Возможно, её имя не так известно, как она того заслуживает. Но одну её картину, автопортрет «3а туалетом» наверняка помнят все — один paз увидев, её невозможно забыть. Молодая девушка расчесывает перед зеркалом свои длинные волосы, и мир
её полон счастья и света. Кажется, что вся жизнь художницы была такой же радостной и счастливой, как то зимнее утро, когда Зина Серебрякова посмотрелась в зеркало...
Она родилась 12 декабря (в других источниках-10 декабря) 1884 года в усадьбе Нескучное, на территории современного Харькова, в семье, где нельзя было не рисовать: в доме любили говорить, что «все дети рождаются с карандашом в руке». Отец Зинаиды, Евгений Александрович Лансере, был превосходным скульптором — одним из талантливейших анималистов. Его жена Екатерина Николаевна Бенуа происходила из знаменитого рода художников — была дочерью Николая Бенуа, знаменитого архитектора. Почти все дети Николая Бенуа пошли по стопам отца: Леонтий Николаевич тоже стал архитектором (а его дочь Надежда, вышедшая замуж за Иону фон Устинова, стала матерью знаменитого актера и писателя Питера Устинова), Альберт Николаевич преподавал акварельную живопись в Академии художеств, но больше всех прославился Александр Николаевич — известный живописец, один из основателей «Мира искусства», прославленный театральный художник и некоторое время глава картинной галереи Эрмитажа.
Когда Зинаиде едва исполнилось 2 года, ее отец умер от туберкулеза, и семья была вынуждена переехать в квартиру ее деда в Санкт-Петербурге. Его квартира находилась рядом с Мариинским театром. С раннего детства девочка росла в атмосфере служения искусству, для неё были открыты широкие возможности в образовании – она могла учиться живописи, музыке и танцам. Неудивительно, что хрупкая большеглазая Зина научилась рисовать едва ли не раньше, чем разговаривать. По воспоминаниям родственников, она росла замкнутой, застенчивой, «болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом», — писал Александр Бенуа. Почти все свободное время она проводила за рисованием — с помощью братьев и дядьев очень рано овладела техникой акварели и масляной живописи, и без устали тренировалась дни напролет, рисуя все, что ее окружало, — комнаты дома, родственников, пейзажи за окном, тарелки с обедом...
В 1900 году она поступила в женскую гимназию и художественную школу княгини К. Н. Тенишевой, где познакомилась с Ильей Репиным, считавшимся тогда российским Рембрандтом. Именно Репин стал ее первым наставником. В 1903 году Серебрякова поступила в мастерскую художника-реалиста Осипа Браза. Однако больше всего радости приносили Зинаиде месяцы в любимом Нескучном — рисовать его она готова была бесконечно. Александр Бенуа так описывал Нескучное, любимый уголок всей семьи: «Ряды невысоких холмов тянулись один за другим, все более растворяясь и голубея, а по круглым их склонам желтели и зеленели луга и поля; местами же выделялись небольшие, сочные купы деревьев, среди которых ярко белели хаты с их приветливыми квадратными оконцами. Своеобразную живописность придавали всюду торчавшие по холмам ветряные мельницы. Все это дышало благодатью...»
Там же, в Нескучном, Зинаида встретила свою судьбу. На противоположном берегу реки Муромки жили на собственном хуторе Серебряковы — мать семейства, Зинаида Александровна, была родной сестрой отца Зины. Ее дети росли вместе с детьми Лансере, и нет ничего удивительного, что Борис Серебряков и Зина Лансере полюбили друг друга еще детьми. Они давно договорились пожениться, и родители с обеих сторон не возражали против выбора детей, но были и другие трудности: Лансере и Бенуа традиционно придерживались католического вероисповедания — в их жилах текла французская кровь (первый Бенуа бежал в Россию от Французской революции, предок Лансере остался после войны 1812 года), лишь немного разбавленная итальянской и немецкой, а Серебряковы были православными. К тому же Зина и Борис были двоюродными братом и сестрой, а обе религии не одобряли столь близкородственных браков. Понадобилось много времени и еще больше хлопот с церковными властями, чтобы влюбленные добились разрешения на брак. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям препятствия удалось устранить, и 9 сентября 1905 года Зина и Борис обвенчались в семейной церкви в Нескучном.
Вскоре после свадьбы Зина уехала в Париж — каждый уважающий себя художник просто обязан был побывать в этой мировой столице искусства. Вскоре к Зине присоединился Борис — он учился в Институте путей сооощения, хотел быть инженером, строить железные дороги в Сибири.
В Париже Зина была ошеломлена разнообразием новейших течений, художественных школ, направлений и стилей, но сама она так и осталась верна реализму, хотя и приобретшему под влиянием парижского воздуха некоторые модернистские черты: линии на картинах Серебряковой стали живыми, как у импрессионистов, в них было движение и непередаваемая радость момента. По совету Александра Бенуа, Зина некоторое время проучилась в студии Academie de la Grande Chaumiere — правда, к ее немалому разочарованию, здесь мало уделяли внимания непосредственно обучению, предпочитая лишь оценивать уже готовые работы. По сути, в парижской Академии закончилось художественное образование Серебряковой: отныне она двигалась по избранному ею творческому пути самостоятельно.
