«Кто не рискует — тот не пьёт шампанского!»
Это был девиз мадам Николь Клико, когда она, надев защитный фартук и железную маску, спускалась в погреба, где бродившее виноградное вино встречало её салютными залпами.
Когда-то шампанское считалось уделом простолюдинов, но Николь Барб Клико-Понсардэн сумела превратить дешевое вино с мутным осадком в элитный напиток с изысканным вкусом.
И Клико смогла убедить в этом не только французов — в XIX в. она одержала полную победу и над русскими аристократами.
Проспер Мериме писал: «Мадам Клико напоит Россию. Здесь ее вино называют «Кликовское» и никакого другого знать не хотят».
Как же удалось француженке завоевать Россию?
В 1798 году дочь предприимчивого буржуа Николь Понсардэн вышла замуж за сына другого известного предпринимателя Франсуа Клико.
Так было положено начало семейному бизнесу: у отца невесты были виноградники, у отца жениха — винокурни. Но в 1805 году муж Николь скоропостижно скончался и, к удивлению окружающих, его дело продолжила молодая вдова.
В те времена женщин вообще неохотно пускали в винные погреба, говорили: едва женщина приблизится к подвалам, вино превратится в уксус. Искусство виноделия издавна считалось сугубо мужским занятием. Но Николь это нисколько не смущало.
Название компании «Клико и сын» она поменяла на «Вдова Клико-Понсардэн» и активно взялась за дело.
Николь Клико придумала, как избавить вино от мутного осадка.
В течение 2-3-х месяцев бутылки держали горлышком вниз под определенным углом. Осадок скапливался в горлышке бутылки, его замораживали и аккуратно доставали. В результате шампанское стало прозрачным.
Кроме того, вдова разработала ярко-оранжевую этикетку, украшенную гербом семейства Клико, что несомненно привлекало внимание покупателей.
А через 10 лет, когда напиток завоевал популярность во Франции, вдова Клико принялась штурмовать Россию.
Поражение Наполеона неожиданно стало победой Клико.
После того, как русские войска вошли во Францию и опустошили погреба вдовы, она снарядила в Петербург корабль «Добрые намерения» с 25 тысячами бутылок своего шампанского.
В России товар тут же раскупили по невероятной цене – 12 рублей за бутылку (корова стоила дешевле!).
Этот хитрый маркетинговый ход с лихвой покрыл ее убытки от разоренных погребов.
Вот что значит умение мыслить неординарно!
Русские аристократы закупали шампанское на год вперед, и сам Александр I питал слабость к этому напитку.
В светском обществе игристое вино называли «веселой вдовой» или «кликовским», в купеческих кругах — «щипаньским» (за нос щиплет).
Одно время почти вся продукция винодельни Клико уходила только в Россию.
Конкуренты недоумевали.
И чем только ни объясняли ее триумф — например, тем, что фамильный герб супругов Кликов напоминал якорь – герб Санкт-Петербурга.
Николь Клико не обращала внимания на завистников и продолжала трудиться.
Замуж она больше не вышла, все силы вкладывала в свое дело.
Ее девизом было: «Шампанское Клико может быть только одного качества – лучшего!»
До самой смерти, до 89 лет, энергичная женщина заботилась о винодельне.
И сейчас её имя славят все, кому удача, улыбнувшись, наполняет хрустальный фужер божественным напитком, имя которому — ШАМПАНСКОЕ»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев