Эпичное интервью Анастасии Ивлеевой, не знающей основ школьной программы, но имеющей миллионы в Инстаграм и на банковском счете, вновь всколыхнуло старую, как мир, тему – «а зачем вообще учиться».
И впрямь, в чем мотивация получать образование, если большие деньги можно зарабатывать и так?
Зачем знать, кто написал «Отцы и дети», если у тебя рядом с домом припаркован Bugatti?
Сегодня, действительно, есть масса способов заработка. Можно показывать различные части тела в Инстаграм. Можно снимать вайны. Рекламные интеграции, монетизация видео, – и нет проблем.
Плюс, есть целый ряд профессий из сферы услуг, которые весьма доходны, но не требуют фундаментального образования. Можно пилить ноготочки. Можно наращивать реснички.
Так зачем пыхтеть сначала за школьной партой, а затем в бакалавриатах и магистратурах?
На самом деле, всё довольно просто, и упирается в такую категорию, как «элитарность».
Элиту в государстве можно выделять по разным основаниям. Наиболее привилегированными членами общества могут быть самые богатые.
Или самые физически сильные. Или самые красивые (в Южной Корее, например, сейчас культ красоты и бум пластической хирургии).
Важнейшим моментом также является категория «социального стыда». Например, когда говорят «Ну стыдно не знать, кто написал «Гамлета» – и тебе и впрямь становится стыдно. Или нет.
Когда тридцать лет назад наши нувориши с тучей денег приехали на Запад, как к ним отнеслись в местных гостиных? Правильно. Как к людям второго сорта, просто с деньгами.
Потому что они ковыряли в зубах, ни разу не были в опере и не читали Голсуорси.
Британских аристократов воспитывают в холодных казармах, хотя деньги на отопление и мягкие диваны вполне себе имеются.
Из Стенфорда можно вылететь из-за плагиата в реферате, будь ты сыном хоть самого Билла Гейтса.
Если государство хочет развиваться, в основу социальной элитарности кладётся то, что принципиально нельзя купить.
Мозги.
Знания.
Профессионализм.
Талант.
Государства, у которых по-другому, обречены на роль сателлитов.
Они не полетят в космос.
Они не сделают открытия.
Они не будут задавать тенденции и создавать смыслы.
И я не о том, как здóрово ходить в мешковине, с синими кругами под глазами, и волочить за собой на веревочке красный диплом.
Я о том, что в здоровом государстве количество дензнаков не должно быть единственным параметром социальной успешности.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3