«Козья ножка», школьная тетрадка и летающий Пушкин: как знаменитые артисты создавали свои роли
Процесс подготовки актера к роли — тайна и святая святых профессии. Что происходит в душе человека, когда он пытается стать другим, поверить в чужую жизнь, как в свою? Описать такое перевоплощение можно только метафорически. Но в этом невыразимом процессе творчества есть и конкретные приемы и методы — порой самые удивительные.
Константин Станиславский
Константин Станиславский в роли де Сотанвиля в спектакле «Жорж Данден», 1888 год
Мало кто знает, что великому режиссеру и создателю актерской системы Константину Станиславскому не всегда сопутствовал успех, особенно в начале его актерской карьеры. Например, ему никак не удавалась заглавная роль в «Скупом рыцаре» Пушкина.
Однажды, проводя лето на водах во французском Виши, актер узнал, что поблизости находится старинный замок с большим подземельем. От отчаяния Станиславский решил запереться в этом подземелье на несколько часов в надежде ухватить ощущение или состояние своего героя. Он провел в темном сыром помещении с крысами два часа, прежде чем понял, что затея провалилась. Актер кричал и просил, чтобы его выпустили, но никто не приходил. Единственным итогом эксперимента стал сильный насморк.
Зато готовясь к следующей роли — де Сотанвиля в «Жорже Дандене» Мольера, актер, по его словам, получил неожиданный «дар от Аполлона»: «Одна черта в гриме, придавшая какое-то живое комическое выражение лицу, — и сразу что-то где-то во мне точно перевернулось». Роль в этот момент стала понятна и близка. Спектакль имел невероятный успех. Станиславский описывает это событие как одно из главных творческих откровений в своей карьере.
Михаил Чехов
Фотографии Михаила Чехова в роли Гамлета, 1924 год, Михаил Либаков (приписывается). Эскиз грима для Михаила Чехова в роли Гамлета, постановка Московского Художественного академического театра-2, 1924 год, Государственный центральный театральный музей имени Алексея Бахрушина
Другой известный актер и создатель уникального творческого метода, Михаил Чехов в своей работе над постановкой «Гамлета» использовал необычный прием. Актерам медленно и громко читали текст пьесы, а они реагировали на него, молча бросая друг другу мячи и стараясь так выразить суть своих ролей. Такой техникой достигалось несколько целей. «Во-первых, — пишет Чехов в своей книге „Путь актера“, — мы освобождали себя от необходимости говорить слова раньше, чем возникали внутренние художественные побуждения к ним. Во-вторых, мы учились практически постигать глубокую связь движения со словом, с одной стороны, и с эмоциями — с другой».
Всеволод Якут
Кадр из фильма-спектакля «Пушкин», 1957 год (в роли поэта Всеволод Якут)
Готовясь к роли Пушкина в спектакле Театра имени Ермоловой, Всеволод Якут специально съездил в санкт-петербургский Музей-квартиру Пушкина на Мойке. Он уговорил сотрудников разрешить ему побыть вечером в кабинете поэта после закрытия музея.
Известно, что Пушкин доходил от своего дома на Мойке до Зимнего дворца за семь минут. Якут повторил его путь и выяснил, что для этого надо почти бежать. То есть Пушкин буквально не шагал, а летал по улицам, столько в нем было силы и стремительности. Так из мельчайших деталей складывался образ, который станет эталонным исполнением роли поэта.
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова
Ольга Книппер-Чехова в роли Насти в пьесе Максима Горького «На дне» в постановке Московского художественного театра, 1902 год
Великая актриса и жена Антона Павловича Чехова создала множество прекрасных образов. Один из них — Настя из драмы Максима Горького «На дне». Чтобы воссоздать мир героев ночлежки, труппа посещала Хитровский рынок вместе со знатоком Москвы писателем Владимиром Гиляровским, но Ольга Леонардовна готовилась к роли сама.
«Я совершенно не умею копировать», — объясняла актриса в воспоминаниях. И дальше: «Я боялась, чтобы богатство и яркость новых впечатлений не заслонили для меня... ее сущность и не превратили мою Настёнку в чисто жанровую фигуру». Книппер-Чехова же хотела разглядеть в своей героине индивидуальность — женщину с личной драмой и живой, пусть и исстрадавшейся душой.
Впрочем, какая-то фактура актрисе все-таки была нужна. Максим Горький учил ее заправски крутить «козьи ножки» — папироски с махоркой, а коллеги показывали, как проститутки ходят по улицам, разыгрывали сценки. «Вот подходит такая „Настя“, протягивает негнущуюся руку лопаточкой и голосом, сиплым с перепоя, говорит угрюмо: „Дай пятачок опохмелиться“ и т. п. Постепенно я выработала себе и этот сиплый, с хрипотцой, надтреснутый голос, и „деревянную“ руку», — рассказывала актриса.
Фаина Раневская
Фаина Раневская в роли миссис Сэвидж в спектакле «Эта странная миссис Сэвидж» Театра имени Моссовета, 1966 год
Легендарную Фаину Раневскую помнят по цитатам и бесконечным театральным байкам. При этом о колоссальной внутренней работе актрисы говорят гораздо реже. В книге воспоминаний «О Раневской», составленной мемуаристом и бывшим директором театра имени Моссовета Львом Лосевым, есть глава, где актер и педагог Константин Михайлов раскрывает читателям первое правило творческой лаборатории Раневской. Все начиналось с того, что Фаина Георгиевна... записывала свою роль в обычную школьную тетрадку. «Написанное своей рукой вообще постепенно становится своим: возникает поток ассоциаций, поток интуитивного, подсознательного», — рассуждает Михайлов. Потом Раневская цветным карандашом подчеркивала особо важные места, делала пометки. И затем уже эта простая тетрадочка становилась «пособием, букварем, учебником».
Как Чехов хохотал, когда узнал про поход артистов МХАТа на Хитров рынок, где они, разряженные, в бриллиантах и шляпах ходили среди нищих и бандитов, а потом зашли в ночлежку... На мой взгляд, у Горького все пьесы плохие, но "На дне" -хуже всех.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
— Это я то рисовать не умею? Я вас так нарисую , ахнете и ухнете, в веках прославлю!
И прославила . Альмин Реч Руис-Пикассо Французский арт-дилер и владелица одноимённой галереи современного искусства. Галерея имеет выставочные залы в Париже, Брюсселе, Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае, Гштааде и Монако. Член совета директоров центра рисования. Является офицером Ордена искусств и литературы. Сопредседатель Фонда Альмин и Бернарда Руис-Пикассо (FABA) и членом Международного совета Метрополитен-музея .
Кто из русскоязычных людей не знает эту трогательную песню военных лет, ставшую одним из символов борьбы с немецкими оккупантами и последующей победы над ними ? Мы поём «Катюшу» на уроках музыки в школе, провожаем под неё друзей в армию, приглушаем её в дачном радиоприёмнике, чтобы выслушать тост родственника на День Победы...
«Козья ножка», школьная тетрадка и летающий Пушкин: как знаменитые артисты создавали свои роли
Процесс подготовки актера к роли — тайна и святая святых профессии. Что происходит в душе человека, когда он пытается стать другим, поверить в чужую жизнь, как в свою? Описать такое перевоплощение можно только метафорически. Но в этом невыразимом процессе творчества есть и конкретные приемы и методы — порой самые удивительные. Константин Станиславский
Комментарии 4
На мой взгляд, у Горького все пьесы плохие, но "На дне" -хуже всех.