторая гора
Менее первой, увы, оказалась…
… Стынет на лице печаль и слеза...
Менее трети живыми осталось…
… Время хранит весть о грозных боях,
Кто не вернулся обратно из боя…
Ветер запутался здесь, в ковылях,
Будто чья мать – горько плачет и воет….
"Забили барабаны, запели погребальные рожки, печальная музыка эхом разнеслась среди гор. Шесть могучих воинов в золоченых доспехах и монгольских остроконечных шлемах, обрамленных мехом куниц и лисиц, подняли на плечи и медленно понесли огромный щит, прогнувшийся под тяжестью груза, лежащего на нем. На их мужественных лицах, обветренных в тяжелых походах, проступали следы глубокой печали, в узких глазах блестели в последних лучах заходящего солнца скупые слезы. Похоронная процессия направилась к подножию гор вблизи бездонного озера, лежащего в долине меж горными хребтами.
...ЕщёОзеро тайн - Иссык-Куль….Вот шаман ритуальными танцами и заунывным песнопением освятил место погребения, и тяжелый щит опустился в глубокую яму. Первым рядом с хозяином лег его верный конь, затем любимой жене поднесли чарку с вином. Дрожащими руками женщина поднесла ее к губам, а через
"Забили барабаны, запели погребальные рожки, печальная музыка эхом разнеслась среди гор. Шесть могучих воинов в золоченых доспехах и монгольских остроконечных шлемах, обрамленных мехом куниц и лисиц, подняли на плечи и медленно понесли огромный щит, прогнувшийся под тяжестью груза, лежащего на нем. На их мужественных лицах, обветренных в тяжелых походах, проступали следы глубокой печали, в узких глазах блестели в последних лучах заходящего солнца скупые слезы. Похоронная процессия направилась к подножию гор вблизи бездонного озера, лежащего в долине меж горными хребтами.
Вот шаман ритуальными танцами и заунывным песнопением освятил место погребения, и тяжелый щит опустился в глубокую яму. Первым рядом с хозяином лег его верный конь, затем любимой жене поднесли чарку с вином. Дрожащими руками женщина поднесла ее к губам, а через мгновение она, приняв яд, ушла следом за своим любимым в страну вечных снов. Таков был обычай этих племен. Горное эхо отрывисто повторяло печальные стенания, громкие вопли. И только озеро Иссык-Куль да вершины гор, покрытые снегами, безмолвно взирали на это историческое событие - захоронение великого жестокого Чингиз-хана, которому не было равных ни на войне. Он не знал поражений, и на протяжении многих десятилетий держал в страхе огромную территорию, целые народы. И казалось, так будет всегда. Но судьба разрушила все надежды великого воителя, острая стрела при осаде столицы тангутов настигла его могучее тело. На смертном одре, Чингиз-хан повелел своим сыновьям похоронить его на берегу прекрасного озера у подножия гор. Сыновья выполнили волю отца, и спустя три дня огромное войско ушло далеко на восток в родные степи Монголии. И больше сюда не возвращались. Курган Чингиз-хана затерялся среди холмов на берегу изумрудных вод озера Иссык-Куль, которое все еще бережно хранит эту вечную тайну."
*
Когда-то давно, так давно, что люди и забыли, над озером Иссык-Куль, на крутой вершине, возвышалась крепость могущественного хана.
Хан славился богатством, но еще больше - жестокостью. Каждый день кого-нибудь из подданных бросали в подземелье.
До него дошел слух, что у одного бедного кочевника есть дочь несказанной красоты. Хан решил овладеть красавицей.
Девушка жила в маленьком аиле, у подножья гор, на берегу реки.
Много славных джигитов пытались завоевать сердце красавицы, но она ни на кого не обращала внимания.
Когда ханские сваты прибыли к девушке с богатыми дарами, она отвергла подарки. Тогда ее окружили всадники, схватили и умчали из родного аила.
Когда ее освободили и сняли с глаз повязку, она увидела, что попала в крепость хана, откуда убежать невозможно. Лучше умереть, решила она, чем стать женой хана.
Ее красота и молодость удиви
...Ещё*
Когда-то давно, так давно, что люди и забыли, над озером Иссык-Куль, на крутой вершине, возвышалась крепость могущественного хана.
Хан славился богатством, но еще больше - жестокостью. Каждый день кого-нибудь из подданных бросали в подземелье.
До него дошел слух, что у одного бедного кочевника есть дочь несказанной красоты. Хан решил овладеть красавицей.
Девушка жила в маленьком аиле, у подножья гор, на берегу реки.
Много славных джигитов пытались завоевать сердце красавицы, но она ни на кого не обращала внимания.
Когда ханские сваты прибыли к девушке с богатыми дарами, она отвергла подарки. Тогда ее окружили всадники, схватили и умчали из родного аила.
Когда ее освободили и сняли с глаз повязку, она увидела, что попала в крепость хана, откуда убежать невозможно. Лучше умереть, решила она, чем стать женой хана.
Ее красота и молодость удивили старого хана. Он осыпал ее подарками, обещая за любовь все, даже свободу, но никакие дары не могли поколебать неприступность девушки. Жесткость проснулась в хане, и он решил силой взять то, чего не добился подарками. Хан снова пришел к девушке, как лютый зверь набросился он на нее. Она подбежала к окну, и прокляв хана, бросилась вниз. Дрогнули неприступные стены, рухнули гранитные своды крепости, и отовсюду хлынула вода. Уже скрылись под водой развалины ханской крепости, а вода все прибывала и прибывала, пока не затопила всю долину.
На месте зловещей ханской крепости, среди голых и темных утесов, заиграло голубое, как небо, чистое, как хрусталь, и горячее, как девичье сердце, прекрасное горное озеро, которое люди назвали Иссык-Куль.
В тихие летние вечера, когда солнце отходит на покой, развалины крепости проступают под водой и слышится голос девушки.