Камилла, дочь француженки-гувернантки в доме богатого помещика Ивашева, еще в детстве влюбилась в прекрасного военного Базиля-Василия.
Он оказался в Сибири — психологически совершенно не готовый к выживанию в каторжном краю.
Хочет бежать, ищет пособников. Друг Басаргин отговаривает: подожди хотя бы месяц. В это время в России отец Василия узнает от гувернантки, что ее дочь Камилла влюблена в Базиля.
— Так ты его любишь? Ну и поезжай к нему! — рубит с плеча старший Ивашев.
Молодые встретились, создали семью.
После потери одного ребенка родили еще троих. Отправились на поселение. Кажется, все самое страшное позади.
И вдруг во время очередных родов Камилла умирает. Василий остается один с тремя детьми.
Он заказывает памятник на могилу Камиллы. Но ровно через год, день в день, умирает сам. А друзья выбивают на том же памятнике:
«...И такое бывает в жизни».
Декабристы — тема сложная, зато декабристы и женщины — высокая, благородная, порой счастливая, зачастую трагическая.
Невестой прибыла в Иркутск Варвара Шаховская, чтобы ехать далее к любимому Петру Муханову в Братск. Ее не пускали, тянули время. Она ждала, ждала.
Так и умерла невестой.
Немногим слаще оказалась судьба Александры Ентальцевой — самой старшей из женщин. Она ехала от безысходности, терять было нечего.
Ни материальных благ, ни титулов...
На поселении они с мужем не всегда находили понимание у местных, страдали от доносов.
Осужденный не выдержал, сошел с ума. Александра Васильевна супруга не бросила: лишь много лет спустя он умер у нее на руках.
Но и жизнь брала свое. Выйдя на поселение и столкнувшись с бытовыми трудностями, мужчины стремились создать семью.
Женились на простушках, часто безграмотных.
Так поступил, например, князь Евгений Оболенский. Даром, что Иван Пущин отговаривал:
«Проверь себя, ты можешь найти лучшую партию!..»
Долгий брак по любви получился у Михаила Кюхельбекера, родились шестеро детей. Николай Мозгалевский создал семью с простой крестьянкой, научил ее читать и писать, а она родила ему девять детей.
С присутствием женщин все обретало смысл.
Александра Давыдова прожила дольше всех. Однажды кто-то восхитился героическим поступком декабристок.
А она удивилась:
«Да какие мы героини? Мы просто любили своих мужей»
. К слову, ей удалось подружить всех своих детей — и оставленных в России, и родившихся в Сибири. Каторжных и благородных...
Говоря о подвиге женщин, надо понимать, что они теряли, уезжая в Сибирь.
Мужья лишались дворянских прав и титулов, а значит, дети рождались казенными крестьянами.
У женщин в Иркутске забирали ценные вещи и деньги, на каторге они не имели права на прислугу. Дворянки становились женами каторжников. Со всеми вытекающими...
Это был полный отказ от прежней жизни. Добровольное изгнание.
Подвиг и пошлость— После официального окончания каторжных работ декабристы перешли на поселение, практически все запреты, наложенные на пересылку денежных средств, были сняты; из России потекли продукты, мебель, посуда, ткани, так что усадебные дома Трубецких и Волконских — не что-то из ряда вон выходящее, — объясняет Надежда Мусабирова.
— По приговору преступникам надлежало оставаться в Сибири до конца своих дней, поэтому и устраивались они основательно.
Детей надо было воспитать, дать хорошее образование. Трубецкие даже разбили сад и огород, ставшие хорошим подспорьем, — средства от графини Лаваль поступали нестабильно.
Самопожертвование. Долг перед мужем. Подвиг. Многие десятилетия эта история преподносилась только так.
А потом появились отступления...
— Однажды приходит женщина и чуть ли не с порога заявляет: «Меня это все мало интересует, лучше покажите портрет любовника Волконской», — рассказывает экскурсовод. — Я попросила назвать фамилию. На этом разговор закончился.
Один из сыновей Якушкина, приезжавших в Сибирь, рассказал кому-то в письме о Волконских: трудно представить, как эти два совершенно разных человека уживаются друг с другом, поговаривают, даже дети Марии Николаевны — не от Сергея Григорьевича.
И назвал Александра Поджио и Ивана Пущина...
Что знал о жизни Волконских молодой человек? Как мог судить, не разобравшись? Публиковать мысли, не будучи уверенным?
— Мы придерживаемся одной версии: Мария поехала в Сибирь из чувства христианского долга перед супругом, — резюмирует Лидия Маслова. — Не надо разрушать идеалы подглядыванием в замочную скважину. Да, там все было. Они живые люди. Но зачем это выпячивать?
Да, у Марии был сложный характер. Но это она написала спустя много лет для детей:
«Я вышла замуж за князя, вашего отца, одного из самых благороднейших и достойнейших людей, каких знала».
И это Волконский завещал похоронить себя рядом с супругой, посвятившей ему долгих тридцать лет сибирской жизни.
Михаил Лунин вспоминал: когда декабристы поняли, что не смогут изменить Россию, они решили изменить Сибирь.
Присутствие в Иркутске двух семей неузнаваемо перекроило иркутское общество, добавлял кто-то из сибиряков.
Декабристы облагородили каторжный край, дали невероятный толчок для развития образования и просвещения.
Пребывание в доме Волконских и Трубецких, общение с ними запоминалось навсегда. И сибиряки до сих пор благодарны им за это. В конце концов даже император признал: так и думал, что они там пригодятся.
Комментарии 7
А как же тысячи других ссыльных?