Этим постом я бы хотел показать отношение к Имаму Шамилю со стороны своего народа - Ногаев.
Контакты Шамиля с ногаями наблюдаются ещё до начала Кавказской войны. Так, он в 1823 г. вместе с Гази-Мухаммадом приезжал обучать ногайских детей Корану. Однако, Шамиль пробыл среди ногаев не долго, так как вскоре пришло известие о кончине отца Гази-Мухаммада и они оба отправились домой.
Активное участие ногаев в Кавказской войне пришлось больше на время Имамата Гази Мухаммада, когда кумыки и ногаи Засулакской равнины подняли восстание. Однако, и во время Имамата Шамиля в ногаи уходили в горы и активно участвовали в жизни государства. Так, со слов Убайдат, внучки известного сподвижника Шамиля Султанбека известно о ногайском учёном мухаджире Оразбае в селении Дылым, который знал множество языков и преподавал арабский, астрономию и медицину.
Будучи кочевниками и коренными жителями северокавказских равнин, ногайцы выполняли роль проводников для посланников Османского девлета на Восточный Кавказ, а также проводили людей Шамиля. Так, из рапорта капитана Симонича нам известно, что наиба Шамиля в Черкессии Мухаммад Амина провели из Чечни в Черкессию именно ногайские абреки.
Всенародная любовь к имени и делам Шамиля, его предшественникам и сподвижникам рождала у ногаев легенды и предания, пословицы и поговорки, героико-исторические песни. Так, среди ногаев бытует героическое сказание "Шейх Шамиль", записанное знаменитым просветителем Абдул-Хамидом Джанибековым в сборнике "Соьз Казнасы". В этом сказании повествуется о становлении и событиях, пережитых Шамилем вплоть до переноса столицы Имамата в Ведено.
Ещё одним проявлением почтения и доброй памяти к Имаму Шамилю среди ногаев является распространенность имени Шамиль в нашем народе.
Алим Махсутов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев