В его рассказе есть и неоднократные упоминания Нехорошевки.
«По следам забытых деревень…»
Вероника Воронова:
“Я хочу рассказать историю о малой частице нашего края, в память российских деревень в память, кто жил и хранит эту историю...
Жила-была на свете, недалеко от озера Дуванкуль, и села Хомутинино деревня Жуковаровка. Когда-то в деревне лаяли собаки, скрипели телеги, жители заготавливали дрова, ухаживали за скотиной, огородами и подворьем. Ведь для тех, кто жил в этой деревне, история жизни незабываема. Разве можно забыть свою жизнь, жизнь своих родителей, дедов и прадедов. И мои корни из деревни Жуковаровка. Это деревня, в которой жили мои предки.
Восстановить сведения о деревне Жуковаровка я попытаюсь, используя документальные источники Увельского и Челябинского архива, начиная со второй половины 18-го и до конца 19-го веков и рассказы старожилов.
По рассказам старожилов, передававшихся (из уст в уста), деревня носила первое название Петропавловка, расположилась она в окружении лесов, небольших озер и полей. Край давал пришлым людям мясо диких зверей и птиц, пушнину и рыбу.
От 1 октября 1968 г. № 416 Челябинский областной совет народных депутатов решает.
Образовать с 25 декабря 1968 года новые сельсоветы за счет разукрупнения существующих: в Увельском районе передать в состав Хомутининского сельсовета населенный пункт Жуковаровку.
От 1 октября 1974 г. № 640 Челябинский областной совет народных депутатов решает.
В связи с выездом населения исключить из учетных данных: в Увельском районе деревня Жуковаровка Хомутининского сельсовета”
Анатолий Дергалев:
“Жуковаровка, небольшая деревушка, была расположена на северо-востоке Увельского района, на пересечении дорог и на границе с Еткульским районом. От Жуковаровки самый ближайший населенный пункт - поселок Грознецкий, деревня чуть-чуть побольше Жуковаровки, находится в 4-х километрах восточнее, в Еткульском районе, и существует до сегодняшнего времени, относится к Каратабанскому сельскому поселению. Граница с Еткульским районом проходит по каналу Большой Сарыкуль - Дуванкуль. Канал этот был пущен в 1956 году, представляет собой траншею шириной 5-10 метров и глубиной от 2 до 10 метров. Копали его три года большими тросовыми экскаваторами. В результате пуска канала озеро Большой Сарыкуль почти полностью исчезло, сбежало в озеро Дуванкуль, значительно увеличились размеры последнего, затопило прибрежные
земли, среди которых были пашни, сенокосы, пастбища, а также и леса и болота. Западнее находилась деревня Нехорошково, (причем были Большое Нехорошково, некоторое время там был сельский совет и Жуковаровка входила в него, и Малое Нехорошково Каратабанского сельского совета) - просуществовали немногим дольше Жуковаровки. В 9-ти километрах от Нехорошково расположен шахтерский поселок городского типа Красногорский. На северо-восток, километрах в 20-ти, также шахтерский город Еманжелинск. По дороге в Еманжелинск, километрах в пяти от Жуковаровки, недалеко от озера Большой Сарыкуль, находился небольшой поселок Грачиное, или его ещё называли Больничный, видимо потому, что туда привозили на излечение раненых бойцов с фронта в Великую Отечественную войну. Село Кичигино, к которому Жуковаровка относилась административно до 1967 года расположено в 25-ти километрах юго- западнее. Село Хомутинино же расположено в 12-ти километрах южнее. Известно, что территория Челябинской области и в том числе Увельского района, заселялась крепостными крестьянами из центральных Курской, Тамбовской, Воронежской, Вятской губерний России. В первую очередь для защиты и охраны территории Российского государства организовывались казачьи поселения. Так появились в половине 18-го века на территории нынешнего Увельском районе станица Нижнеувельская - сейчас город Южноуральск, станица Кичигино - 1748 год, село Хомутинино - 1758 год, село Дуванкуль. Деревня Жуковаровка заселялась и осваивалась немного позднее.
Дата основания деревни, по сведениям областного государственного архива, 1837 год. В основном выходцами из Кичигино. Об этом говорит факт совпадения фамилий потомков живущих в Кичигино и проживавших в Жуковаровке. Такие фамилии как Созоновы, Марковы, Порошины, Улановы, Пантелеевы, Кутеповы довольно распространены в Кичигино. Люди с такими же фамилиями проживали и в Жуковаровке. Соответствует этому также названия различных урочищ и объектов. До конца дней существования Жуковаровки люди брали воду из Созонова колодца, был он довольно глубокий, выложен камнем, вода в нём чистая и вкусная, и казалось немного сладковатая. Недалеко от Жуковаровки был Пантелеев колодчик, тоже выложен камнем.
Довольно большая разница по годам, почти столетие, между основанием Кичигино и Жуковаровкой. И хотя время тогда двигалось не так стремительно как сейчас, всё равно это очень много. Скорее всего значительно раньше на месте Жуковаровки была небольшая заимка или выселок, а затем расстроилась, и в 1837 году это место в документах того времени упоминается как деревня. Первоначально деревня называлась Петропавловка, в честь святых Петра и Павла, православного церковного
праздника 12 июля, который ежегодно отмечался жителями деревни, ещё он по-народному называется «Петров день». Этот день является большим христианским праздником, считался главным днём деревни, главные дни были в каждой деревне, например в Хомутинино это «Иванов день» или «День Ивана Купалы» 7 июля, в Копанцево - «Михайлов день» 21 ноября. Но как часто бывает, не только людям присваивают какие-нибудь клички, прозвища, так и населённым пунктам. Среди первых поселенцев был выходец из казачьей станицы Кичигино по фамилии Жуковаров, по рассказам старожилов именно его потомки трое братьев Жуковаровых завели более-менее крепкое хозяйство, нажили кое-какое богатство, в общем стали людьми авторитетными. По их фамилии впоследствии жителей деревни стали дразнить «Жуковаровцы».Тем более с приходом советской власти многие населённые пункты и не только, названия которых как либо связанные с царской фамилией или религией были переименованы. Так и деревня Петропавловка из прозвища стала официально называться деревня Жуковаровка. С начала основания Жуковаровка административно относилась к Кичигинской казачьей станице.
