На эфире мы касались темы идентификации, независимости, свободы ребёнка и границ свободы. Я подумала, что не успела затронуть тему уникальности. Удивительно, что то, что совершенно в нас уникально – мы иногда считаем своим недостатком. То, что может восприниматься «слабостью» (своей и детей), может ведь оказаться нашим даром.
Я спрашиваю у детей и взрослых: «В чём твоя уникальность?» (В детском варианте это звучит «В чём твоя суперсила?»)
В игре «Хвастушки» я прошу детей и взрослых: «Попробуйте по очереди сказать о себе: ”а Я...а Я – (научился, умею, знаю, могу, делаю, позволяю и т.п.) ”». Причём нельзя говорить «А я лучше всех. А я лучше, чем… А у меня....». Важно говорить только о себе. Не сравнивая. Правду. Не о подвигах. О самых простых вещах.
Мы привыкли ощущать ценность, только когда совершаем «подвиги», упуская каждое маленькое обретение и шаг: «А я умею варить борщ, а я сегодня сделал зарядку, а я печатаю быстро компьютере, а я считаю без калькулятора, а я умею ездить на велосипеде, а я сегодня сделал то, что долго откладывал». Каждая эта «простая» фраза – терапевтична. Это – присвоение себе силы. Той, которую мы потеряли где-то в года 3-4, когда нам говорили: «Я – последняя буква в алфавите».
Примерно в 4 года дети хвастаются, они ищут и осваивают силу своего «Я». Мы учим их фокусироваться на себе и своих «победах», стараясь не сравнивать себя с другими. Стараясь, помимо внимательности к ошибкам, фиксировать внимание на том, что получается. Когда мы росли, чаще обращали внимание на то, что не получалось. И нам сложно смотреть на себя, «не докапываясь», говорить о себе и других без «да, но...»
И наше поколение говорит: «ой, это так неприлично (непривычно, сложно, эгоистично) говорить о себе». И пользуется услугами специалистов, которые помогают понять, как «продающе» говорить и привлекать к себе внимание. Но ведь если сам человек не ощущает своей ценности, за всеми профессиональными, правильно выстроенными словами и картинками – всё же нет силы.
Я помню, как много лет назад на приём пришла девочка, почти подросток. У неё был седой локон (как у принцессы Анны из мультфильма «холодное сердце»). Она его очень стеснялась. Ее дразнили «Баба Яга». Мы тогда сочинили с ней сказку «Дар белой пряди». О том, что эта прядь – не проклятие, а знак силы. Она справилась с болезнью – и получила «знак отличия», символ того, что сможет справиться со всем. И эта прядь сделала её более чувствительной к «белым прядям» других людей. Эта девочка уже совсем взрослая, живёт в другой стране, психолог, работает в теме инклюзии. Писала, что муж «узнал» её по белой пряди. Эта прядь стала её счастливым знаком. И именно на неё откликаются в первую очередь дети, с которыми она работает.
Маркетологи говорят: «Будь узнаваем». Наши «белые пряди» – то, чего мы стесняемся, – ведь правда подарок, обеспечивающий нам узнавание.
Моя «белая прядь» – голос. Он выше по частоте, чем обычные голоса. Раньше я его стеснялась, пыталась с ним что-то делать – сделать ниже, «взрослее». У меня есть много смешных историй о том, как меня и сейчас по телефону или у двери просят «позвать кого-то из взрослых». А сейчас голос – один из моих инструментов.
Сегодня в такси, в тот момент, когда я рассказывала знакомой по телефону, как во время эфира на Вайбер ведущим пришёл комментарий «Как вы пустили в эфир ребёнка, разве человек с таким голосом может быть авторитетен?» – мне пришло сообщение: «Слушала вас по радио. Сразу узнала вас по голосу». А водитель, когда я повесила трубку, провернулся ко мне со словами: «Говорите, пожалуйста, не молчите – ваш голос так успокаивает».
Наши суперсилы не всем будут нравиться, наши «белые пряди» могут вызывать у кого-то смех, страх и неприятие. Но это то, что точно часть нашей Уникальности.
Светлана Ройз
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1