БОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ
В истории бывают эпохи, которые неразрывно связаны с конкретной личностью. Отечественной истории это особо свойственно. Так сложилось, что все достижения и промахи, все победы и поражения, все прорывы и трагедии ассоциируются с одной конкретной личностью. А имя этого человека, соответственно, становится нарицательным. Личности уже не видно за мифами,а иногда и ложью, — но, тем не менее, жизнь и дела этого человека корнями врастают в историю и прорастают в человеческих мыслях сквозь десятилетия. У кого-то неподдельным восхищением, а у кого-то лютой ненавистью и злобой. В ХХ веке в нашей истории был такой человек, псевдоним которого стал синонимом величайшей эпохи в истории нашей страны. И вот индустриализация в нашей стране — сталинская, коллективизация — сталинская, великая победа — и та, у каждого нормального человека, ассоциируется с фамилией Сталина.
Так же случилось и с архитектурой. Здания, построенные при нем, получили свое общее название — «сталинки». И, безусловно, небезосновательно. Ведь не зря бессмертными стали слова Шолохова: «Да, был Культ, но была и Личность!». Сталинки — это комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистики, которые внушают восхищение и ощущение гордости за свое государство. Однако, это лишь вершина айсберга. Качественное творение в архитектуре не появляется на пустом месте. Качественное массовое строительство — это всегда мощная индустрия, современные материалы и искренний волевой порыв.
Как гласит древняя поговорка: «дай архитектору волю и он разорит государство». Она, безусловно, справедлива. Ведь, так или иначе, архитектура — это творческий процесс. А когда для творчества нет никаких пределов, оно переходит все грани разумного и допустимого. В этом проявляется диалектическое свойство искусства: при наличии границ — оно раскрывается во всей своей красе, без границ же зачастую — увядает.
После Великой Октябрьской революции архитекторы получили полную свободу действий. Они создавали в едином творческом порыве, ведь в предыдущую эпоху их кругозор был настолько зашорен обывательским частнособственническим мирком, что возможности вольно творить не было вовсе. Очень скоро в стране возникла масса архитектурных сообществ, первоначально здраво конкурировавших друг с другом в архитектурном взгляде в будущее.
Однако, к концу 20-х годов стало ясно, что вся дискуссия уподобилась басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Сообщества обвиняли друг друга в некомпетентности, непрофессионализме и прочих грехах. А между тем, страна остро нуждалась в строительстве в индустриальных масштабах. Труд архитектора приобретал важное государственное значение, настоятельно требовалось сосредоточение творческих усилий зодчих не на пустой болтовне и спорах, а на решении конкретных злободневных проблем. Так, в 1931 году пленум ЦК ВКП(б) наметил ряд практических мер по ускорению темпов развития городского хозяйства в СССР и в особенности — жилищного хозяйства в соответствии с темпами роста городского хозяйства в СССР. Также критике подверглись идеи ускоренного преобразования быта, нашедшие выражение «в искусственном насаждении бытовых коммун».
Иначе говоря, государственная власть, проанализировав чаяния простого человека (который не принимал, ввиду своего сложившегося мировоззрения, сверхноваторские идеи), за основу государственной политики массового строительства взяло в качестве своей цели именно эти чаяния и надежды. Это не означало, что социалистические идеи были отложены на веки вечные. Это означало, что нового человека, человека советского, предстояло еще воспитать, при этом вести воспитание на понятном ему языке (в том числе и понятной человеку архитектурой, поэзией, живописью, музыкой…).
На этом же пленуме было принято решение о строительстве метрополитена.
Нет комментариев