О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ ... И О ПОКАЯНИИ !!!
( Очень-очень ценный и очень важный материал ! Прочитайте обязательно все - до конца! )
"И пастыри – волки, и овцы – расхищены, и голод духовный".
Слово святителя Иоанна
Златоуста
* * * *
Прискорбно - это мое слово, как последнее, в чем я уверен,
но, в то же, время и радостно.
Прискорбно, потому что, мне не придется уже больше говорить с вами, а радостно, что наступает для меня время
"разрешиться и быть со Христом"
(Филипп.1:23).
"Уже немного Мне говорить с вами"
(Иоан. 14:30),
- как сказал Господь.
Со скорбью сердечною побеседую с вами и о лжепророках, лжеучителях и безбожных еретиках,
о которых говорил апостол:
"злые же, люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь"
(2 Тим. 3:13),
о которых и я часто напоминал вам.
Много беседовал я с вами, по милости Христовой – как вы и сами знаете, боголюбезные
и почти в каждой беседе мы вспоминали о них, если, разумеется, вы помните,
например, то, что говорилось вчера;
а конечно,
вы, – я знаю, – помните,
особенно же, те из вас,
которые
любят труд, любят книги, любят Христа.
Книголюбец, по справедливости, может быть назван христолюбивым, на основании слова Господа:
" кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое "
(Иоан. 14:23),
и:
"кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим"
(ст.21).
"Любящий Меня"
поучается в законе день и ночь,
очевидно – в Евангелии и прочих священных писаниях.
А такой человек неизгладимо хранит в сердце своем память о Боге; ожидая Его с Небес,
всегда блюдет час Пришествия Его.
Постоянно имея в руках эти священные книги, он никогда не забудет о тех, страшных книгах,
о которых написано:
"судьи сели и раскрылись книги"
(Дан.7:10).
Вот, какая польза от занятий Священным Писанием, как вы много раз уже слышали.
И что я постоянно говорю?
Из того, что для нас полезно - Божественное Писание ни об чем не умолчало, ничего не забыло,
но постоянно возглашает
и через пророков, и через апостолов,
и, как чадолюбивая мать своих детей, каждого из нас наставляет, утверждает и предупреждает;
напоминает оно нам и о минувшем, и о настоящем, и о будущем, ничего не пропуская,
как сказано из того, что нам полезно;
и притом,
говорит обо всем этом не тайно, не вполголоса,
но повсюду во всеуслышание провозглашает и через закон, и через пророков, и через апостолов,
и даже
устами Самого Господа – как само оно об этом свидетельствует, через пророка Исайю:
"взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе"
(Ис. 58:1),
а в другом месте:
" взойди на высокую гору, благовествующий Сион "
и немного спустя:
" возвысь, не бойся "
(40:9).
Или Давид говорит:
" я изнемог от вопля, засохла гортань моя "
(Пс. 68:4).
Иоанн Богослов в своем соборном послании наставляет:
"наблюдайте за собою"
(2 Иоан. 1:8).
А что внушает Павел?
"Смотрите, поступайте осторожно"
(Ефес. 5:15).
А Господь?
" Я говорил явно миру; и тайно не говорил ничего "
(Иоан. 18:20),
а в другом месте евангелист свидетельствует о Нем,
что Он возгласил:
" кто жаждет, иди ко Мне и пей "
(7:37).
Видишь, сколько усилий, сколько старания, сколько ревности в призывании и никто не внимает?
И опять блаженный Павел Говорит:
" берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания "
(Филипп.3:2).
" Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы "
(Ефес. 5:15,16).
И Иоанн:
" наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир "
(2 Иоан. 1:8,7).
И много подобных наставлений, в божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета, призывающих нас пробудиться и бодрствовать.
А мы поступаем наоборот, подобно тем людям, о которых сказал Исайя пророк:
"ушами с трудом слышат и очи свои сомкнули"
(Ис. 6:10).
О, сколько и каких Писаний мы, слыша, оставляем без внимания!
За то и безответными останемся мы в день испытания, когда придет Просвещающий тайны тьмы и Раскрывающий все движения сердец,
когда раскроются книги, когда воссядет суд
(Дан. 8:10)
– книги, о которых мы ныне слушаем с улыбкой, не желая придавать им значения.
Все мы сбились с прямого пути и каждый блуждает по своей дороге; с нами опять, то же, что было прежде,
когда Ты не сладил нами, Господи
(Ис.63:19).
И поистине исполнилось на нас пророчество Давидово:
" но смешались с язычниками и научились делам их "
(Пс. 105:35).
Потому то, мы и уничижены по всей земле за грехи наши
и
" всё это происходило в наставление нам, достигшим последних веков "
как написано
(1 Кор. 10:11):
" и пастыри – волки, и овцы – расхищены, и голод – при дверях:
не голод хлеба и жажда воды,
но голод слышания слова Божия "
(Ам. 8:11).
Однако, никто из надеющихся на Господа, да не отчаивается.
Не унывайте, но постоянно помните о Том,
Кто сказал:
" Я с вами во все дни до скончания века "
(Мф. 28:20).
* * * *
Будьте спокойны:
" души праведных Господь не погубит голодом "
(Прит. 10:3).
Об этом голоде говорит Господь, через пророка:
" Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод – не голод хлеба, не жажду воды,
но жажду слышания слов Господних.
И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня и не найдут его "
(Ам. 8:11,12).
Видишь, о хлебе ли, здесь говорится?
Бог о хлебе не говорил.
О, голод ужасный, душевредный и гибельный!
О, голод, навлекающий вечное наказание!
Этот голод – виновник всякого дурного дела;
этот голод – корень всякого зла.
Этого-то голода наступление провидя, пророк Давид умолял Бога,
говоря:
" Господи, твердыня моя! не будь безмолвен для меня "
(Пс. 27:1).
И о благоверных он пророчествовал,
говоря:
"что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их"
(Пс. 32:19).
А в другом месте он говорит:
" во дни голода будут сыты "
(Пс. 36:19),
или:
" милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его "
(Пс.110:4,5).
Эти слова Давида относятся к тем, которые усердны в изучении Писаний:
" они голода не будут испытывать."
Будем же, исследовать Писания, чтобы не коснулся нас грядущий душепагубный голод;
будем усердны к Писаниям, чтобы не заблуждаться и не увлекаться всяким ветром.
Нерадивым к Писаниям говорит Спаситель:
" заблуждаетесь, не зная Писаний "
(Мф. 22:29).
Подлинно, таковые и заблуждаются.
И откуда произошел этот душепагубный голод?
Разве, не оттого, что не исследовали Писаний?
О, скольких благ лишаемся мы, оставляя Божественные Писания!
Недаром Господь повелел изучать их?
Изучай тщательно, изучай и ищи, и найдешь великое неоценимое богатство,
найдешь сокровище, зарытое в поле:
уразумеешь божественное Писание.