Здесь не было крепостного права, не было помещиков, однако налоги были всегда. В царское время не платили налоги казачьи поселения, за это они несли воинскую повинность. Жуковаровка была не казачьим, а просто крестьянским поселением. Сам собой напрашивается вопрос: почему казаки из Кичигино ехали селиться на новое место? Видимо не такая уж слабая эта воинская повинность, на службу надо было явиться на коне, с полной амуницией и при оружии, тем более что Россия всегда вела войны с внешними врагами, а внутри страны частенько подавляла то тут, то там вспыхнувшие бунты и восстания. Со службы возвращались не все и не всегда или приходили калеками, инвалидами.Отдельно надо отметить что коня, который предназначался для службы, нельзя запрягать на различные сельскохозяйственные работы, можно на нём только совершать выезды,
объезды, воинскую учёбу. Постепенно станица Кичигино разрасталась, семьи у казаков в те времена были большие, на родившихся детей мужского пола нужно было выделять землю, а казачьи наделы включали в себя не только пашню сенокосы и пастбища, но и леса, болота и даже озёра. В Хомутинино до сегодняшнего дня многие названия озёр, урочищ, болот это же фамилии прежних владельцев. Например озеро Олёничево, озеро Чокарево, озеро Логарёво, озеро Мезенцево, болото Бурматово, болото Жужгино, болото Сазоновка, урочище Моторино, урочище Винтаевка, и даже озеро на котором стоит Хомутинино почему то сейчас стало называться Круглым, хотя раньше все знали его как Нехорошково. Поэтому земли для казачьих наделов не стало хватать всем поблизости.
А сравнительно недалеко располагались просторные обильные луга, черноземными землями, хорошие березовые леса и местами осиновые перелески, озера и болота, богатые рыбой. Так появились деревни Шлыковка, Нехорошково, названные по фамилиям первопоселенцев, ну и конечно Жуковаровка. В середине позапрошлого века активно заселяется территория юго-восточной части Увельского района в основном переселенцами из Курской губернии, их и до сегодняшнего времени называют «куряки». Это настоящие русские Это настоящие русские крестьяне, землепашцы, трудяги. Очень характерная отличительная особенность многих из них то, как они произносят звук Ч, это буквами никак не отобразить, нечто среднее между Ч и Щ. В центральной России крестьяне жили под барином, крепостными, здесь же на Урале стали вольными крестьянами, ехали так сказать на вольные хлеба. Оно конечно наши уральские черноземы гораздо беднее курских, да и климат намного суровее, резко континентальный, зато простор какой, земли обширные, свободные, никем не занятые, вполне пригодные для выращивания любых сельскохозяйственных культур. И если на этой земле хорошенько потрудится, то даже и в не очень благоприятный год не останешься без хлеба, а уж в хороший год и вовсе можно озолотиться. И недаром в России многие века хлеб считался главным богатством, само понятие и значение слова хлеб это не просто булка на столе, а гораздо шире, скорее ближе к библейскому понятию «хлеб наш есть насущный». В народе говорят: «Хлеб всему голова!», «Будет хлеб - будет и песня!». Организуется Андреевская волость с центром в селе Петровское. В 1854 году в селе Петровское закладывается и строится церковь, довольно большая, с приделом приличного размера. Строится долго, не одно десятилетие, открыта уже в начале 20-го века. Потребовалось колоссальное вложение денежных и материальных ресурсов, и конечно брали их с крестьян всех окрестных деревень тогдашней Андреевской волости. Постепенно влияние этой волости распространяется на большую часть территории не только теперешнего Увельского района, включая Жуковаровку и Нехорошевку, но и часть Еткульского: Грознецкий, Каратабан, Новобаландино, Писклово.Каратабанское и Пискловское поселения ещё и в первые годы советской власти административно относились к увельской территории Троицкого уезда. И лишь в 1926 году при организации районов в Челябинской области, часть территорий отошла в Еткульский район. С начала основания в Жуковаровке (тогда ещё Петропавловке) церкви никогда не было, но часовня была, обыкновенный крестьянский дом, отличался от остальных высоким крыльцом, да ещё тем, что потолки в доме крашеные, позднее в этом доме проживала семья Натальи Титовой. Чем же занимались первопоселенцы и последующие поколения Жуковаровки? Поднимали, разделывали целину, сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху, горох, подсолнечник, лён, коноплю. Разводили скот, птицу, охотились, ловили рыбу. Выращенное затем везли на рынок, продавали или обменивали на различные товары: соль, сахар, хозяйственные и промышленные товары, строительные материалы, обувь, одежду. Во все времена крестьянский труд не был легким, и хлеб крестьянский обильно полит потом. Все работы выполнялись вручную, никакой механизации не было. Посевы жали серпами, связывали в снопы, после просушки вывозили с поля, зерно молотили цепами на току, веяли на ветру - колоссальный труд. Зерно возили молоть на муку на простой помол, без отсева отрубей, в связывали в снопы, после просушки вывозили с поля, зерно молотили цепами на току, веяли на ветру - колоссальный труд. Зерно возили молоть на муку на простой помол, без отсева отрубей, в На конях ездили на базар и по другим делам и в гости к родственникам. На гербе Хомутинино изображён конь, вставший на дыбы. Конь мог стать символом любой уральской деревни, в том числе и Жуковаровки. История Жуковаровки неразрывно связана со всеми событиями страны. Вихри пролетевшие над Россией, а за ними последовавшие беды и трагедии не обошли стороной и нашу небольшую деревушку. По рассказам старожилов при царе людей в Жуковаровке жило нисколько не меньше, чем в лучшие годы при Советской власти. Помимо деревни чуть не в каждом околке стояли хутора, заимки, выселки, жилища, поскотины. До сих пор не заросли глубокие ямы на тех местах. До нас дошли лишь некоторые их названия: Алябьева заимка - явно эта фамилия выходцев с Петровской территории, расположена на озере Дуванкуль, точно на этом месте теперь фермерское хозяйство Дегтярева Е.В., там проживал дед и родился отец автора этих строк. Кроме того в 2-х километрах западнее Жуковаровки Дмитрив колок, в 4-х километрах юго-западнее заимка Печеркино, рядом с Пантелеевымколодчиком также было жилище, Тульский хутор, Татарские избушки, Лукашкино жилище, заимка Замятинка, где-то на середине пути между Нехорошевкой и Жуковаровкой, просто Заимка в 800-ста метрах южнее Жуковаровки, снесённая вместе с Жуковаровкой; заимки были в малой и большой сограх - название их не сохранились, до сих пор существует в большой согре урочище -«три колодчика». Рядом с заимками находились пашни, сенокосы, пастбища. В некоторых жилищах жили только летом, но в большинстве постоянно, круглогодично. Потому как в то время никаких коммуникаций, инженерных сетей тянуть не надо. Про электричество и знать никто не знал. Главное выкопать колодец, поставить избушку или выкопать землянку, обустроить скотный двор и в общем можно жить, разводить хозяйство. После революция 1917 года, а особенно при коллективизации крестьянских хозяйств, все эти заимки и жилища разорили. Где-то в окрестностях озера Малый Сарыкуль располагалась заимка Дергалёва Омели, имел он крепкое хозяйство, держал работников и батраков, а это не одно и тоже, работник нанимался на работу на определённый период за договорную плату, а батрак это тот же раб, трудился только за еду. В хозяйстве имелась у него молотилка конная, пара коней ходила по кругу и вращала массивный маховик, от него вращениепередавалось молотильному барабану и другим механизмам. Тоже ручного труда у такой молотилки много, и снопы в молотилку подавать, и солому с половой убирать, и зерно в мешки затаривать и носить, но всё равно намного легче и быстрее чем молотить цепами. Лошадей, коров, овец, птицы также имелись табуны, были в хозяйстве сепараторы молока, маслобойня, пекарня. Одним словом кулак. Брат его был мой прадед Дергалёв Михаил Кузьмич, про которого надо написать отдельно.Михаил Кузьмич, крестьянин с. Петровское, служил во флоте, был морским офицером, имел какое-то образование, учили и при царе иногда наукам крестьянских детей, участвовал в русско-японской войне 1905 года в Порт-Артуре, какое-то время даже был интендантом у адмирала Колчака.
Так вот жил он в Порт-Артуре не в казарме с матросами, а квартировал у какой-то женщины. Какой она была национальности теперь не скажет никто, но жил он с ней как муж с женой, и у них родились двое сыновей. При осаде города немало погибло наших моряков, прадед уцелел и детей уберёг, а вот женщина, с которой жил, погибла.
Война, как известно, была проиграна Россией Японии, Порт-Артур сдан, моряков отправили в Россию, по домам. Прадед сыновей повёз с собой, но в Россию их ввозить не разрешили, и на границе сыновей у него отобрали.
А дома в Петровке его ждала законная жена, Лукерья Васильевна (в девичестве Лаврова), и двое сыновей - Иван и Пётр. Пётр родился когда прадед уже находился на службе. Впоследствии у них родились ещё четверо детей: Анна 1906 г.р., Дмитрий 1911 г.р. (мой дед), Андрей 1914 г.р., и последний Михаил 1917 г.р.. У прадеда видимо было очень сильное мужское начало, так как рождались от него в основном сыновья. Хотя прадед не был богатырского сложения тела и ростом невысок. Зато прабабушка Луша была женщиной крупной, крепкой, дородной (в первоначальном значении этого слова - предназначенной для родов). Лукерья Васильевна прожила большую длинную жизнь, 90 с лишним лет, а прадед умер рано, в 40 с небольшим лет, в 1919 году, от брюшного тифа.
Похоронен на хуторе Быков, недалеко от Петровки, хутор этот при коллективизации вместе с могилами был снесён, теперь там чистое поле. Какие еще сведения о жизни при царе дошли до нашего времени? Нельзя сказать, что крестьяне жили безбедно и беззаботно.
В конце позапрошлого века начали строить железную дорогу из Челябинска в Троицк. Из окрестных сел и деревень всех крестьян сгоняли на строительство. В Жуковаровке особо богатых, зажиточных крестьян и крупных землевладельцев никогда не было, средние хозяйства имели по 10 - 15 десятин пашни (десятина немного более гектара), столько, сколько могли сами обработать. А потом сама по себе земля никогда не даёт доход, на ней надо изрядно потрудиться, чтобы что-то получить. He надо забывать, что и пришедшая на смену царской советская власть налоги не только не уменьшила, но и значительно увеличила, особенно для тех кто больше работал и жил посправнее.
В добавок ко всему ещё пошли неурожайные 1920-21 годы. Из рассказов старожилов страшный голод 1921 года выкосил значительную часть жителей деревни. Лето 21 года стояло жаркое, засушливое, выгорела вся трава, повысыхали озера и болота, скотина падала от бескормицы.
Зато зима наступила очень холодная, ко всему прочему свирепствовали болезни - брюшной тиф, оспа.
Помощи ждать было неоткуда. Умирали целыми семьями, некоторые замерзали прямо на печи.
Вся мебель столы, лавки, табуретки и даже половицы с пола - всё было сожжёно. Конечно дров заготовить не было никаких сил. Труппы никто не хоронил, закапывали в снег до весны.
Потом в последующие годы пустующие дома занимали другие люди, частная собственность и прочие такие понятия уже стали не в ходу. Постепенно, понемногу начали поправляться от голода, стали разводить хозяйство, и до 1929 года «жили единолично», каждая семья своим хозяйством. Но вот в конце 20-х годов в стране объявляется коллективизация, обобществление крестьянских хозяйств. Так и в Жуковаровке в 1929 году организовывается сельхозартель имени Ильича, впоследствии в 30-ом году была реорганизована в колхоз имени Ильича.
Как и везде не все люди хотели идти в колхоз и отдавать нажитое большим трудом имущество и скот. Не желавших идти в колхоз высылали, имущество и скотину отбирали. Известен факт раскулачивания семьи Ивана Порошина,
всё имущество отобрали, разрешили взять только личные вещи,
и выслали в Пермскую область всех и старых и малых. Есть сведения о раскулачивании двух семей Дергалевых в Нехорошевке, насколько это близкие родственники неизвестно, дед про то ничего не рассказывал, да и не принято было в советские годы хвалиться раскулаченными родственниками, но то что это были выходцы из Петровки или близлежащих
деревень Андреевской волости - это безусловно. Всё же кое-кто, видя какие назревают дела, пораспродавали хозяйство, имущество, а многие просто бросили дома, хозяйство и подались в город. В это время в стране началась индустриализация, активно строились металлургические заводы в Челябинске и Магнитогорске, Челябинский тракторный завод, угольные шахты в Копейске, Коркино, Еманжелинске. Требовалось много рабочей силы. Переехал с семьёй в Челябинск старший брат моего деда Дергалёв Иван Михайлович, (жена его в девичестве Пелагея Порошина), пошёл работать на железную дорогу, однако в 37-ом году арестован как враг народа. В декабре 1937 года в Нехорошевский сельский совет, к
которому административно стала относиться Жуковаровка, из органов госбезопасности пришёл запрос дать характеристику на Дергалёва И.М. Вот какой ответ даёт пленум сельского совета: «Дергалёв И.М., 1897 года рождения, по социальному положению середняк, имел в хозяйстве 2 лошади, 2 коровы. Раскулачены и высланы 2 дяди по отцу и 3 по матери. О службе в белой армии ничего не известно». А о том, что он служил в Красной армии не упоминается. Ну и как такого «врага народа» оставлять в живых, тем более что младший брат Андрей Михайлович к этому времени был уже расстрелян. И в конце декабря Дергалёв И.М. приговорён и сразу же расстрелян. Реабилитирован в 60-тые годы. Брат его Дергалёв Андрей Михайлович жил в деревне Копанцево, работал в колхозе имени Кагановича бригадиром. Арестован как «враг народа». Этому «врагу народа» было тогда всего 22 года. Значительно позже житель Копанцево Малухин Александр Васильевич, фронтовик Великой Отечественной войны, старший коллега автора этих строк, рассказывал про Дергалёва Андрея и своего отца Малухина Василия Гавриловича, 1890 года рождения, сторожа колхоза имени Когановича следующее: арестованы они были по доносу кого-то из односельчан в один день 1-го июня 1937 года, в один день 13 сентября этого же года были и расстреляны.Узнал он про это уже в 90-е годы, когда были раскрыты архивы Комитета Государственной безопасности. Явно эти «враги народа» замышляли страшнейшее преступление, как минимум злодейское убийство «любимого вождя всех времён и народов» Иосифа Сталина и свержение Советской власти. Вот такая невесёлая история.
Про военные годы сказано и написано очень много. И Жуковаровка того времени ничем не отличалась от других сотен тысяч российских деревень и сёл. Поколения, пережившие войну если кратко все говорят одно - страшный голод и холод, ни одежки, ни обутки нет, всё латано, перелатано.
И работа до изнурения, и всё на бабьих плечах. И самый главный лозунг, да и весь смысл жизни: «Всё для фронта, Всё для Победы!» А уж когда стали приходить похоронки с фронта, не описать словами какое горе пришло в дом, вой стоял по деревне, выли бабы белугами. Но выстояли, выдержали, одолели проклятых фашистов. Огромная честь и хвала, и низкий поклон всем тем, кто добывал Победу на фронте, и тем, кто ковал Победу в тылу.
Тех людей кто был, свидетелем и участником тех времён и событий в живых не осталось почти никого. И из-за того, что Жуковаровку передавали из одного сельского совета в другой, трудно доподлинно определить, кто из Жуковаровки ушёл на фронт. В документах указывалось в основном, из какого сельского совета, в годы войны это был Нехорошевский сельский совет.
Всё же вот список фронтовиков, не вернувшихся с войны, имеющих непосредственное отношение к Жуковаровке:
Антипин Степан Максимович, 1903 года рождения, Жуковаровка, пропал без вести в мае 1942 года;
Марков Леонид Васильевич, 1918 года рождения, Жуковаровка, рядовой, стрелок, пропал без вести в сентябре 1941 года;
Матрин Михаил Григорьевич, 1924 года рождения, Нехорошевский
сельский сельский совет, погиб 29.02.1944 г.;
Матрин Пётр Антонович, 1918 года рождения, Нехорошевский сельский совет, умер от ран 14.10.1944 г.;
Попов Леонид Алексеевич, 1929 года рождения, Жуковаровка, погиб 25.08.1945 г.;
Сазонов Григорий Алексеевич, 1923 года рождения, Жуковаровка, пропал без вести в 1943 году;
Титов Александр Семёнович, 1924 года рождения, Нехорошевский сельский совет погиб 03.08.1944 г.;
Уланов Егор Николаевич, 1923 года рождения, Нехорошевский сельский совет, погиб 03.12.1942 г. Тверская область, Ржевский район, деревня Мищуково;
Уланов Михаил Николаевич,30.11. 1921 года рождения, Нехорошевский сельский совет, погиб 22.11.1944 г. в Латвии;
Уланов Николай Петрович, 1897 года рождения, Нехорошевский сельский совет, погиб 14.19.1945 г. в Польше.
Немногие вернулись с фронта домой, мне известно только о двух фронтовиках, это Павел Карелин и Борис Шуховцев, наше поколение их не знает и не помнит, потому как семьи Карелиных и Шуховцевых в послевоенные годы уехали из Жуковаровки, о них мы знаем из рассказов старшего поколения. Шуховцевы переехали в село Дуванкуль, многие потомки фронтовика Бориса Шуховцева живут и теперь в Дуванкуле. Те участники войны, которые в послевоенные годы стали жить в Жуковаровке, переселенцы, из Беларуссии: Колпак Иван Лавретьевич, Гуринович Николай Михайлович, из Украины Дубовик Антон М., из Петровской территории: Андреев Василий Федорович - «моряк, морской» так звали до конца
его дней, на самом деле служил и воевал на флоте, и Попов Сергей Иванович; Ермолин Николай Иванович тоже не местный. В годы войны развелось в лесах очень много волков, мужиков в деревнях почти нет, да и стрелять нечем. По ночам волки ходили прямо по деревням, залазили в стайки и сарайки колхозников, и на колхозные дворы тоже. Крыши были все в основном соломенные, волки легко разгребали их, залазили внутрь и задирали овец, телят, поросят. Лишь когда стали приходить мужики с фронта, стали организовывать облавы на волков, ну и потихоньку поистребили их.
Старожилы рассказывали про такой случай. Жил тогда такой мужик по имени Тимофей, фамилию теперь вряд ли кто вспомнит. И вот пошёл он из Кичигино в Жуковаровку, дело было зимой, да не дошёл. Лишь весной нашли в колке человеческий обглоданный скелет и то не весь, только грудную клетку, да часть изодранной одежды. По ней-то и определили чьи это кости. А колок с той поры называется «Тимины рёбра», находится он на пересечении дорог Хомутинино - Нехорошевка, Шлыковка- Жуковаровка, примерно на середине пути.
Ещё такая трагедия произошла. По лесам в военные годы шныряли дезертиры с фронта и просто бандиты…
Приведу ещё пару случаев из той поры. В Увельке, на станции, жили пленные немцы. Работали они, построили например магазин из красного кирпича за железнодорожной линией, сельповский, до сих пор работает. Также возили их в лес на заготовку дров, пилили на метровые чурбаны, вывозили на станцию, там кололи, складывали в поленницы, сушили, а затем грузили в вагоны, отправляли на фронт, это топливо для паровозов, угля то не хватало. Летом косили сено, отвозили его на станцию, и тоже отправляли на фронт, на фронте лошадям тоже сено нужно. И вот однажды вели немцев через Жуковаровку, один немец увидал, что хозяйка снимает чугун с печки с варёной картошкой (печки-очажки, времянки были тогда почти в каждом дворе, на них готовили еду летом), подбежал, хватает горячий чугун голыми руками, и картошку варёную в мундирах не чистит, хватает полным ртом. Ему хозяйка говорит, дескать подожди ты, у меня своя семья не кормлена, а немец всё повторяет: «Матка, матка, матка!», а самого слёзы из глаз текут. Не очень здорово их видать кормили, да и поделом им, не на курорт прибыли. Ещё как-то на заготовке сена, Жуковаровские колхозники работали рядом с немцами, и когда те увязывали воз с сеном, сорвался бастрык и угодил немцу по голове. Сперва к нему никто не подходит. Немец обхватил голову руками, кровища свищет, он сидит, и орёт и ревёт одновременно, каверкая русские слова и мешая с немецкими: «Их бин моя немца, их бин лечить не надо, моя пусть помирать». Ну вот не развернули для немцев в поле лазарета, ветеринаров то не в каждой деревне, а уж людских докторов и подавно. Всё же потом завязали этому немцу голову какой-то тряпкой, да и отправили с этим же возом сена в Увельку. И после войны тяжёлые и голодные годы не закончились, надо было восстанавливать разрушенные войной города и села, народное хозяйство. В колхозе работали за трудодни, расчёт по ним один раз в год, выдавали часть деньгами, часть натурплатой, в основном зерном. Редко этот трудодень был полновесный, а в неурожайные годы совсем никакой. Из личных подсобных хозяйств колхозников ежегодно необходимо сдать продналог: определенное количество мяса, молока, масла сливочного, картошки, шкуры домашних животных. Немного жителей Жуковаровки спасало то, что сравнительно недалеко расположены шахтёрские посёлки, шахтёры получали довольно неплохую по тому времени зарплату, они покупали у колхозников сельхозпродукты овощи: картошку, лук, морковь, капусту, а также ягоды, куриные яйца. В более позднее время, это уже при Хрущёве, когда отменили продналог, покупали поросят, куриц, уток, гусей, овец, продавали их тогда живьём, а когда на трудодень выдавали приличное количество зерна, то продавали и его. Но законом того времени не разрешалось иметь в личных подсобных хозяйствах более одной коровы, одной свиноматки, четырёх овцематок, ограничения были и по птице. Не то разбогатеют колхозники, советскую власть уважать не станут. Семья расстрелянного Дергалёва И.М., а это жена и трое детей также попала под репрессии. Родственникам «врага народа» не давали нигде прохода, никакой, даже самой грязной работы, тоже не давали. И тогда Пелагее с сыном Иваном пришлось вернуться в Жуковаровку, ушли пешком из Челябинска, взяв с собой небольшие котомки. Старшая дочь Александра к этому времени жила отдельно, а младшую Катю забрала к себе тётя. Дом их на Алябьевой заимке заняли другие люди. Приютил их тогда брат репрессированного Ивана Михайловича Дмитрий, мой дед, который тоже жил на Алябьевой заимке, у него самого было трое маленьких детей, младшему Владимиру не было и года. Когда началась война Ивану исполнилось 14 лет и с этих лет ему пришлось трудиться наравне со взрослыми, конечно не только ему, всем таким же подросткам. Сначала прицепщиком, сельхозорудия на тракторах все были прицепные, а затем и трактористом, потому как многих мужиков трактористов призвали в армию и отправили на фронт. Дергалёв Иван Иванович человек очень удивительной и вместе с тем непростой судьбы. Судьба его неразрывно связана с историей Жу- коваровки, ему ещё не было года, когда его отец с семьёй поселился на Алябьевой заимке, а в Челябинске пришлось жить совсем недолго. Клеймо сына «врага народа», ещё долго на нём висело, но всё же он смог подняться, вылезти из этой грязи, осуждаемого и гонимого всеми человека.
Из тех, кто воевал на фронте, последними призывались ребята 1927 года рождения, получил повестку в начале 45-го года и Иван, попрощался с родственниками и наутро отправился в военкомат, но его перехватил председатель колхоза, он привёз Ивану бронь от армии, надо же кому-то пахать и сеять, кормить страну. Призвали его в армию уже после войны, попал на службу во флот, служили моряки тогда 5 лет. И для меня, да для всех моих родственников остаётся большой загадкой, как смог обыкновенный деревенский парень подкатиться, а затем и жениться на дочери адмирала Одесского военного округа. Наверняка там были и другие претенденты на руку и сердце адмиральской дочери. И всё же Иван был довольно недурён собой, нехилый, легко кидал двухпудовую гирю, и от природы смышлёный, не глупый, да и за словом в карман не полезет. И с этой поры карьера его пошла круто вверх. Это совсем не значит, что ему посыпались высокие должности, звания, самое главное то, что он смог получить образование, а какое образование у него было, начальное, да и то неполное Так он в конечном итоге закончил медицинский институт, и проходил по морям и океанам судовым врачом в гражданском флоте более 20 лет. Повидал за эти годы многие разные страны и континенты. А вот крестьянская душа жила в нём всегда, в отпуск ехал не в санатории и дома отдыха, ехал на родину в Жуковаровку, помогал своему дяде, моему деду, косить сено. Мне тогда было лет 8-10, но я хорошо помню, как Иван Иванович, легко, играючи, махал литовкой, и прокос после него как будто бритвой сбрит. Да ещё при этом с разными байками, присказульками, а знал он их великое множество. На перекурах частенько нам ребятишкам читал стихи, наших известных русских поэтов, и хотя я учился уже в школе, таких стихов никогда не слыхал. Про Ивана Ивановича можно писать и говорить очень много, в молодые годы, во время работы трактористом звали его Ванька клоун, на руках ходил, так во всяком случае говорил
про него Федоров Константин Тихонович, тоже тракторист. А в пожилые годы прослыл чудаком, живя в Челябинске, пусть и в частном доме, до 90-ста лет держал лошадь, корову, телят. А я считаю, что виновата всё та же неизрасходованная, нерастраченная крестьянская душа.
Про деревню Жуковаровку привожу такие архивные данные:
-1916 год, деревня Петропавловка Кичигинского станичного юрта Троицкого уезда Оренбургской губернии;
-1928 год, деревня Петропавловка Нехорошевского сельского совета Увельского района Челябинской области, 217 жителей;
-1935 год, деревня Жуковаровка Нехорошевского сельского совета, колхоз имени Ильича, 42 двора, 141 колхозник;
-1948 год, деревня Жуковаровка, Нехорошевского сельского совета, колхоз имени Ильича, 31 двор, 101 человек жителей, 1450 га пахотной земли;
- 1967 год, деревня Жуковаровка, Кичигинского сельского совета, бригада № 2 колхоза имени Куйбышева, 56 дворов, 181 человек жителей.
В связи со всеми этими событиями за 30 лет советской власти более чем в два раза сократилось количество жителей деревни Жуковаровки. Канули в лету братья Жуковаровы, вполне возможно что попали под раскулачивание и выселение, списков раскулаченных никто особо не делал, хотя может быть успели убежать. Единственным потомком Жуковаровых, как говорили старожилы, был такой человек по фамилии Пушкарёв Иван Тимофеевич,
он в 40-ых годах уже был глубоким стариком, вот он то и приходился внуком одного из братьев Жуковаровых. А его внуком был Андреев Виктор Сергеевич, работал трактористом в колхозе, погиб трагически в 1965 году. У него осталось трое сыновей. В живых в настоящее время только один - Андреев Владимир Викторович, пенсионер, проживает в поселке Красногорске. Коренных жителей, а это считается родившиеся на этом месте третье поколение, осталось совсем немного. К таким можно отнести семьи Натальи Титовой, Сергея Илющенко, Данилы Матрица, Александры Кутеповой, и может ещё двух-трех семей. Себя к коренным жителям деревни отношу лишь условно, хотя дед мой Дергалёв Дмитрий Михайлович с 8-ми лет жил на Жуковаровской земле, и даже прадед Дергалёв Михаил Кузьмич, постоянно проживая в селе Петровское, имел десять десятин пахотной земли у Алябьевой заимки близ озера Дуванкуль.
Пополнение населения деревни осуществлялось в основном за счет миграции. В годы войны везли эмигрантов из западной части Советского Союза, занятой фашистской Германией, на восток, и в том числе и в Жуковаровку. Много семей в военные и послевоенные годы переехали из Белоруссии, это семьи Колпак Ивана Лавретьича, Гуринович Николая Михайловича, Фелиповец Александра, Мамчиц Николая, Петровского Леонида, Линник Аркадия, Шептунова Виктора; из Украины Мулява Ивана, Кобзарь Раиса, Дуля Петра, из Горьковской области Антипина Степана. Из Курганской области прибыли трое братьев Поляковых: Леонид, Виктор и Павел. Переезжали из в ближайших сёл, несколько семей прибыли
Красносёлки - Пищальниковы. Аксиненко; из Петровки - Андреев В.Ф. Баландины. Манаевы. Грознецкого Шитиковы. После окончания войны остался в деревне эвакуированный эстонец Царнант Рудольф Павлович, женился на местной женщине, дети у них родились Нина, Петр и Лида.
Скорее всего, Рудольф Царнант последним похоронен на Жуковаровском кладбище. Получилась какая-то не очень радостная история. Но ведь не одни беды и напасти наваливались на моих односельчан. Также как и везде люди трудились, радовались каким-то успехам, отмечали праздники. Молодые люди встречались, устраивали вечёрки, дружили, влюблялись, играли свадьбы, пусть не такие пышные, как теперь, но тоже весёлые и задорные, пели песни и плясали под гармошку, рожали и растили детей. Дети росли и мужали, и всё повторялось вновь и вновь. Жили в деревне люди дружно, вместе, сообща работали в колхозе, а других организаций и не было, вместе и гуляли, и праздники отмечали, вместе и горе горевали.
Два раза в год - весной и осенью, и порядок этот был неизменным до тех пор, пока люди массово не стали уезжать из деревни, ездили на базар раньше на лошадях, собирали целые обозы, позднее на колёсных тракторах ДТ-20, МТЗ-5, МТЗ-50 в тракторных тележках. Везли всё что вырастили, накопили в своих личных хозяйствах, все, что можно было продать. Возвращаясь с базара, не доезжая примерно с полкилометра, останавливались в леске. Лесок этот разрезает дорога в Жуковаровку, и просвет этот виден издалека, называется Жуковаровские ворота. Доставали, что у кого было, выпивку, закуску, отмечали поездку на базар, делились впечатлениями, грузились и с песнями заезжали в деревню.
С базара привозили всякие вкусности, сладости, обновки, для ребятишек радости не было предела, вот где настоящее счастье! Жильё обычно строили помочами - собирали большие компании родственников, друзей, соседей, да просто тех, кто желал помочь, и тех кто умел что-то делать в строительстве. И пошла, закипела работа, кто-то брёвна возил из леса, кто- то шкурил, тут же рубили, укладывали сразу на мох в сруб. И не зря ведь говорится: дружно не грузно - это врозь хоть брось. Три-четыре помочи и дом почти готов, не бог весть какие хоромы, но жить уже можно. К помочам таким, конечно, готовились заранее, ставили брагу, делали домашнюю лапшу, кололи барана. Настоящим праздником для жителей был приезд выступление артистов в Жуковаровском клубе. Даже и в такие маленькие и отдалённые деревушки как наша приезжали артисты из Челябинска из филармонии, из цирка. Но чаще всего конечно с концертами приезжали свои местные молодые ребята и девчата из Кичигино и Хомутинино.
Молодёжь, рождённая в первые послевоенные годы, очень активные ребята были, во всех делах, и субботники комсомольские, и в спорте, и художественной самодеятельности. А если привозили фильмы, особенно новые картины, то набивалось полный клуб народу. А бывало ребятишек не пускали, вот где было настоящее горе. Тогда детвора облепляла все окна, и смотрели кино через окошки. В конце 50-х, начале 60-х годах руководством страны провозглашено о необходимости укрупнения колхозов и совхозов. Жуковаровского колхоза имени Ильича уже не стало, Жуковаровка стала бригадой Кичигинского колхоза, хотя земельные угодья и не соприкасались. Там же в Кичигино была расположена машинно-тракторная станция, у которой были трактора, комбайны и сельхозорудия, за ней же закреплены были трактористы и комбайнеры, в колхозах только рабочий скот, кони и в 50-ти десятые годы ещё рабочие быки, да соответствующий сельхозинвентарь. У отдалённых полей на опушках леса и в блжайших околках обустраивались летние полевые станы, в Жуковаровке их называли на цыганский манер таборами. До нашего времени дошло название одного из лесных колков - Средний Табор, видимо были и другие, дальние, ближние и ещё может быть какие-нибудь. Во многих из них ещё сохранялись колодцы от прежних хозяев заимок, выселок, жилищ. За колодцами и в советское время ухаживали, сохраняли их в порядке, регулярно чистили. Вода в поле это главное, без воды как говорится - ни ту- ды, ни сюды. На полевых станах готовили еду для колхозников, кормили и поили лошадей, заправляли тракторы и комбайны, там же их ремонтировали. Нередко родители брали с собой на работу и детей, помогать что-нибудь по мелочам. Утром в деревне загружали в тракторный прицеп инструменты, инвентарь, живого барана или даже двух в зависимости сколько людей работало в поле, хлеб, картошку, сушёную домашнюю лапшу, другое продовольствие, приправы, и ехали в поле. Баранов там сразу же кололи, мясо разрубали на куски по количеству человек и варили в большом котле на костре лапшу. Не передать словами какая это была вкусная лапша, наваристая, с дымком, наверное в своей жизни я ничего вкуснее не едал. И никаких вторых, котлет, макарон, каш никто не готовил, только чай, тоже сваренный в другом большом котле на костре, душистый, ароматный, потому как в него добавляли различные
травы: душицу, зверобой, листья смородины и другие.
Электричество пришло в Жуковаровку в 1956 году, в день празднования Великой Октябрьской революции, 7 ноября. В этот же день подключена к электричеству и Нехорошевка. Электрическую линию протянули из Хомутинино, по большей части своими силами. В большой согре пилили лес, шкурили, делали столбы берёзовые. Вручную копали ямы под эти столбы, рядом с самой короткой дорогой из Хомутинино. С тех пор дорога эта так и называется - Столбовая, хотя никаких столбов там уже давно нет. Первая линия электропередач была из железной проволоки, шестёрки. Зимой от мороза железо сильно сжимается, и поэтому проволока часто рвалась, летом же наоборот - растягивается, получаются провисы,
ветром провода перехлёстывает и всё короткое замыкание, и опять обрыв. И частенько Жуковаровка сидела без света, лампы керосиновые никто не выкидывал. И в 60-ти десятые годы бывали случаи, что приходилось делать уроки при свете керосиновых ламп. И ещё хотелось отметить про названия
окрестностей деревни Жуковаровки, отличные от Хомутининских, где в основном все фамильные, хозяйские. Вот некоторые из них: болото Багровое, потому как расположено на востоке от деревни, и солнце всегда всходило из-за болота; болото Рыбное, Тульское болото, Горелая Клуня,
Просечник, Тёплый колок, Грачиный колок, Дмитрив колок; Тимины рёбра, про которые я уже упоминал. Нет фамильных названий, заимки Алябьева, Замятина и Печоркино, а также названия колодцев не в счёт, они названы так по фамилиям не владельцев, а первопоселенцев. К западу от деревни располагались обширные луга, не одна тысяча гектаров, с небольшими колками и перелесками, называли её Большая Пустошь, резервные государственные земли, теперь это место называют Госфонд. Частично эти земли косили, заготавливали сено, но в основном там пасли скот. В Малой
Нехорошевке была такая организация «Заготскот», принимали они любую скотину и от колхозов, совхозов, и из личных подсобных хозяйств. Был у них и собственный скот. На этих лугах они его и пасли, доращивали, а потом отправляли на мясокомбинат. В 50-тых годах организацию эту закрыли, а луга эти решили распахать. Поделили землю между близ лежащими колхозами, колхозу имени Куйбышева досталось более 500 гектаров, 80 гектаров досталось и колхозу «Россия», что включал в себя деревни Катаево - центральная усадьба, Копанцево и Вялково, хотя их земли и не граничили с этими резервными землями. Как- то ребятишками мы, внуки Дергалёва Дмитрия Михайловича, рылись в семейных реликвиях и обнаружили дедову медаль «За освоение целинных и залежных земель». Стали спрашивать его: «Разве у нас были такие земли, которые надо было осваивать, это же в Казахстане», на что дед, очень скромный человек, лишённый всякого бахвальства, с характерным куряцким акцентом, ответил: «А чё, была и у нас своя целина», и больше ничего. Пока копали канал из Большого Сарыкуля до озера Дуванкуль один из экскаваторщиков, Широков Владимир Васильевич - участник Великой Отечественной вйоны, женился на сестре моего отца и увёз её в город Коркино. Наша семья, и не только, мы все знали и звали её тётя Рая, и лишь после смерти увидели на памятнике, что по документам она Роза. Когда пустили воду из Сарыкуля, рыба шла по каналу прямо косяками, в основном желтый карась, не очень большой, не больше средней ладошки, и гольян. Жуковаровские и Грознецов- ские мужики ловили её сачками из тюлевых занавесок, иногда бывало и по многу, столько, что потом приходилось запрягать лошадь и везти рыбу в мешках на телеге. Рыбу эту солили в деревянных бочонках, затем опускали в погреб. Солёная-то рыба не очень вкусная, а вот вяленая на солнце, а особенно сушёная в русской печке, где все кости распаривались, вот это вкуснятина. Наберёшь такой сушёной рыбы полные карманы и на улицу, бегаешь, целый день с такими же сорванцами, хрустишь как сухарями, никакого отхода нет, всё съедается и головы и кости, только потом водичку попиваешь из колодца прямо из ведра, которое прикреплено к журавлю. Вот оно настоящее детство.
Приведу ещё один факт глобального потепления климата, про которое так много говорится последнее время. Когда полетел в космос Гагарин, а было это 12 апреля 1961 года, Жуковаровская бригада сеяла пшеницу. Дергалёв Владимир, ещё совсем молодой тракторист Кичигинской машино-тракторной станции, вышел в ночную смену на работу на посев, сеяли тогда круглосуточно, засевали в эту смену поле 56 гектаров, расположенное за летней Жуковаровской дойкой. Те, кто работал в растениеводстве знают, что это за полоса, со многими понижениями рельефа, и к тому же почва там тяжелая, суглинистая, во многих местах
солонцеватая. Подсыхает, подходит под посев обычно в последнюю очередь. Теперь же 12 апреля почти в любой год зачастую на полях ещё снег лежит, не только о посеве, даже и о закрытии влаги никакой речи быть не может. Бывали и забавные случаи, про один из них и расскажу. Было это уже в конце 60-тых годов. Рядом с охотхозяйством, или с Алябьевой заимкой, что по месту расположения в общем одно и то же, был грачиный колок. Пока люди жили в Жуковаровке, грачи ежегодно селились там и выводили птенцов. Весной на закрытии влаги работали большими звеньями, тракторов по 15, в основном «детушки» - ДТ-75, Т-74, были ещё и
ДТ-54. Приехал обед в поле, остановились как раз у края этого грачиного околка, трактора заглушили, чтобы отдохнуть от шума и гула, да и двигателям дать немного остыть, и пошли на поляну обедать. Пообедали, кто курит, балагурит, а кто и дремлет, развалились на полянке, на молодой травке. После обеда на весеннем теплом солнышке так сладко спится, тем более на работу ходили к 6-ти часам утра. Птички-жаворонки поют, комаров-мух ещё нет, красотища. И даже грачиный гомон и крики нисколько не мешают послеобеденному отдыху, а скорее наоборот. После тяжёлой работы наступает такое умиротворение, такое блаженство, что кажется лежал бы вот так вечно и не вставал никогда. Ан нет, не более полчаса, дорог весенний час для земледельца, приходится вставать и дальше работать. В то время ежегодно в колхоз приходило из СПТУ, или как его еще называли «махновка», молодое пополнение механизаторов, человек 5- 7, и конечно их сразу садили на трактора, и в поле. Как водится везде пожилые подшучивают, подкалывают молодых. Ну и здесь был такой механизатор, в возрасте, фамилии его я не помню, а звали его, по-моему Пётр, всё над молодёжью подтрунивал. Так вот один парень тракторист, пока все отдыхали после обеда, тихонько сходил в этот колок, а там на каждой берёзе по нескольку гнёзд, назорил яиц из гнёзд грачиных полную фуражку. И эти яйца высыпал в выхлопную трубу тому пожилому трактористу. Трубы то в общем-то и не было, один огрызок. От высокой температуры, отпостоянной вибрации и тряски обламываются выхлопные трубы, обычное дело. Встаёт этот Пётр и говорит: «Ну что молодёжь - вечером не укладёшь, утром не поднимешь, проходили ночь-то, пронюхались возле девок, хватит дрыхнуть, пора и за работу». И пошёл заводить трактор. Пускач на тракторе с одной стороны с выхлопной трубой, выхлопная на тракторах всегда направлена вверх, двигатель ещё горячий, заводится сразу же, рявкнул мотор, яйца-то и полетели и на трактор и на голову этому трактористу. Он стоит, по нему эти яйца текут, все остальные кто был на поляне так и покатились со смеха. Он орёт, матерится: Такие-рассякие засранцы, мать вашу- перемать, ржёте жеребцы, ну я вам покажу!». Ну что он и кому может показать? Поорал, поматерился, да и пошёл в ближайшую лужу умываться. Допытывал потом, кто это сделал, да кто ж ему скажет. Случай этот быстро разлетелся по бригаде, и после уже подкалывали его самого, спрашивали: «Ну што Петро, шибко вкусные грачиные яйца?» В 1964 году Жуковаровка со своими земельными угодьями бригадой № 2 вошла в колхоз имени Куйбышева, центральная усадьба которого находилась в селе Хомутинино. А в конце 60-х годов организуется Хомутининский сельский совет, в который Жуковаровка стала относиться и административно. В последние годы своего существования Жуковаровка насчитывала 40 с небольшим дворов, состояла из двух улиц, расположенных вокруг небольшого болота с юга на север, переулка с выездом на дорогу в Грознецкий, Заимки - 11 дворов
в 800 метрах южнее, охотхозяйства на озере Дуванкуль, в 3-х километрах от деревни, где постоянно жил егерь с семьёй. Население составляло около 200 человек. Капитальных каменных жилых домов в деревне не было. Хороших крепких сосновых домов на высоком фундаменте немного, построены почти все до революции 1917 года, при царе, в основном построены на двух хозяев. Большая часть - деревянные небольшие дома, из двух комнат (кухня и горница) чаще всего березовые, а также глинобитные саманные домишки-мазанки и землянки. На западной улице стояла школа (начальная) - крепкий сосновый дом на высоком фундаменте, на два класса, отапливался барабаном. Построен он был казаком выходцем из Кичигино Иваном Порошиным, во время коллективизации семью которого раскулачили и выслали в ссылку в Пермскую область. Дом этот существует до сегодняшнего времени, при ликвидации деревни его разобрали и перевезли в Хомутинино, стоит он на улице 40 лет Победы, проживает в нём семья Пустуевых. На восточной улице стояли недалеко друг от друга клуб (сосновый рубленый дом) с пристроенной кинобудкой, медпункт и магазин. И это место считалось центром деревни. Кроме этого в деревне были колхозные объекты - столярка, лесопилка напротив неё, кузница с гаражом на два трактора - кирпичное здание, конюшня на 30 коней с конюховкой, скотные дворы для молодняка крупного рогатого скота на 4 гурта, возле Заимки овчарни на две отары овец, свинарник на 50 свиноматок.В связи с укрупнением колхозов и совхозов в конце 60-х годов Жуковаровка была признана неперспективной, снесена, и в 1972 году прекратила свое существование. Жители деревни переехали кто в Кичигино, кто в Синий Бор- этот посёлок начал активно строиться, там образовался новый колхоз «Рассвет», кто в Грознецкий, но в основном в село Хомутинино, некоторые колхозники получили квартиры от колхоза имени Куйбышева, в который и входила Жуковаровка, кто-то приобрел свое жилье, кто-то перевез свой дом из Жуковаровки и построил заново на новом месте в Хомутинино. И вот с высоты прошедших лет думается, а так ли уж обязательно нужно было сносить такие деревни как наша Жуковаровка? Грознецкий ненамного больше Жуковаровки, однако существует
и до сегодняшнего дня.Только в Увельском районе снесенных деревень не меньше десятка, а сколько по области, а по стране. Миллионы жителей
снялись с обжитых, насиженных мест, побросали хозяйство, земельные наделы, могилы своих предков. В своей стране поневоле стали изгоями. Конечно для того чтобы сохранить деревню, надо содержать школу, медпункт, клуб, магазин, затратно, понятное дело. А то, что ежегодно из Жуковаровки угонялись на мясокомбинат табуны телят, овец, увозились
свиньи, выбракованные лошади, а сколько зерна сдавалось государству выращенного на Жуковаровских полях, явно с лихвой компенсировали все затраты. Да разве только это. Деревня это же хранительница культуры, традиций, устоев, самобытности всего нашего русского этноса. Особенно в
таких малых деревушках как наша, где люди живут неразрывно с природой, получая обильно от неё не только дары, но и все капризы и напасти. Да простят меня мои односельчане Жуковаровцы что историю своей деревни изложил возможно однобоко, переврал некоторые факты, и события происходили может быть не совсем так, а может и совсем не так, и написал по большей части только про своих родственников. Я совсем не претендую
на истину в последней инстанции. Это мои личные воспоминания и впечатления, и сделанные мной же кое-какие выводы. Многие сведения приведённые выше основаны на рассказах моей бабушки Дергалёвой Валентины Егоровны, прожившей большую часть жизни в Жуковаровке, а родом она из Дуванкуля, и других пожилых жителей деревни. Кое-что удалось узнать в районном Увельском музее. Также выражаю признательность и благодарность Вороновой за предоставленные сведения из Увельского районного архива. Самое главное к чему я стремлюсь и какие цели преследую - это сохранить в памяти людской хотя бы что-то о своей,
о нашей с вами общей малой Родине, намеренно пишу слово Родина с заглавной буквы, потому как считаю это первой главной частью в жизни каждого человека, затем будут и другие тоже важные и главные, но именно с неё всё и начинается.Считается, что события в истории предопределены и происходят закономерно, а также в истории нет сослагательного наклонения, и всё-таки нужны ли были такие значительные жертвы и страдания нашего народа, и конечно прошивавших в деревнях, людей в большинстве своём малограмотных и аполитичных. И сейчас деревня переживает не самые лучшие времена. Разорили все коллективные хозяйства, созданные фермерские хозяйства не очень развиваются, да и количество их небольшое. Поля зарастают не только бурьяном, но и в некоторых местах лесами. Почти нет скота в личных подсобных хозяйствах деревенских жителей. Но как часто случается что за плохой страницей истории следует ещё худшая, и всё же и она не бесконечна. И как настоящий крестьянин ждёт весну, и каждую весну.надеется что этот год будет гораздо лучше прошедшего, и природа сполна вознаградит его за труды отменным караваем, так и я надеюсь, что для людей живущих в деревне будет и работа, и достойная| оплата, и время для настоящего
отдыха и досуга. Вот с такой встрой и надеждой я и заканчиваю своё повествование.
13 июня 2018 г. с. Хомутинино
Анатолий Дергалев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
С благодарностью и уважением
к Вам Маркова О. П. 2024 год