Арктика — изменение климата открывает огромные экономические возможности. Битва за Арктику уже началась. На кону огромная награда. Когда же её можно будет получить?
Для медведей, как обычных, так и полярных, планета без ледяного покрова — это трагедия. Арктика нагревается в четыре раза быстрее, чем весь мир, из-за чего площадь льдов ежегодно сокращается на территорию размером с Австрию. С 1980-х годов объём льдов сократился на 70% и более. Первый день без льдов в Арктике может наступить до 2030 года.
Потепление в Арктике должно принести огромные дивиденды. Таяние льдов сократит расстояния для судоходства. Морской доступ и таяние ледников упростят добычу полезных ископаемых как раз в тот момент, когда мир нуждается в ресурсах, которые можно найти в нетронутой Арктике. Потепление воды может привлечь множество рыб. Это может повлиять на торговлю, энергетику и геополитику.
Эта перспектива вызвала ажиотаж среди дипломатов и добытчиков полезных ископаемых. В декабре Китай установил мировой рекорд, представив грузовое судно водоизмещением 58 000 тонн, «готовое к работе в полярных условиях». Один политик в красной шапке заговорил о захвате Гренландии. Однако препятствия столь же велики, как и возможности. В прошлом месяце Норвегия приостановила планы по глубоководной добыче полезных ископаемых, Россия приостановила собственные усилия. Можно ли получить выгоду? И в какие сроки?
Одно из преимуществ, которое уже можно получить, — это увеличение уловов. Некоторые виды, такие как снежный краб и королевский лосось с Аляски, испытывают трудности в более тёплой и несколько подкисленной воде. А международное соглашение ограничивает рыболовство в открытом море.
Но это более чем компенсируется тем фактом, что виды из южных и умеренных вод, в том числе атлантическая треска, перемещаются в такие районы, как Баренцево и Берингово моря. Богатая питательными веществами вода также может способствовать более быстрому росту популяций, а таяние льдов открывает новые места и продлевает сезоны рыболовства. Скумбрия появилась у берегов Гренландии только в 2011 году. К 2014 году жирная рыба составляла 23% от общего объёма экспорта острова.
Такие преимущества могут померкнуть по сравнению с теми, что предлагают новые морские пути. Чтобы понять, как изменение климата может их изменить, посмотрите на карту ниже. Таяние льдов может открыть три пути. Первый, известный как Северный морской путь (СМП), проходит вдоль побережья России и соединяет Баренцево море с Беринговым проливом. Второй, получивший название Северо-Западный проход (СЗП), проходит вдоль побережья Северной Америки в Арктике, от моря Бофорта до залива Баффина. Последним идёт Северный морской путь (СМП), который проходит через Северный полюс.
Все три варианта могли бы сократить маршруты между Азией, Северной Америкой и Европой, на которые приходится большая часть перевозок, сэкономив на топливе и заработной плате. Они также могли бы избегать таких узких мест, как Панамский и Суэцкий каналы, которые загружены, взимают плату и, в случае с Суэцем, связаны с опасными водами.
Когда именно эти обещания могут быть выполнены, зависит от маршрута. Северный морской путь, который проходит через Канадский Арктический архипелаг, состоит из узких извилистых каналов. Он тает медленнее, чем Северный морской путь. Несмотря на то, что он простирается на 1500 км, в нем есть только один глубоководный порт, и в нем отсутствуют аварийные сооружения. Канада утверждает, что Северо-Западный проход находится в её водах, Америка и Европа считают его международным проливом. Кроме того, этот маршрут мелководный, что ограничивает размеры судов.
Северный морской путь позволяет избежать многих из этих проблем. Он проходит через центральную часть Северного Ледовитого океана, который намного глубже. Он избегает территориальных вод, что снижает политическую температуру. И он обеспечивает кратчайший маршрут из Северной Атлантики в Тихий океан. Сторонники проекта предполагают, что тысячи судов в год будут курсировать между Северной Америкой и Азией, останавливаясь по пути в Датч-Харборе на Аляске. Однако даже когда лёд растает, маршрут будет усеян айсбергами, что сделает его проходимым только для ледоколов. Возможно, до 2050 года или около того придётся подождать с тысячами кораблей.
Это делает Северный морской путь самым многообещающим из доступных вариантов. С 2005 года маршрут открыт для ледостойких судов летом почти каждый год. Участки судоходны круглый год, хотя и с помощью ледокола, что обходится дорого. Тем не менее, трафик растёт: в прошлом году по Северному морскому пути прошло рекордное количество судов — 92, по сравнению с 19 в 2016 году. Поскольку лёд продолжает таять, Северный морской путь может стать привлекательным для двух типов перевозок. Первый — это перевозки ресурсов с Крайнего Севера России.
Страна уже давно стремится обеспечить круглогодичный экспорт энергоносителей, поставляя сжиженный природный газ в Европу зимой (для отопления) и в Азию летом (для охлаждения). Хотя эта грандиозная идея отошла на второй план после начала конфликта на Украине, когда Европа разорвала некоторые связи со своим соседом, Северный морской путь всё ещё может помочь России поставлять уголь, газ и металлы в Китай и Индию.