Вернувшись из Франции, Серебряковы поселились в Нескучном, лишь на зиму возвращаясь в Петербург. Именно в Нескучном родились их дети: в 1906 году Евгений, через год — Александр. Семейная жизнь Серебряковых была на удивление счастливой: такие разные по характеру и внешности, увлечениям и темпераменту, они, как оказалось, прекрасно дополняли друг друга. Несколько лет прошло в спокойном счастье... Зина занималась детьми, много рисовала, ждала мужа из поездок — во время одного из таких ожиданий она написала тот самый знаменитый автопортрет. «Мой муж Борис Анатольевич, — вспоминала Серебрякова, — был в командировке для исследования северной области Сибири, в тайге... Я решила дождаться его возвращения, чтобы вместе вернуться в Петербург. Зима этого года наступила ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг — всюду сугробы, выйти нельзя, но в доме на хуторе тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь «на туалете». Автопортрет «За туалетом» (1909, Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году, принёс широкую известность автору. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет Е. К. Лансере (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы состоявшейся художницы. В 1911 году Серебрякова вступила в общество «Мир искусства», но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.
В 1914—1917 гг. творчество Зинаиды Серебряковой достигло расцвета. В эти годы она создала серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие. Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Третьяковская галерея). Многие знаменитые картины Зинаиды Серебряковой создавались в её мастерской в Нескучном. Там у неё часто гостили Константин Сомов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Анна Ахматова. Душой компании был Александр Бенуа — любимый дядя художницы.
В 1917 году, на пике своей карьеры Серебряковой, Зинаида встретила Октябрьскую революцию в семейном имении Нескучном. Наступила черная полоса в жизни Зинаиды Евгеньевны. Художница отказалась перейти на популярный в первые послереволюционные годы футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров. Она нашла работу в Харьковском археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов.
В декабре 1917 года, в связи с начавшимися грабежами семей помещиков, семья Серебряковых переехала в Змиёв, затем, в начале 1918 года, в Харьков. В 1918 году муж художницы Борис, работавший в Москве, был арестован во время «красного террора», почти полгода о нём ничего не было известно. 21 марта 1919 г. на съёмной квартире в доме по Конторской улице, 25 марта он умер от сыпного тифа на руках у супруги и детей. К ноябрю 1919 года имение в Нескучном было разграблено и сожжено, погибло всё имущество. Овдовевшая Зинаида Серебрякова с четырьмя маленькими детьми и больной матерью остались без средств к существованию. Зинаида искала любую работу, чтобы уберечь свою семью от голода. Прошлое развалилось как карточный домик, наступила нищета, - эта ситуация и подтолкнула художницу к созданию её самой мрачной работы «Карточный домик». Знаковая для творчества художницы, картина «Карточный домик» датируется разными исследователями творчества художницы по-разному: 1918 годом, 1919 годом или 1920 годом. Но все искусствоведы сходятся во мнении, что на полотне изображена харьковская квартира Серебряковой, в которой она проживала после смерти мужа. Дочь Татьяна описывает её как «три комнаты с застеклённой террасой».
Ситуация, изображённая на картине, стала символом (в житейском смысле) хрупкости существования семьи художницы в то время. «…Вдохновение живописца было подкреплено материнской любовью и тревогой по поводу уходящего в неизвестность будущего семьи, напоминавшей теперь хрупкое, сложенное из карт строение…». Резкие светотеневые и цветовые контрасты, беспокойные ритмы линий, характерные для полотна, - всё это в совокупности создаёт атмосферу тревожного ожидания беды. На лицах детей растерянность, тихая и грустная сосредоточенность. Сама картина, с точки зрения искусствоведов, выражает зыбкость семейного счастья. Встречается и более обобщенная трактовка подтекста картины: карточная игра изображает хрупкость человеческой жизни, в ней зашифрована не только смерть мужа художницы, но и потеря имения Нескучное, крах всех устоев государства и общества.
…В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград, это стало поворотным моментом в карьере художницы. Первые месяцы после переезда семья жила на Лахтинской улице, на Петроградской стороне, в квартире своих харьковских друзей Б. С. и Р. А. Басковых, а затем — в своей «дореволюционной» квартире на 1-й линии Васильевского острова. Весной 1921 года художница с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом» на улицу Глинки, 15. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В последующие годы Серебрякова много рисовала на темы из театральной жизни.В 1920-х гг. создала серию живописных и графических портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета.
В 1924 году 14 работ Серебряковой с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Особый интерес у публики вызвала картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923).
Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться обратно ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту, а в 1947 г. получила французское гражданство.
В 1928—1929 и 1932 гг. Зинаида Серебрякова находилась в Марокко. Там она рисовала Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешили, наконец, были разрешены контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посетила дочь Татьяна (Тата), ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она стала популярной в СССР, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.
Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет 19 сентября 1967 года после кровоизлияния в мозг. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Знаменитая картина «Карточный домик» находится в настоящее время в коллекции Русского музея, куда она поступила в 1957 году от Евгения Серебрякова, сына художницы, в семье которого в Ленинграде она находилась после отъезда художницы за границу.
На картине изображены четверо детей художницы:
- Евгений Серебряков (1906, Нескучное — 1990, Ленинград). После отъезда матери за рубеж остался в СССР. Архитектор, реставратор, художник-акварелист. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа;
- Александр Серебряков (1907, Нескучное — 1995, Париж). В 1925 году переехал в Париж, где уже жила его мать. Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов, некоторое время работал в кино; исполнял декоративные панно, монументальные росписи;
Татьяна Серебрякова (1912—1989, Москва). Окончила балетное училище в Ленинграде, театральный художник, супруга художника Валентина Николаева. Заслуженный художник РСФСР.
Екатерина Серебрякова (1913—2014, Париж). В 1928 году переехала в Париж к матери. Художница.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере)(10 декабря (другие источники – 12 декабря) 1884, Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская и французская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1