История создания
Памятник создавался в 1768–1778 годах по заказу императрицы Екатерины II.
Она стремилась подчеркнуть преемственность своих реформ с преобразованиями Петра Великого.
За создание монумента взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, известный своими работами в стиле классицизма.
Работа над памятником была сложной и продолжительной.
Фальконе разработал не только общий замысел, но и отдельные детали, включая позу всадника и динамику фигуры лошади.
Помощницей и соавтором в создании скульптуры стала его ученица и спутница жизни Мари-Анн Колло, которая создала голову Петра I.
Особенностью её творения стало то, что зрачки Петра были выполнены в форме сердечек.
Существует легенда, что, создавая зрачки-сердце, скульптор хотела признаться в любви к своему уже немолодому учителю.
Пьедестал
Огромный пьедестал памятника — это гром-камень, гранитный монолит, обнаруженный неподалёку от Лахты в пригороде Санкт-Петербурга.
Вес камня изначально составлял около 1 500 тонн, и его перемещение стало инженерным подвигом того времени.
Камень обрабатывался на месте, а затем доставлен в город в 1770 году.
В процессе работы его масса была уменьшена до 1 250 тонн.
Символика памятника
Каждая деталь памятника имеет глубокий символический смысл:
Фигура Петра Великого - Император изображён на вздыбившемся коне, что подчёркивает его мощь и целеустремлённость.
Он смотрит вдаль, в сторону Невы, символизируя устремлённость России к будущему.
На голове у Петра — лавровый венок, символ славы и побед.
Медвежья шкура вместо седла - Этот элемент подчёркивает близость императора к народу и приручение дикой природы, что отражает преобразования России при Петре.
Лошадь и змея - лошадь, вставшая на дыбы, символизирует могущество государства.
Под её копытом змея, которая, по замыслу скульптора, воплощает побеждённых врагов или сопротивление реформам.
Надпись на пьедестале - На пьедестале размещены лаконичные надписи на русском и латыни: «Екатерина II Петру I. Лето 1782».
Открытие памятника
Торжественная церемония открытия состоялась 7 (18) августа 1782 года. На мероприятии присутствовали члены императорской семьи, сановники и огромное количество зрителей.
Открытие сопровождалось театральными представлениями и праздничными салютами.
Влияние на культуру
«Медный всадник» стал не только архитектурным символом, но и вдохновением для множества художников, писателей и поэтов.
Самое известное произведение, связанное с памятником, — поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833), в которой монумент становится центральным образом, олицетворяющим неукротимую мощь государства.
Памятник пережил блокаду Ленинграда во время Великой Отечественной войны, будучи тщательно защищённым деревянным каркасом и мешками с песком.
Современное значение
Сегодня «Медный всадник» остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Его образ стал не только олицетворением имперского величия России, но и символом культурного наследия города.
Комментарии 43
Когда в Петербурге туман, кажется, что Пётр на коне парит в воздухе...
Замечательный памятник, достойный и Петербурга, и Петра I
Там есть какие-то расчёты, я когда-то читала
И только при реставрации с помощью эндоскопии было сделано открытие, которое свидетельствует: Фальконе был не только талантливым художником, но и блестящим инженером. О том, что у «Медного всадника» три точки опоры, давно известно: две стальные конструкции спрятаны в задних ногах коня, третья — в змее, попираемой всадником. Но архивные документы не содержат информации, как эта опора устроена.
Я именно об этом и говорила с самого начала - удивительно, как в таком вздыбленном положении многотонная скульптура держится.