Этот маршрут также может привлечь часть грузопотоков, соединяющих Азию с Европой. Вряд ли он будет часто использоваться для контейнерных судов, которые, как правило, курсируют между портами в Персидском заливе или Юго-Восточной Азии, а не проходят весь маршрут между Европой и Азией, говорит Расмус Бертельсен из Арктического университета Норвегии UiT.
Неспокойное северное море также может помешать своевременной логистике современной торговли товарами. Однако это может сократить расстояние между Роттердамом и Шанхаем на 5000 км, или на 25%, и сократить время в пути с 30 до 14 дней. Как следствие, несмотря на недостатки маршрута, он всё равно может увеличить общий объём торговли между Азией и ЕС на 6%, по мнению Эдди Беккерса, ныне работающего во Всемирной торговой организации, и его коллег.
Последний козырь Арктики — сырьевые товары. Раньше это означало углеводороды. Считается, что в регионе находится 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неразведанных запасов природного газа. Но его месторождения являются одними из самых дорогостоящих для разработки, что не идеально, когда спрос на нефть падает, а избыток природного газа, добываемого дешевле в Америке и Катаре, уже на подходе.
Вместо этого надежда связана с «зелёными» минералами Арктики, которые глобальное потепление делает более доступными. К ним относятся кобальт, графит, литий и никель — важные компоненты аккумуляторов для электромобилей; цинк, используемый в солнечных батареях и ветряных турбинах; медь, необходимая для всего, что связано с электричеством; и редкоземельные металлы, которые используются во многих видах «зелёной» и военной техники.
Также ценятся редкие металлы, в том числе титан, вольфрам и ванадий, которые используются для производства «суперсплавов». В этом отношении Гренландия выглядит особенно обеспеченной ресурсами. На острове есть запасы 43 из 50 минералов, которые американское правительство считает «критически важными». Известные запасы редкоземельных металлов на острове составляют 42 млн тонн, что примерно в 120 раз больше, чем было добыто в мире в 2023 году.
Большая часть полезных ископаемых Арктики не изучена в деталях, отмечает Пер Калвиг, соавтор геологической карты Гренландии. Таким образом, до начала добычи может пройти как минимум десять лет. Но Международное энергетическое агентство, официальный прогнозист, считает, что к 2040 году мировой рынок таких полезных ископаемых удвоится в цене, если страны будут придерживаться существующих климатических обязательств. Западные страны также стремятся найти новые источники, чтобы обойти Китай, который доминирует в сфере поставок.
Фирмы, которые используют искусственный интеллект для анализа исторических и научных данных с целью поиска месторождений, могут ускорить прогресс. Для работы в Арктике разрабатываются буровые установки, способные работать на льду, автономные горнодобывающие машины, дроны-тяжеловозы и другие технологии. Шахтеры должны научиться добывать и перерабатывать металлы, которые часто встречаются в небольших концентрациях или в смеси с другими металлами. Семь из восьми арктических стран являются членами НАТО, возможно, им придется перенять методы Китая, если они или их партнеры решат ограничить его участие в будущих проектах.
Слабое утешение
Необходимо также убедить три категории людей: инвесторов, национальные правительства и местных жителей. Компания Lumina Sustainable Materials, единственная в Гренландии, предлагает обзор существующих проблем. Компания, основанная в 2013 году, получила лицензию на производство очищенного анортозита — светлой горной породы, используемой в производстве стекловолокна и красок.
Однако этот хрупкий материал было слишком сложно транспортировать. К 2020 году компания почти ничего не экспортировала. Потребовался новый глубоководный порт и настойчивое лоббирование со стороны нового руководства компании — уже не в Ванкувере, а в Гренландии, — чтобы Lumina получила разрешение на экспорт горной породы в более грубой форме. В 2025 году объём добычи должен увеличиться до 210 000 тонн по сравнению с 35 000 тонн в 2019 году, и вся эта продукция будет поставляться за рубеж. Месторождение, на котором находится рудник, содержит около 4 млрд тонн запасов.
В новейшей истории Арктика привлекала как место для размещения гарнизонов, шпионских устройств и ядерного оружия. Множество препятствий может помешать её превращению в современное Эльдорадо. Объединение денежных средств, технологий и доброй воли, необходимых для запуска «бума», потребует больше времени и усилий, чем простое ожидание таяния льдов. Конкуренция без сотрудничества может замедлить прогресс. Но предлагаемый приз таков, что в ближайшие десятилетия Арктика, несомненно, станет как экономическим, так и геополитическим регионом.
Пике Ньюс https://pikenews.ru/179-arktika-izmenenie-klimata-otkryvaet-ogromnye-jekonomicheskie-vozmozhnosti.html по материалам The Economist,
26.01.2025
#Арктика
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев