Пятница. Седмица 6-я по Пасхе.
Попразднство Вознесения Господня. (Деян., 42 зач., XIX, 1–8. Ин., 47 зач., XIV, 1–11)
» Евангельское чтение (Ин., 47 зач.,XIV, 1–11):
1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
» Апостольское чтение (Деян., 42 зач.,XIX, 1–8)
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, 2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
...
» Мысли свт. Феофана Затворника (Дея. 19, 1-8; Ин. 14, 1-11).
«Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин.14:7). Стало быть, деисты не знают Бога, несмотря на то, что и имя Его носят (Deus – Бог; отсюда деист) и красно о Нем рассуждают.
Нет истинного Бога без Сына, равно и без Духа Святого. Кто верует в Бога, но не исповедует Его Отцом Сына, тот не в того бога верует, который истинный Бог, а в иного какого-то собственного изобретения. Истинный Бог дал Сына Его, дал «область (власть) чадами Божьими быть» (Ин.1:12), любит их, и всякую молитву их слышит ради Сына. Потому-то кто имеет Сына, тот и Отца имеет; кто не имеет Сына, тот и Отца не имеет. Никто не приходит ко Отцу, как только чрез Сына, и от Отца ничего не получает, как только чрез Сына. Помимо Сына нет пути к истинному Богу, и кто мечтает изобрести Его, тот блуждает.
...
» Толкование Евангелия дня. Священник Даниил Рябинин
(Ин. XIV, 1-11)
Этот отрывок может показаться достаточно сложным: речь Христа и Его беседа с учениками довольно трудна. Господь говорит те вещи и слова, которые оказываются неудобопонятными и неудобовместимыми для учеников. Принципиальный момент иудейской веры заключался в том, что Бога никто нигде не видел и видеть не может. Моисей общался с Богом на горе Синай, но не лицом к лицу. Поэтому ученики не понимают слов Христа.
«Покажи нам отца, и довольно для нас», - говорит апостол Филипп. Он думал, что Господь покажет им такое же общение, которое было у Моисея на Синайской горе при даровании законодательства. Христос последовательно объясняет Свое единство с Отцом. Эти евангельские стихи (начиная с 9-го) являются принципиальными в христианском изложении веры. Христос есть Единосущный Отцу - равный Ему по природе, Он есть Сын Божий, Который пришел ради человека.
Господь говорит: «В доме Отца Моего обителей много. Пусть не смущается ваше сердце, веруйте в Бога и в Меня веруйте. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам».
Выражение «в доме Отца Моего много обителей» можно было бы понимать по-разному. Иудеи считали, что у Бога огромное Царство, в котором есть разные места: для хороших людей – хорошие, комфортные места, для плохих людей – плохие. Мы тоже представляем себе посмертную жизнь в таком виде: знаем, что грешники пойдут в ад, а праведники – в жизнь вечную, блаженство. Но «обителей много». Возможно, Господь имеет в виду другой смысл: «Не бойтесь, что люди могут захлопнуть перед вами двери, на небе вы будете приняты всегда». Дальнейшее повествование сводится к этому. Господь говорит: «Если бы не было так, если бы не было много обителей в доме Отца Моего Небесного, то Я бы пошел и приготовил вам место. Знайте, что на небе двери открыты для всех вас». Если мы что-то потеряем здесь, что-то у нас будет отнято, мы можем приобрести на небе. Мы должны всегда уповать и радоваться, что есть такой Великий Заступник за нас, есть Тот, Который примет нас всегда. У нас есть настоящий друг, ведь Господь нас называет друзьями своими.
В 6-м стихе звучат, наверное, самые важные и знаменательные слова всего Евангелия. Господь говорит: «Я есть путь и истина и жизнь». Путь, потому что мы идем за Христом, Он нас ведет по дороге жизни. Он есть истина, потому что истина обретается только во Христе. Вспомним вопрос Пилата, который он задал Христу: «Что такое истина?» Все думали, рассуждали об этом: где найти истину, правду? Правда находится у Бога. Сам Христос есть истина и правда, которую Он явил миру. Правда находится у Христа. Чтобы обладать правдой и истиной, нужно идти за Христом. Мы, обладая истиной, идя этим путем, приобретаем для себя настоящую подлинную жизнь; не поддельную, не фальшивую, а настоящую и подлинную жизнь, которую нам дает Бог. Эта жизнь не просто существование в земных категориях и рамках, но уже здесь может наступить настоящая, подлинная жизнь, если мы обладаем пониманием истины и если в руках наших путеводная звезда – Христос. Тогда нам открыта настоящая жизнь.
Фома говорит: «Господи, откуда мы знаем, куда Ты идешь, и как можем знать?» На эти слова Христос и отвечает: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Что вообще мы видим во Христе? Мы видим в Нем Бога, Который любит человека. Во Христе нам открывается любящий Бог. «Кто видел Меня, - говорит Иисус, - тот видел и Отца».
Кто же Бог - грозный судья, карающий и наказывающий за всякую повинность человека, или грозный законодатель, истребляющий всякого? Бог открывается нам во Христе, и если хочешь понять, кто такой Бог, взгляни на Христа. Если хочешь увидеть Христа – открой Евангелие, прочитай несколько глав, и ты откроешь Его для себя и откроешь совершенно другой мир, который может тебя изменить, если ты впустишь его в свое сердце, не отгородишься от Бога.
Во Христе нам открывается любящий Бог, Который пришел не судить этот мир, но пострадать за человека и научить его настоящей, подлинной любви, научить тому, чему сам человек научиться не может, тому, что мы потеряли и теряем всякий раз, когда идем путем греха, а значит, путем смерти.
Храни вас Господь!
...
» В этот день Святая Церковь совершает память:
Попразднство Вознесения Господня. Прп. Фео́дора Освященного, игумена (368); Перенесение мощей прп. Ефре́ма Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца (1545).
Прпп. Кассиа́на (1537) и Лавре́нтия (1548) Комельских; сщмч. Алекса́ндра, епископа Иерусалимского (III); мчч. Ви́та, Моде́ста и мц. Криске́нтии питательницы (ок. 303); блж. отроковицы Му́зы Римляныни (V); Прпп. отцов, в Лавре св. Са́ввы избиенных (614); свт. Гео́ргия II, епископа Митиленского (IX); мч. Ву́кашина (1943) (Серб.).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1