3-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица cырная – сплошная

Сплошных седмиц пять:

Святки – период от Рождества Христова до Крещения Господня (7–17 января включительно).

Мытаря и фарисея – за 3 седмицы до Великого Поста.

Сырная седмица – седмица перед Великим Постом (но без мяса).

Светлая седмица – седмица после Пасхи.

Троицкая – седмица после Дня Святой Троицы.
Сплошные седмицы могут быть распределены по двум группам: праздничные и полемические. Святки, Светлая и Троицкая седмицы – праздничные, так как они в календаре связаны с православными праздниками самого высокого статуса: Святки отмечают период между Рождеством Христовым и Богоявлением, а Светлая и Троицкая седмицы являются периодами сугубого празднования Пасхи и Пятидесятницы соответственно. Все праздничные сплошные седмицы достаточно древние: есть основания временем их возникновения считать IV–V вв.
Полемические седмицы две: после Недели о мытаре и фарисее и сырная. Объединяет их, во-первых, позднее время появления (IX–XI вв.), во-вторых природа возникновения: обе седмицы изначально были направлены против постов, которые в древности практиковали монофизиты. Седмица после Недели о мытаре и фарисее объявлена сплошной в противовес Передовому посту Армянской Церкви, который как раз приходится на третья седмицу перед постом (если считать обратно от начала поста); сырная седмица появилась как противопоставление восьминедельной Четыредесятнице, которую с VI века практиковали сирийские монофизиты.
В современной традиции этот полемический аспект давно забыт и две данные седмицы рассматриваются как своего рода послабление перед Великим постом; желательно учитывать исторические аспекты и осознавать, что Церкви всегда была чужда идея дать возможность своим чадам «расслабиться» в преддверии многодневного поста.
Особое положение сырной седмицы
Среди сплошных особый статус имеет сырная седмица. Во-первых, это – единственная из сплошных седмиц, которая является скоромной частично: в эту седмицу запрещается вкушение мясной пищи. Во-вторых, сырная седмица в реальности сплошной является только в нашем обиходном восприятии: по Типикону среда и пятница сырной седмицы являются постными днями, в которые предписано воздержание от пищи до вечера. В эти дни не совершается литургия и трапеза вплоть до ужина не поставляется. Только на ужин Типикон разрешает употребление скоромной немясной пищи ради обличения ереси «тетрадитов и яковитов», то есть практики сирийских монофизитов, которые постились 8 седмиц и для которых наша сырная седмица была 1-й седмицей их Великого поста.
Комментарии 3