Изучай – и найдешь,
а нашедши,
продай все, что имеешь,
и купи, то поле – прекрасное познание святых Писаний,
в которых
скрыт Сын - истинная Мудрость Отчая;
а нашедши Его, блажен будешь,
как написано:
" блажен человек, который снискал мудрость "
(Прит. 3:13).
Изучай Писания, возлюбленный, богат ли, ты или беден, раб или свободный, муж или жена:
" Исследуйте Писания ".
Ведь, божественное Писание - есть сокровищница всякого добра.
Но возвратимся к предмету нашей беседы:
у нас речь о кончине мира, о ложных пророках и ложных учителях,
о безбожных еретиках,
подобно бурному потоку затопивших все и причинивших многие соблазны.
И почему все это произошло?
Очевидно, потому, что предстоятели оказались недостаточно сведущи и опытны:
ведь, неопытность пастырей – гибель для овец.
Но, с чего теперь начать мне речь?
Говорить ли, сначала о близости кончины или бичевать ложные учения нечестивых еретиков?
Если бы, время позволяло, я разоблачил бы, их ложные учения и беззаконные дела;
но это большое дело и много речей нужно, чтобы разоблачить их несостоятельность.
Впрочем, для настоящего случая достаточно только на основании Священного Писания
– указать на них, как на врагов Христа
и волков, угрожающих Его стаду,
но, повсюду удаляемых и отстраняемых от овец Христовых.
И пророки, и Сам Господь, и блаженные апостолы,
вполне справедливо называли их волками,
и не только волками, но и заразой,
и нечестивыми, и противниками,
врагами, коварными, хулителями,
лицемерами, ворами, разбойниками,
гнусными лжепророками и лжеучителями,
вождями слепыми,
бродягами злыми, антихристами,
соблазном,
сынами лукавого, плевелами,
безбожными духоборцами,
хулителями Духа благодати,
коим не отпустится ни в этом веке, ни в будущем.
"И через них путь Истины будет в поношении"
(2 Петр. 2:2).
В довершение всего, они – дети лукавого дьявола,
как говорит Богослов:
" дети диавола "
(1 Иоан. 3:10).
Итак, нужно сперва им посвятить несколько слов, а потом поговорить и о кончине.
Мы наблюдаем кругом себя немало таких явлений, которые указывают на близость "конца века",
по выражению апостола
(Кор. 10:11):
" настали трудные времена, умножилось беззаконие, иссякла любовь многих, появилось множество обольстителей
и еще больше - обольщаемых.
Раскроем же, священные книги, отыщем в них путь истины, пойдем по нему, поспешим к святым горам
– я разумею пророков и апостолов,
чтобы не заблуждаться и носиться
" колеблющимися и увлекающимися, всяким ветром учения, по хитрому искусству обольщения "
(Ефес. 4:14).
Не будем оставаться внизу, но вместе со святыми учениками Христовыми взойдем на блаженную гору
и услышим Пастыря нашего,
говорящего:
" берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение "
(Лук. 21:8);
" берегитесь, чтобы кто не прельстил вас "
(Мф. 24:4);
берегитесь всюду.
И Иоанн говорит подобное:
" наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились "
(2 Иоан. 1:8);
и Павел:
" берегитесь псов "
(Филипп. 3:2),
" смотрите, поступайте осторожно "
(Ефес. 5:15).
Эти увещания:
наблюдайте за собою, смотрите – повторяются не с иною, какою-нибудь целью,
как с тою,
чтобы предупредить и обезопасить нас
от тех, которые
под овечьей шерстью скрывают в себе волков и обольщают безпечных.
Очевидно, настоятельная нужда была в том, чтобы повсюду в Писании повторять:
" наблюдайте за собою ",
смотрите, бодрствуйте, будьте внимательны – не только к себе самим, но и ко всему стаду.
Ни о чем, ведь, не умолчало Божественное Писание из того, что нам полезно.
* * * *
Я не могу удержаться от слез, когда слышу, как некоторые из принадлежащих к нашей Церкви говорят, что этого не сказано в Божественных Писаниях.
И это высказывается не только пасомыми, но и теми, которые мнят себя пастырями и считаются преемниками апостолов и пророков
– по служению, но не по нравам.
Вполне справедливо обратиться к ним со словами:
горе вам, вожди слепые, невежественные и слабые, украшающиеся одеждами,
а не книгами,
забывшие слово Божие и служащие чреву,
как сказано:
" ... их бог - чрево и слава их - в сраме "
(Филипп. 3:19);
молоком, шерстью и мясом паствы вы пользуетесь, а об овцах не заботитесь.
Как избежите вы (гнева Божия) за такое нерадение о спасении?
Вооружившись смелостью, я предложу вашему вниманию более обильные свидетельства,
чтобы показать из Священного Писания Евангелий - пророков и апостолов,
под водительством Христовым,
как заграждаются уста говорящих неправду
и чтобы
просветить сердца желающих слова.
Откуда начать нам, как не от Того, Кто сказал о Себе:
" Я есмь начало и конец "
(Апок. 21:6)?
Пусть же, каждый из вас сосредоточит все свое внимание, оставив всякие житейские заботы.
Господь сказал:
" берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим
и будут говорить:
я Христос, и многих прельстят "
(Мф. 24:4,5; Лук. 21:8).
И опять:
" берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ".
Но говорит,
" по плодам их узнаете их "
(Мф. 7:15,16).
То есть:
по их речам, по ложным пророчествам, по лицемерию их, по худой славе,
по их ругательствам – вы их узнаете.
" Не может дерево худое приносить плоды добрые "
(Мф. 7:18).
Ведь, всякое дерево узнается по своему плоду. Так и вы узнаете таковых людей по их плодам.
И, узнавши, не принимайте их в свои дома, не входите с ними в общение, не ведите с ними бесед, не повергайте бисера вашего пред ними,
но берегитесь их закваски,
то есть - их ереси.
Никто из вас, да не пренебрегает сказанным:
ведь, это говорит Сам Бог.
Слушайте, пастыри, голос Верховного Пастыря;
слушайте,
как разоблачает и отгоняет Он тайных волков;
слушайте и будьте внимательны и к себе самим,
и ко всему стаду.
Видите, как Господь повсюду изобличает и посрамляет нечестивых, чтобы вас предохранить от заблуждения?
О, неизъяснимое снисхождение!
О, неизчерпаемая благость!
Что воздадим мы Господу за все это?
Чем оправдаемся пред Верховным Пастырем?
Вот, о, пастыри и сопастыри, немногое из многого!
Видите, как повсюду Господь, утверждая нас,
взывает в святых Своих Евангелиях,
смотрите,
бодрствуйте, будьте внимательны, будьте усердны, боритесь?
И не только в Евангелиях взывает так, но и устами богоносных пророков и богословов-учеников
вещает тоже самое
потому что,
во всех говорит Он, как Ему угодно, что подтверждает и Павел, заявляя,
что
" в нем говорит Христос "
(2 Кор. 13:3).
Итак, вызовем, теперь, сюда богословов и послушаем, что они возвестят нам об еретиках.
" Скажи ты, блаженный Петр, которого блаженным нарек Сам Господь наш Иисус Христос "
(Мф. 16:17).
Скажи нам об обольщающих и желающих обольстить Христово стадо, которое тебе вручено и вверено Пастыреначальником и Блюстителем душ наших;
скажи,
что внушено тебе Духом Святым и утверди свою паству;
укажи нам тайных волков, как сделал это твой учитель Христос Господь.
Вот, что говорит Петр:
" прежде всего, знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям "
(2 Петр. 3:3).
И опять:
" у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, отвергаясь искупившего их Господа.
И многие последуют их разврату; суд им давно готов и погибель их не дремлет "
(2 Петр. 2:1–3).
Они – чада клятвы, оставившие
"прямой путь"
(ст. 14,15).
Вот, что возвестил Петр, воистину, блаженный Петр,
Петр – Камень Веры,
на котором создал Христос Свою Церковь,
Петр – распорядитель ключей Царствия Небесного,
Петр – ходивший по волнам, как по суше, горячо любивший Владыку Христа,
поразивший в Риме Симеона волхва, как глава и первый защитник веры, первого разбойника и ученика дьявола, в ересях.
Апостол Иоанн сказал:
"дети диавола"
(1 Иоан. 3:10).
Видите, как во всех их говорит Христос?
Ведь и сам Он в Евангелии сказал подобное, же:
"ваш отец диавол"
(Иоан. 8:44).
Знаю я многих, говорящих в защиту еретиков, что и их создал Бог (помимо Бога, говорят, ничто не может быть):
не разумеют они ни того, что говорят, ни того, на чем утверждаются.
Что каждого из нас создал Бог – этого не отвергаю вместе с ними и я, но Он создал нас на дела благие,
чтобы
мы в них совершенствовались и делались чадами Божиими по правой вере.
* * * *
Но возвратимся к предмету (нашей беседы).
Иоанн говорит:
"теперь появилось много антихристов"
(1 Иоан. 2:18),
и опять:
"наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир"
(2 Иоан. 1:8,7).
"Возлюбленные!
Не всякому духу верьте, но испытывайте духов,
от Бога ли, они,
потому что
много лжепророков появилось в мире"
(1 Иоан. 4:1).
В другом месте:
"Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом
и не приветствуйте его.
Ибо приветствующий его участвует в злых делах его"
(2 Иоан. 1:10,11).
И опять:
"Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога"
(ст. 9).
Так наставляет нас Иоанн – сын грома, возлюбленный более всех святых, утвердивший Церковь от конца до конца вселенной и заградивший уста еретиков своим богословием.
А Иаков сказал:
" кто хочет быть другом "
им,
" тот становится врагом Богу "
(Иак. 4:4).
Слушайте, все вы, разделяющие с еретиками трапезу,
этот горький для вас приговор:
вы враги Христу.
В самом деле, кто дружит с врагами царя, тот не может уже быть другом царя.
Он не заслуживает, даже и жизни, и осуждается на все худшее.
Иуда Иаковлев сказал:
" Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению,
нечестивые,
обращающие благодать Бога нашего в распутство
и отвергающиеся Единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа "
(Иуд. 1:4).
И далее:
" в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям "
(ст. 18).
" Это звезды, блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки "
(ст. 13).
Так – и еще сильнее – поучает нас славный Иуда.
Остается теперь, наконец, Павел - сосуд избрания:
скажи нам и ты,
по благодати, данной тебе от Бога,
скажи нам о настоящем веке лукавом,
разоблачи тайных волков, обличи и посрами расхитителей святого стада Божия.
Вот, что говорит Павел:
" я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада "
(Деян. 20:29).
Видите, повсюду богословы, согласно с Учителем своим, именуют безбожных еретиков собаками и волками?
Так и в другом месте говорит Павел:
" берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания "
(Филипп. 3:2).
" Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением "
(Кол. 2:8).
" Смотрите, поступайте осторожно, потому, что дни лукавы "
(Ефес. 5:15,16).
После таких увещаний кто может оправдаться в своем нерадении?
И опять, в другом месте:
" Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся "
(Тит. 3:10).
И еще:
" учениями различными и чуждыми не увлекайтесь "
(Евр. 13:9);
еще:
" злые же, люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь "
(2 Тим. 3:13);
еще:
" для оскверненных и неверных нет ничего чистого "
(Тит. 1:15).
Слушайте же, вы, разделяющие с ними вечери любви:
как избежите вы гнева, грядущего на вас, вы, оскверняющиеся с ними в пище и питие?
Как осмелитесь приступить к божественным и страшным тайнам?
Разве не слышали вы блаженного Павла,
взывающего:
" не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую;
не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской "
(1 Кор. 10:21).
" Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому "
(2 Кор. 6:17).
Убедил ли, я вас?
Или труды мои были напрасны и я говорил на ветер?
Впрочем, ради тех, которые охотно и усердно слушают наставления и их исполняют, я не остановлюсь и буду продолжать словами Павла;
скажу опять, то же, самое, слушайте:
" не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Что общего у Света с тьмою "
(2 Кор. 6:14).
Где дерзкие, утверждающие, что не говорится этого в божественных Писаниях,
где они,
" их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном "
(Фил. 3:19)?
Так поучает, наставляет и увещевает нас Павел
- сосуд избрания,
ограда Церкви,
победоносный борец – Павел,
боговещанная лира,
вестник Христов,
списатель догматов,
труба Слова,
оратор благочестия,
сеть, уловлявшая язычников.
Вот, что и еще больше говорили о безбожных и неверных блаженные богословы – апостолы.
А гораздо раньше их, то же, самое, говорили пророки:
необходимо выслушать и этих - последних.
Так, пророк Давид говорил:
" нет в устах их истины "
(Пс. 5:10;)
еще:
" мне ли, не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи и не возгнушаться восстающими на Тебя?
Полною ненавистью ненавижу их:
враги они мне "
(Пс. 138:21,22).
Соломон говорит, что нечестивые лицемерно прикидываются благочестивыми,
а в другом месте наставляет:
" Сын мой!
если будут склонять тебя грешники, не ходи в путь с ними "
(Прит. 1:10,15).
Исайя же, пророк, вернее - Господь, через пророка
– говорит:
" Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня "
(Ис. 1:2);
а в другом месте:
" нечестивым же, нет мира, говорит Господь "
(Ис. 48:22).
Не достаточно ли, этого?
Нужно ли, приводить свидетельства еще и других пророков?
Для расположенных слушателей, я думаю, достаточно и этого.
А кто теперь не оказал внимания слову, того не убедит и более подробное изложение.
Остановимся немного еще только на словах пророка Давида и посмотрим, как он обличает и посрамляет их скрытое коварство,
говоря:
" нет в устах их истины: сердце их – пагуба ",
и так далее
(Пс. 5:10).
Заметь, мудрость пророка, как он обличает и посрамляет заблуждающихся,
чтобы
предохранить нас от заблуждения.
Послушайте, православные и не потворствуйте еретикам;
послушайте, пастыри и устрашитесь,
и не молчите, но проповедуйте слово;
не давайте места дьяволу, не открывайте двери волкам.
Подражайте блаженному апостолу Петру,
как он в Риме,
когда
треклятый Симон богохульствовал и утверждал про себя,
что он есть сила Божия,
не промолчал и не пропустил,
но, тотчас же,
обличил его и показав,
что он обманщик, разбойник и противник Богу,
низвергнул его с высоты, предал его гибели.
Подобным образом и сына его или вернее, сына дьявола – Монтана, скверного, нечистого и безбожного, с его двумя блудодейцами,
апостол решительно обличил и привел к молчанию,
доказав, что
он противник Богу, лжехристос и лжепророк,
заградил его нечистые уста Именем Христовым, не великодушествуя и не потворствуя богохульству его.
Так поступайте и вы, пастыри,
и не только не принимайте участия в скверных делах тьмы, но и обличайте,
как это делали и апостолы.
И богоотец Давид много трудов и много борьбы перенес из-за нечестивых людей,
обличая и запрещая их,
посрамляя их и докучая о них Богу такими мольбами:
" доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут "
(Пс. 93:3).
" Расточи их силою Твоею "
(Пс. 58:12).
" Воздай им по делам их ",
за то, что
они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его
(Пс. 27:4,5).
" Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их "
(Пс. 72:20).
Или, воссылая моления свои ко Господу, Давид умоляет Его, чтобы Он Сам, сойдя с Небес, исполнил просьбу его:
" Господи! Приклони Небеса Твои и сойди "
(Пс. 143:5);
" Господи! не замедли "
(Пс. 69:6).
" Скоро, да предварят нас щедроты Твои "
(Пс. 78:8).
И что же, Человеколюбец Бог, хотящий всем человекам спастись и в познание Истины прийти, близкий ко всем, призывающим Его в Истине?
Он не презрел и не оставил тщетными мольбы святых,
но
"наклонил Он Небеса и сошел"
(Пс. 17:10)
и всё устроил для спасения рода нашего, всему научил нас
и словом и делом.
Так, желая научить, как будущие предстоятели Церквей должны относиться к еретикам,
Он сделал бич из веревок и, войдя в храм,
изгнал всех оттуда,
вытолкал и преследовал их со словами:
" дом Мой - домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников "
(Мф. 21:13).
Слушайте же, предстоятели Церквей!
Прекрасный образец для подражания дал вам Спаситель:
последуйте стопам Его,
неусыпно и бдительно охраняйте свое стадо и отгоняйте от него волков.
Затем, изгоняя вон всех,
очевидно – противомыслящих
и предрекая конец,
истребление и уничтожение
всех противомыслящих в будущих родах,
Он сказал:
"се, оставляется вам дом ваш пуст"
(Мф. 23:38).
Видишь, как оправдались Его слова?
Враги и недоброжелатели Церкви,
то есть еретики,
в каждом поколении предавались гибели, по слову Господа,
сказанному Им:
" всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится "
(Мф. 15:13),
– что и сбылось.
И именно Он Сам - первый сделал это и показал пример,
а после Его Вознесения на Небеса
блаженные апостолы,
по Его примеру,
вели борьбу с противниками Церкви.
После же, них и учители Церкви, и святые Соборы, бывавшие по временам,
утверждая их божественное учение,
всех упорствующих в ересях искореняли и предавали гибели, по написанному:
" Ты погубишь говорящих ложь "
(Пс. 5:7).
Так, все они и погибли за беззакония их.
В самом деле, где теперь те, которые, некогда, ратовали против Церкви – цари, властители и мудрецы?
Они рассеяны, истреблены, от них не осталось и следа.
Где гордость и дерзость иудеев?
Где Симон волхв, первый еретик, ученик и предтеча антихриста?
Где злое его порождение, наследник его безумия и нечестия - Монтан, вождь злых, с его двумя блудодейцами?
Где их пресловутыя таинства, о которых говорить противно, гнусные и мерзкие,
о которых и апостол говорил:
"о том, что они делают тайно, стыдно и говорить"
(Ефес.5:12)?
Где Маркион, где Валент, где Манес, где Василид, где Нерон, где Юлиан, где Арий, где Несторий?
Где все противоборствовавшие истине, о которых Церковь восклицала:
" псы окружили меня "
(Пс.21:17)?
Не погибли ли, все они?
Рассеяны они все за свои хуления и отовсюду изгнаны, как волки,
потому, что
встретили себе противников и мужественных,
против них
борцов в лице блаженных мужей – тогдашних предстоятелей Церквей:
то были истинные пастыри!
Но я вижу большое различие между тогдашними пастырями и современными.
Те были борцы, а эти беглецы;
те совершенствовались в книгах и учении, а эти изощряются в нарядах и украшениях.
Эти, как наемники оставляют овец и бегут, а те, душу свою полагали за овец по примеру Доброго Пастыря.
О, блаженные мужи, имена коих в книге жизни!
Их устрашали бесы, им угрожали еретики,
но
" заградятся уста говорящих неправду "
(Пс.62:12).
Воскликну и я, подобно Давиду, который с плачем взывал:
" где прежние милости Твои, Господи "
(Пс. 88:50)?
Скажу и я со слезами: где тот блаженный лик святителей и учителей, которые, как светочи просияли в мире, соблюдая слово жизни?
Впрочем, что мешает нам возобновить сейчас в памяти их имена, хотя бы, из многих немногие?
Ведь, самое это воспоминание о них послужит к освящению душ наших.
Где Еводий – благоухание Церкви, преемник и подражатель святых апостолов?
Где Игнатий – жилище Божие?
Где Дионисий – птица Небесная?
Где Ипполит, сладчайший и благостнейший?
Где Василий Великий, почти равный апостолам?
Где Афанасий святой, изобильный добродетелями?
Где Григорий, второй Богослов, непобедимый воин Христов и ему соименный?
Где великий Ефрем, утешитель малодушных, наставник юных, руководитель кающихся, гроза еретиков, сокровищница Духа, сосуд добродетелей?
Видите, какой собор?
И как разнятся эти святые и блаженные пастыри от нынешних?
Я знаю еще и других богоносных учителей, но на этот раз уже достаточно перечисленных.
Они душу свою, как я уже сказал, полагали за овец, а эти – современные – оставляя овец, бегут;
те сильны были в слове и в деле,
а эти – в деньгах и в стяжании лошадей, мулов, полей, стад, поваров и роскошного стола.
О подобных вещах они готовы беседовать без конца и днем, и ночью, а для словесной паствы,
за которую
предстоит им дать ответ в страшный день суда, у них не находится и слова.
Если кто спросит их о книгах, они отвечают: я беден и не в состоянии купить книг.
Между тем, перед народом они являются вовсе не бедными, но одетыми в изысканные одежды, с туго набитыми кошельками; шеи у них как у откормленных быков,
за собою они волочат толпу учеников или вернее поваров;
от избытка роскоши они – стыдно, даже и говорить – завели у себя, под видом работы, выкупленных из плена наложниц.
О, великий срам!
О, постыдная роскошь!
О, жалкое сребролюбие!
О, несытое чрево!
Отсюда-то соблазны, отсюда сплетни, дурная молва, упреки, безпорядки.
На все упреки они отвечают: я не обижаю никого, а своим имуществом могу разполагать.
Если же, кто из нечестивых еретиков начинает распространять свое безумное учение,
отвечать некому,
бороться нет охотников: все оказываются бедными, безсловесными, все убегают.
О, сребролюбие – злой корень всех зол!
При помощи богатства вы надеетесь спастись?
Но
" удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие "
(Мф. 19:24).
Утопая в роскоши и пьянстве, превозносясь гордостью, вы хотите победить ереси?
" Но, горе вам, изнеженные и сластолюбивые, щеголяющие в золоте и изысканных нарядах!
Как другим вы покажете прекрасную бедность Христа, ради нас обнищавшего и заповедавшего ученикам Своим не иметь и меди в поясах "
(Мф. 10:9)?
Вот именно прельщаетесь вы, не разумея Писаний!
Не слышите разве вы Господа, говорящего:
"блаженны нищие духом"
(Мф. 5:3),
и еще:
"горе вам, богатые"
(Лук. 6:24),
и:
"не собирайте себе сокровищ на земле"
(Мф. 6:19)!
Богатство ваше умножилось, а слово оскудело; одежды ваши тленны, о них ли, дадите вы ответ Пастыреначальнику Христу?
Ведь, вы знаете, что каждый из нас даст ответ Богу о себе самом, а вам – архиереям, иереям и дьяконам – предстоит ответ и о себе, и об овцах, сколько каждому вверено.
Смотрите же, не забудьте вверенных вам талантов!
"Внимайте себе и всему стаду"
(Деян. 20:28);
смотрите, чтобы не потерялась овца из вашего стада.
Ведь, вы знаете, что если одна овца погибнет, сделавшись добычей врага – по вашей безпечности
тогда, всей своей жизнью вы не загладите этой потери:
кровь ее Судья взыщет от руки вашей.
И действительно, на нас исполнилось пророчество это.
Сколько христиан занимается иудейскими и греческими баснями, родословиями, гаданиями, звездочетством, волшебством и талисманами?
Сколько христиан наблюдает несчастные дни и годы, приметы и сновидения, и крики птиц?
Затем, не христиане ли, купаются в источниках, погружая предварительно в них светильники?
Не христиане ли, верят во встречи, едят идоложертвенное и удавленину, едят кровь задавленных зверями и растерзанных птицами
и многое другое - тому подобное?
Как могут быть христианами те, которые допускают все это?
По какому праву осмеливаются они называть себя христианами?
Как дерзают приступать к божественным таинствам, будучи хуже язычников?
Точно также, сколько христиан держится языческих обычаев, в роде украшения лиц, приветствий, плясок, рукоплесканий, употребления мужчинами женских одежд?
При таких обычаях, какая польза человеку от того, что он именуется христианином?
Ведь, как девица, пока сохраняет свое девство, достойно и благоприлично называется девою и на самом деле дева,
но если обольстит ее, кто-нибудь и растлит, и она утратит свое девство, тогда она уже более не дева,
так и глаголемый христианин,
если он преступил завет и попрал свои обеты, и слово евангельское отверг, и живет по-язычески,
тогда ему безполезно и называться христианином,
как уже сказано.
Поймите же, возлюбленные, все, что от всего языческого отреклись мы в этих немногих словах, каждым из нас, в свое время произнесенных:
"отрицаюсь сатаны и всех дел его".
Подумай, что ты сказал:
"всех дел его".
Смотри, кому ты обещался: не ангелу, не царю земному, не князю мира сего, но Царю царствующих и Господу господствующих.
Ему ты обещался, с Ним вступил в завет и сочетался при многих свидетелях.
В руках Его и ты, и слова твои.
И настанет время – Он придет с Небес с твоим рукописанием, с твоими словами, произнесенными тобою при ангелах и людях.
Помните это, братия и блюдитесь, впредь, от дел языческих!
Послушайте, что говорит апостол:
" Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме.
Но, вы не так познали Христа "
(Еф. 4:17,18,20).
Примите к сердцу, возлюбленные, мои слова и не сообщайтесь с теми, которые так поступают.
Много, ведь, ныне сынов погибели и они еще умножаются. Берегитесь, время нынешнее лукаво, таких же и слуг оно себе избирает.
* * * *
Не удивляйтесь, если и пастыри оказываются волками. Ведь именно в беседе с епископами и пресвитерами апостол Павел говорил:
"и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно"
(Деян. 20:30).
Итак, не давайтесь в обман никому, хотя бы, кто и имел снаружи вид ангела, будучи внутри дьяволом.
Поэтому Иисус и говорит:
"берегитесь, чтобы кто не прельстил вас"
(Мф. 24:4).
И я опять повторю, то же, самое. Берегитесь от соблазна, откуда бы он ни шел – от чужих ли или от своих,
и кто бы, ни был тот, кто говорит "развращенная"
– епископ ли, пресвитер ли, дьякон ли или чтец
из тех,
" которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные "
(Мф. 7:15),
которые имеют образ благочестия, силы же его отверглись.
Вы же, возлюбленные, не вдавайтесь в заблуждение, но как приняли Господа нашего Иисуса Христа, в Нем пребывайте и Бог мира будет с вами.
Но об этом я уже говорил довольно; побеседую еще немного о признаках кончины мира и тем заключу свое слово.
Как только начинаю я говорить о кончине мира, ужас объемлет меня и я теряюсь.
Конечно, все дела Господни удивительны, велики, страшны и славны, но конец мира и таинство Второго Пришествия Господня превосходят всякое слово, всякий ум, всякую мысль, не поддаются изображению и поражают всякий слух.
Велико было желание учеников – услышать от своего Учителя о признаках кончины мира и немало усилий было ими сделано с этой целью.
Вы не один раз слышали евангельское повествование о том,
"когда же, сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века "
(Мф. 24:3)?
Заметь, благоразумие учеников. Когда они хотят спросить Господа о чем-нибудь важном, они не все вдруг обращаются к Нему, но поодиночке и говорят:
один:
скажи нам, Господи,
другой:
скажи нам, Благий,
иной:
скажи нам, Сердцеведец,
иной:
Ведущий начало и конец, скажи нам, Ведущий все - прежде его осуществления,
скажи нам, Творец веков,
скажи нам, Отец будущего века,
скажи нам,
"какой признак Твоего пришествия и кончины века",
когда Ты придешь судить живых и мертвых всей вселенной, когда упразднишь всякое начало, всякую власть и силу, когда преклонится, перед Тобою, всякое колено небесных и земных, и преисподних?
"скажи нам, какой признак Твоего пришествия",
чтобы и мы могли поведать людям о Твоем поразительном явлении.
Господь же, отвечал им:
"берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят",
"и это время близко"
(Мф. 24:4,5; Лк. 21:8).
То, что теперь совершается на глазах у нас, было тогда Им предсказано;
"и это время близко";
ныне оно уже настало, как для всех очевидно.
Видите, как Господь позаботился разоблачить еретиков и лжеучителей и показать нам скрытое в них коварство?
Отвечая на вопрос учеников о признаках Его пришествия, Он, первым из всех признаков, поставил появление ложных учителей, этих волков, расхищающих стадо Христово и предтеч антихриста.
Потом указал сопутствующие явления – войны и восстания:
восстанет народ на народ и царство на царство.
Все эти явления совершаются теперь перед нами, только значения их мы не хотим понять.
Войны в различных местах, голод, землетрясения, знамения небесные и прочее, что Он предсказал, все это в больших размерах теперь совершается перед нами, только смысл всего этого нам остается непонятным.
"Тогда",
говорит Господь,
"соблазнятся многие и друг друга будут предавать"
(Мф. 24:10).
А где теперь нет предательства? Не восстают ли, почти все, друг против друга и не ненавидят ли, друг друга?
Очевидно, это исполнилось.
Не все ли, восстают друг против друга: народ на народ, царство на царство, начальники на начальников, епископы на епископов, пресвитеры на пресвитеров, дьяконы на дьяконов, чтецы враждуют между собою, миряне между собою?
" И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь
(ст.12).
Поэтому и предрек Господь:
" изследуйте Писания "
(Иоан 5:39),
и:
" чтобы вас не ввели в заблуждение "
(Лк. 21:8).
Потом указал Он еще один признак:
"и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам"
(ст. 14).
И тогда ожидайте конца, приготовьтесь увидеть мерзость запустения, сына погибели, который произведет скорбь великую, какой не было от начала мира.
И опять говорит:
"ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных"
(ст. 24).
Заметь это:
и там, и тут лжепророки и лжеучители, и лжеапостолы антихриста, сына погибели,
которые,
возбуждаемые и вдохновляемые нечистыми духами,
являются предтечами антихриста и противника, и своею проповедью обольстят и приготовят народ к принятию сына погибели.
Поэтому, братья, Божественное Писание и тут, и там повторяет, что многие обольстители появились в мире.
Поэтому и Господь присоединил к Своим словам:
" Мне ли, не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?..
Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне "
(ст. 25).
Должно вникнуть в смысл этого изречения.
"Вот, Я наперед сказал вам" – теперь, вы не имеете отговорки.
"Вот, Я наперед сказал вам":
если кого-нибудь из вас соблазнят, теперь он будет безответен.
" Вот, Я наперед сказал вам ":
теперь ни у кого нет повода оправдываться незнанием.
"Вот, Я наперед сказал вам"
все:
"чтобы вас не ввели в заблуждение"
(Лк. 21:8).
Смотрите, не примите вместо Меня Истинного Христа – какого-нибудь лжехриста.
"Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят"
(ст. 5),
и:
"время Мое близко"
(Мф. 26:18).
Не следуйте за ними. Видите, как много говорится во святых книгах о подобных вещах?
Потому-то и я часто напоминал вам о безбожных еретиках и теперь умоляю вас: не имейте общения с ними, ни в чем решительно – ни в пище, ни в питие, не ведите с ними дружбы, ни знакомства, ни любви, ни мира.
Ведь если кто, в чем-либо подобном сходится с еретиками, тот отчуждается от кафолической Церкви.
Истинный же и искренний ученик Божий смело и громко провозглашает:
" кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема "
(Галл. 1:9),
и вместе с Давидом воспевает:
" Мне ли, не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их "
(Пс. 138:21,22).
Страшитесь и трепещите вы, разделяющие с ними братские трапезы, поспешите исправиться, чтобы нечестие ваше не погубило вас.
Вы уже слышали слова предупреждения:
" вот, Я наперед сказал вам ".
Но возвратимся к прерванному, чтобы докончить речь о кончине мира.
Скажу кратко: предсказанные Спасителем явления совершились; теперь нам остается в полной готовности ожидать дальнейшего и не требовать большего, чем указано нам в Писании.
Многие невежды и неутвержденные извращают Божественное Писание; смотрите, не верьте им.
Зло и пороки мощной волной разливаются по земле, соблазны обильны. Но смотрите, не обольщайтесь: не уклоняйтесь ни направо, ни налево, шествуйте царским путем.
Оставаясь твердыми в вере, вы, возлюбленные, никогда не будете одиноки: если не на земле, то на Небе много верных, к постоянному общению с которыми вы должны стремиться.
Там лики Ангелов, там патриархи, пророки, апостолы, евангелисты, там мученики, святые исповедники, там преподобные, просиявшие отшельнической жизнью,
одним словом
– великое множество тех, имена коих в книге жизни.
Их возлюбите, им поревнуйте, от них не отлучайтесь, память о них имейте в сердцах своих днем и ночью,
их книги постоянно держите в руках и читайте, чтобы получить от них великую пользу.
Обогащайтесь словом правды, чтобы иметь возможность и противников обличать, и суесловящих посрамлять, и еретикам заграждать уста,
и падающих вразумлять, и обращать.
Вникайте в Божественные Писания, чтобы в случаях смущения и замешательства вам не теряться, но в Божественном Писании находить твердую опору.
Никакой слабости, никакого колебания в своих мыслях не допускайте ни по какому поводу.
Если увидите многих неразумных, – не удивляйтесь: так должно быть.
Если появится много лжепророков, – вспомните слова Господа,
что
"восстанут лжехристы и лжепророки"
(Мф. 24:24).
Появятся обманщики, – вспомните, что говорил пророк:
"горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения"
(Ис.10:1).
Если увидите, что честные, верные и разумные уничижаются, а порочные и гордые, предатели и блудники пользуются успехом и благоденствуют,
то вспомните сказанное апостолом:
"злые же, люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь"
(2 Тим. 3:13).
Если увидите, что некоторые мнимые христиане гнушаются божественным Писанием,
а тех, которые проповедуют слово Божие,
ненавидят,
– вспомните, что сказал Господь:
"Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня, прежде вас возненавидел. Если Меня гнали, будут гнать и вас"
(Иоан. 15:18,20).
Если увидите, что народ сбегается к обманщикам, тайновещателям, гадателям, что распространяется учение бесовское и вопрошение нечистых духов
– не смущайтесь, не впадайте в уныние.
Даже, при виде того, что, кто-нибудь из мнимых пастырей занимается подобными делами,
не отчаивайтесь;
но, хотя,
сквозь слезы вспомните слова апостола,
что
"в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским"
(1 Тим. 4:1),
и другие слова его же:
"будет время, когда здравого учения принимать не будут,
но по своим прихотям будут избирать себе учителей,
которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням"
(2 Тим. 4:3,4).
* * * *
Когда увидите роскошные пиры со всеми их наслаждениями, ложью, шумом и безпорядочными кликами,
– вспомните слова Господа:
"Горе вам, пресыщенные ныне!
ибо взалчете.
Горе вам, смеющиеся ныне!
ибо восплачете и возрыдаете"
(Лк. 6:25).
Когда увидите пляшущих и играющих и поющих бесовские песни
– с плачем и рыданием вспомните слова Давида:
"не знают, не разумеют, во тьме ходят"
(Пс. 81:5),
и пророка Исаии:
"горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их;
а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют"
(Ис. 5:11,12).
И вообще, при виде всякого, совершающегося соблазна помните слова Господа:
"горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам;
но горе тому человеку, через которого соблазн приходит"
(Мф. 18:7: Лук. 17:1).
Но, что говорят эти люди, жестокие сердцем, преданные лжи?
Нет, говорят - зла в развлечениях.
Что вредного в игре на цитре или на чем-либо подобном.
О, крайнее безумие!
О, лукавое внушение дьявола!
Род лукавый и прелюбодейный, так-то вы воздаете Господу?
Пречистый Господь повсюду заповедал, чтобы христиане совсем не касались развлечений,
а ты говоришь:
какой вред от развлечений?
"Горе тем, которые зло называют добром и добро - злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою"
(Ис.5:20)!
Пусть скажут нам эти необузданные, из какой священной книги могут они представить доказательства, что христианину можно предаваться развлечениям?
Какие святые, какое Евангелие научило христиан так непристойничать?
Вот Вселенская и Апостольская Церковь от восхода солнца до запада, и от концов вселенной вопиет и учит,
и увещевает,
и через закон, и через пророков, и через апостолов, и устами Самого Господа,
и положительно нигде вы не найдете, чтобы христианину позволено было заниматься такими делами.
Сколько царей и властителей, и мудрецов, и благородных, и славных, и законников, и рабов, и свободных, и бедных, и богатых, и старцев, и юношей!
Кто из них всех может показать или доказать, относительно того, что христианину позволено играть на цитре или плясать, или что-либо другое делать из того, что мы указали выше?
Никто не в состоянии доказать это.
Пусть же, никто не вводит вас в заблуждение: нельзя делать этого христианину, все это чуждо Кафолической Церкви,
все это – дела, свойственные язычникам.
Никто, братья мои, вас да не обольщает: насколько вы предадитесь удовольствиям,
настолько отпадете от благодати: тогда и Христос не принесет вам никакой пользы.
Возвратимся опять к тому первому и прекрасному исповеданию, которое мы произнесли перед лицом многих свидетелей – перед ангелами, людьми и Творцом всяческих:
ведь рукописание исповедания нашего у Него на Небе,
и Он воздаст каждому
по мере того, насколько он исполнил и соблюл исповедание.
Там начертаны и обеты каждого из нас, и отречение от сатаны и сочетание со Христом, и дела наши, и поступки, и слова, и помышления, и развлечения, и забавы;
и все это принесет с Собою Христос, когда придет судить нас.
Итак, чего же вы хотите?
Солгать Ему?
Но это невозможно: и ты, и дела Твои в Его руке.
Скрыться от Него?
Но и это невозможно, так как в Его руке все концы земли и "нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его"
(Евр. 4:13);
укрыться от лица Его нет никакой возможности.
Если вы взойдете на Небо, Он там, если вы сойдете в бездну, и там Он
(Пс. 138:8).
Написано ведь,
что
"Господь творит все, что хочет, на Небесах и на земле, на морях и во всех безднах"
(Пс.134:6).
Что же нам делать, братья?
Никакого выхода нам не остается.
"Он знает тайны сердца"
(Пс. 43:22)
и утробы.
" Бежать невозможно и нет никого, кто избавил бы из руки Его "
(Ис. 43:13).
Невозможно и скрыться, так как Он держит круг земли и все живущие на ней перед Ним - не более, как саранча.
Противиться Ему невозможно, как написано:
" Ты страшен и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего "
(Пс. 75:8)?
Он, ведь, Владыка и Небесных, и земных, и преисподних, Он имеет упразднить всякое начало и власть, и могущество.
Оправдаться перед Ним, чем-нибудь, найти, какую-нибудь отговорку или извинение – невозможно,
потому что
от конца земли и до конца
божественное Писание и вопиет, и убеждает, и обличает, и вразумляет, и свидетельствует, и угрожает.
Потому и говорит Господь наш:
" Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: Я не сужу его.
Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день "
(Иоан. 12: 48,о47).
А также:
"если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем"
(Иоан. 15:22).
Вот, вы слышали, что никто не имеет извинения.
Действительно, братья, нам нет выхода.
* * * *
Но, может быть, кто-нибудь возразит мне: ты уже достаточно побранил нас в своей беседе, и печаль на нас навел, и о наказаниях напомнил, и возмездие изобразил,
и вообще
устрашил и запугал нас чрезмерно.
Согласен, что это так и знаю, что каждый из вас сам даст за себя ответ Богу, каждый пожнет то, что посеял и каждый понесет свою ношу.
Но, раз ты завел об этом речь и устрашил, и запугал нас, то покажи нам, наконец и путь ко спасению, дай средство для излечения наших недугов;
после таких ужасов порадуй нас, чем-нибудь.
Вот я хочу спастись: что мне делать?
Как достигнуть спасения?
К кому прибегнуть?
Ведь я много согрешил – и словом, делом, и вольно, и невольно, и днем, и ночью, и ежечасно.
Что же мне делать?
Где искать спасения?
К кому прибегнуть?
Я скажу тебе, к кому прибегнуть.
Блаженный Давид указал, где должно искать прибежища,
сказав:
" Бог нам прибежище и сила "
(Пс.45:2).
Это показал и Иоанн, больший всех пророков,
говоря:
" вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира "
(Иоан. 1:29).
Это же возвестил и Ангел:
" Он спасет людей Своих от грехов их "
(Мф. 1:21).
И опять пророк Давид говорит:
" Господи, к Тебе прибегаю "
(Пс. 142:9).
У Него и ты ищи прибежища – у Того, Кто сказал:
" Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию "
(Мф.9:13),
Кто сказал:
" не здоровые имеют нужду во враче, но больные "
(Лк. 5:31),
Кто сказал:
" покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное "
(Мф. 4:17),
Кто сказал:
" Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас "
(Мф. 11:28),
Кто сказал:
" приходящего ко Мне не изгоню вон "
(Иоан. 6:37),
Кто через пророка сказал:
" живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был "
(Иезек. 33:11),
Кто сказал, что Он, ли
" не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, сказываю вам, что подаст им защиту вскоре "
(Лк. 18:7,8),
Кто сказал:
" на Небесах более радости об одном грешнике кающемся "
(Лук. 15: 7,10).
К Нему прибегай с покаянием и слезами. Покайся – и не сомневайся, покайся – и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении.
На Небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь?
Ангелы ликуют, а ты понурил голову?
Ради тебя пришел врач душ, а ты скрываешь рану?
Он громко зовет:
обратитесь ко Мне, сыны человеческие, придите к Мне – и ты не спешишь на Его призыв?
Он восклицает:
" Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию "
(Мф. 9:13).
О, неизмеримое человеколюбие Владыки!
" Я пришел призвать не праведников ",
говорит,
" но грешников ".
Итак, дерзай, грешник и не отчаивайся!
Тебя пришел призвать Добрый Пастырь, ради тебя преклонил Он Небеса и сошел,
со словами:
" придите ко Мне все труждающиеся "
(Мф. 11:28),
" Я пришел призвать не праведников, но грешников "
(Мф. 9:13).
Но смотри, не возомни о себе слишком, слыша о неизреченном Его человеколюбии:
не с простым, ведь, призывом Он к тебе обращается,
но прибавляет:
" Я пришел ",
говорит,
" призвать не праведников, но грешников к покаянию ":
не на забавы, а на слезы,
не на пиры и возлияния,
а на пост, бдение и слезы,
не на пляски, увеселения и услаждения музыкой,
а на труд, скорбь и тесноту.
" Блаженны ",
говорит Он,
" плачущие, ибо они утешатся "
(Мф. 5:4),
очевидно, о грехах своих.
Итак, начни каяться.
Положи только начало и Бог кающихся будет тебе содействовать и укрепит тебя;
ты получишь от Него обильную благодать и она будет для тебя слаще меда и сота.
Пути жизни разнообразны, как написано и способов спасения много.
Каким хочешь способом, тем и воспользуйся, только спасайся.
Если можешь, раздавай милостыню;
не можешь – Бог не взыщет.
Нет у тебя ни хлеба, ни одежды?
Стань на колена, ударяй себя в грудь, плачь, рыдай, скорби, простирай руки к Небу, возведи очи твои ко Господу, постись, бодрствуй.
Это – у всякого в распоряжении и тут, ты, уж ничем отговориться не можешь.
Постарайся же, всегда этими средствами угождать Богу. Впрочем и ими нужно пользоваться осмотрительно и благоразумно;
в противном случае они окажутся безполезными, а труд твой тщетным.
* * * *
Итак, упражняясь в этих добродетелях и припадая к Богу с покаянием,
особенно тщательно наблюдай,
чтобы ни с кем не иметь вражды – этого главного препятствия к достижению твоей цели,
но, как сказал апостол Павел:
" со страхом и трепетом совершайте свое спасение "
(Филипп. 2:2)
и соблюдая заповедь Христа, гласящую:
" если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный "
согрешения ваши
(Мф. 6:14).
Если молишься Богу от всего сердца, без суеты и рассеянности, соблюдай эту Его заповедь
и оставь,
если что имеешь против кого-либо.
Ты хочешь, чтобы тебе отпущены были твои грехи?
Прости и ты ближнему своему его грехи против тебя. Если не отпустишь грехов брата твоего и твоих не отпустит Господь,
потому что Он сказал:
" если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших "
(Мф. 6:15).
И мы знаем все, что Он не обманет, потому что Он неложен и верен во всех словах Своих.
Затем, будь готов к тому, что Господь каждый день может потребовать твою душу.
Не делай так, чтобы сегодня покаяться,
а завтра забыть об этом,
сегодня плакать,
а завтра плясать,
сегодня поститься,
а завтра упиваться вином, до такой степени, что и ноги не держат,
сегодня бодрствовать,
а завтра пасть;
но заботься о своем спасении так, чтобы быть увенчанным.
Будь верен добродетели, не уклоняйся от подвига, чтобы не лишиться венца.
Все удовольствия мира сего, его славу – отвергни с ненавистью и скажи вместе с Давидом:
" Ненавижу ложь и гнушаюсь ею, закон же, Твой люблю. От всякого злого пути удерживаю ноги мои. Я клялся хранить заповеди Твои "
(Пс. 118: 163,101,106).
Постарайся же, всегда быть готовым, чтобы когда ни придет Тот, кто потребует душу твою, всегда нашел бы тебя готовым в покаянии
и я ручаюсь тебе,
что тогда
Он не отлучит тебя от части спасаемых.
Соблюдай всегда заповедь Господню:
" бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение "
(Мф. 26:41),
и еще:
" будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий "
(Мф. 24:44).
Тоже внушает и апостол:
" непрестанно молитесь "
(1 Фес. 5:17).
Вдумайтесь, что это значит:
" непрестанно ".
Это значит:
всегда, во всякое время и днем, и ночью, и вечером, и утром, и в по всякий час, и за работой, и в пути, и в поле, и за сохой, и ложась спать, и вставая от сна.
Не откладывай молитву на воскресенье или на праздник, не выбирай для нее места.
Божество не ограничивается местом:
" в Его руке глубины земли "
(Пс. 94:4).
Поэтому и пророк Давид, молясь каждый день и каждую ночь, не разбирал ни дня, ни места, но со слезами говорил и побуждал сам себя:
" во всех местах владычества Его, благослови, душа моя, Господа "
(Пс. 102:22).
Так и вы, возлюбленные, не ждите известного часа или дня, не стесняйтесь местом, но, как было уже сказано, на всяком месте
– и дома молитесь, и в церковь, придя молитесь, и где бы не пришлось молитесь, на всяком месте владычества Его.
" Внимайте сему, все живущие во вселенной "
(Пс. 48:2),
" богатый, равно как бедный "
(ст.3),
мужчины и женщины, толпы народа, юноши и девицы, старые и молодые, цари земные и все судии земли,
послушайте написанное:
" время уже коротко, так что, имеющие жен должны быть, как не имеющие "
(1 Кор. 7:29).
Отвергнувши
" нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа "
(Тит. 2:12,13).
Поминайте меня всегда, братья и держитесь преданий, которые получили вы от блаженных мужей-пророков и апостолов
– и от Самого Господа всяческих.
Примером злострадания и великодушия да послужат вам пророки,
терпения – Иов,
целомудрия – Иосиф,
благоразумия – Даниил,
любви – Сам Господь наш Иисус Христос, Который Себя за нас предал,
покаяния – богоотец Давид.
Вот вам образец покаяния, призывающий и убеждающий вас такими словами:
" придите, дети, послушайте меня "
(Пс. 33:12),
и я научу вас покаянию:
ведь я сам, некогда, поддался соблазну, но восстал посредством покаяния и знаю по опыту человеколюбие Владыки,
знаю,
как с распростертыми объятиями принимает Он тех, кто искренно кается.
Невозможно, ведь, чтобы Господь солгал, а я слышал, как говорил Он:
" не переменю того, что вышло из уст Моих "
(Пс. 88:35).
" Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут "
(Мф. 24:35).
" Однажды Я поклялся святостью Моею "
(Пс. 88:36).
" Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника "
(Иезек. 33:11).
Слышали вы, что Самим Собою поклялся Человеколюбец?
Поэтому, всех умоляю:
" придите, дети, послушайте меня ",
и пока есть еще время, поспешим, прежде, чем наступит день Господень великий:
" предстанем лицу Его со славословием. Приидите, поклонимся и припадем пред лицем Господа, Творца нашего "
(Пс. 94:2,6).
Так как, Он сотворил нас, то, Сам же
" Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим "
(Пс. 66:2).
Он есть - Бог кающихся, Он принимает нас кающихся, Он и пасет нас.
Ему слава и держава, и всякое благодарение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8