Заметка 2. "ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЯ".
Итак, погружаемся в начало истории деревни Алпаево. Начнем как всегда с исследования этимологии происхождения названия деревни. У деревни было два названия: официальное - Алпаево, история происхождения которого уходит в древность, и второе или народное название - Опайки, которое более позднее и дано жителями окрестных деревень в качестве группового прозвища или прозвания поселенцев деревни Алпаево.
Свое название русская деревня Алпаево унаследовала от марийского населения, проживающего в этих местах, а конкретно - от некоего прежнего основателя или хозяина селения - марийца по имени Алпай.
Встречалось это имя нередко в марийских волостях как в вариантах Алпай, Алпайка(схожие: Ялпай, Елпай). К примеру, в 1651г. в Царевосанчурских волостях Устинской и Сорокундыской, в Яранских- Немды и Кукмор в 1678г. и Ошмы 1685г.
Имя Алпай, Алпа - мужское имя 1. древне - тюркское, alp аппелятив в значении: а) меткий стрелок, б) герой, богатырь, витязь, в) отважный, храбрый; Alpaja - имя собственное мужское, казахское алып - гигант великан.
-Ай - вокативный суффикс при татарском имени.
Для перевода, я полагаю, нужно выбрать что-то поскромнее и проще. т.е АЛПАЙ - ЭТО МЕТКИЙ СТРЕЛОК.(см. рисунок 1 казанского стрелка-лучника 1549г.).
Исторических примеров со схожим названием практически нет. Есть один пример, но который заслуживает внимания.
Алпаево(башк. Алпай) - татарская(тептяри) деревня в Шаранском районе Башкортостан.
Известный русско-немецкий историк Г.Ф.Миллер ( 1705 -1783 г.) считал тептярей частью бежавших татар из бывшего Казанского ханства после его падения, а частью бежавших оттуда же и ассимилированных в татарской среде финно-угров.
Российский географ и краевед В. М. Черемшанский (1821—1869) считал тептярей выходцами из губерний Казанской и Вятской.
Ну, а теперь порассуждаем о возможных обстоятельствах и времени появления имени Алпай у некоего марийца- землевладельца в районе и округе нынешней деревни Алпаево.
Вероятно, со времен Казанского ханства татары дали имя с тюркской основой Алп, Алпа местному марийцу, который принял ислам и нанимался на службу татарским ханам и бекам. Получил он за преданность и добросовестную службу и определенную должность, а также право управлять здешней местностью, в т.ч. собирать ясак со своих соплеменников.
Алп, Алпа у марийцев трансформировалось в Алпай путем добавления к основе слова суффикса -ай.
Таким образом, стал этот мариец называться Алпай, т.е. меткий стрелок.
Надо заметить, и не зря так назвали, т.к. марийские лучники(и лучницы) с древних времен наводили ужас на врага и в этом военном искусстве знали толк. Причем доспехи пешие марийские воины-лучники не носили, об этом свидетельствуют миниатюры «Казанской истории»(см.рисунки 2,3)
Многочисленные источники – письменные и вещественные – указывают на то, что самым распространенным оружием мари XVI века были луки и стрелы. Археологами найдены наконечники ромбовидных черешковых стрел в марийских могильниках XVI-XVII веков, а также небольшие фрагменты дерева и ткани от колчанов. С.Герберштейн сообщает, что мари – «весьма опытные лучники, причем лука никогда не выпускают из рук; они находят в нем такое удовольствие, что даже не дают есть сыновьям, если те предварительно не пронзят стрелой намеченную цель». Ежеминутная опасность нападения неприятеля или диких зверей, ожидание выступления в военный поход по первому зову предводителя, охота как ведущий промысел и многие другие факторы обусловили традицию постоянного ношения марийскими мужчинами этого метательного оружия в XVI веке.
Не думаю, что имя Алпай воинственные свободолюбивые марийцы могли дать в знак преданности и почитания своих тюркских угнетателей.
Возможно, но мало вероятно, что сам татарский бек здесь имел жительство и даже вступил в брак с местной марийкой и пустил корни, а затем ассимилировался в марийской среде.
В какие времена жил Алпай в местности нынешней деревни Алпаево?
Начнем с того, что в 1685 году он здесь точно не проживал:
«Августа в 30 день 1685г. по указу Великих государей и по челобитью Яранской таможни подьячего Федора Силина сына Балахонцева отдано ему на оброк в Яранском уезде по Царевококшайской дороге на левой стороне вверх по Лум речке зарослые одворенные поля, что словут Алпаевские…»
"...1654 г., мая 7. — Память из Приказа Казанского дворца в Разрядный Приказ об отправке на службу «конной черемисы» Яранского уезда...
Мая в 7 день писали ко государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии из Яранска Микифор Савлуков. И прислали для государевы службы яранской конной черемисы восьмдесят семь человек. И по государеву указу та конная черемиса ис приказу Казанского дворца посланы к вам в Розряд, и имян их список послан к вам под сею памятью.
л. 58 об./ Имена Еранского уезду конной черемисы:....
Волости Маслинской: Пекпулатко Пиголдин, ЯТЯЧКО АЛПАЕВ,...
Волости Яранской: ... Тумбарыско ТОЙГИЛДИН, Пектубайко Пектубаев, Ибанайко ТЮЛЕТКЕЛДИН, Етюй Бапакерев, Яндушко ЯЛПАЕВ, Изигачко АЛПАЕВ,...
Волости Витлинской: ....Рудумаринского конца: Термышко ТОЙГЕЛДИН...
/РГАДА. ф. 210, Московский стол, ст. 260, столпик I, лл. 58а-62. Подлинник /
Из данного документа мы видим, что марийцы Алпаевы(и Тойгельдины) были на службе у Русского Царя и принимали участие в русско-польской войне 1654-1667г.г. Вероятно, это были дети или родственники нашего Алпая, попавшего под репрессию из-за своей прошлой службы в Казанском ханстве(а территория Яранского уезда входила в Казанское ханство) или за участие в 3-х черемисских войнах второй половины 16 века и в смуте начала 17 века. Полагаю, что карательные русские экспедиции здесь продолжались много лет и после формального затишья. Дети и родственники Алпая сбежали на север уезда, а может были "разведены" яранским воеводой. Во всяком случае, на момент заселения русскими местности в районе Алпаево, эти земли пустовали.
Надо обратить внимание, что в указанных волостях объявились и Тойгелдины(вероятно, потомки Толгельды из соседнего с д. Алпаево селения).
Потомки Алпаевых и Тойгельдиных фиксируются через 30 лет при переписи бортных угодий:
"1685г., октября 11. — Книги бортных ухожаев марийских волостей Яранского уезда /РГАДА, ф. 1209, кн. 1. л. 125-139об./
"Яранского уезду волости Ошмы Ромачинского конца.
А по наезду и по скаске старости черемиского АЛПАЙКИ ЯТИКИНА с товарищи в ево, Алпайкове, старощенье и в деревнях в Ошкате бортных ухожей у него, Алпайка, две борти пустые: одна в липе, другая в ели, /л. 137/ а стоят в город едучи по обе стороны дороги.
Яранского уезду волости Шуварской.
А по наезду и по скаске сотника черемисского Таузарка Баженова да десятника Ошвуйка Тенимбаева во ево, сотникове, десятке пустых бортей у него...
У Акмазичка Атайкова три борти пустых сосновые: одна борть подле двора его, а две борти в Засерине деревне на полях.
У Тойкийка Актазикова борть пустая в сосне по той же Шанчюринской дороге из города едучи на левой стороне.
У Келшубки ТАЙГЕЛДИНА три борти пустых в дубах подле двора ево на поле."
Для информации, а может и версии: очень большое число татар, финно-угров, в т.ч. марийцев, после взятия Казани и покорения Казанского ханства, кровопролитных черемисских войн и смуты уходили на северо-восток Вятской губернии и даже в Башкирию, где осели тюрко-язычными тептярями и, в частности, основали в первой половине 18 века большое село Алпаево (Шаранский район Башкортостан).
В следующей статье изучим микротопонимику деревни Алпаево и ее окрестностей.
/продолжение следует/
Приложение
1. Казанский татарин лучник, 1549г.
2 и.3 Картинки с марийскими лучниками из "Казанской истории", написанной в первой половине 17 века.
#Кировскаяобласть#Яранскийуезд#Вятскаягуберния#Алпаево#Опайки#Лум#история#генеалогия#этимология#Кудрявцев#Ростовцев#Державин#Галактионов#Васильев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев