Проводы по старинке: история из глубинки.
В нашей деревне Заречье смерть всегда встречали с особым почтением. Не то чтобы ждали её, но готовились загодя – такова была традиция, доставшаяся нам от прабабушек. Я расскажу историю о том, как мы провожали бабу Настю, последнюю деревенскую травницу.
Баба Настя дожила до девяноста трех лет. Всю жизнь лечила людей травами, принимала роды, знала, какой отвар от какой хвори помогает. К ней ездили даже из райцентра, когда официальная медицина оказывалась бессильна. А она никому не отказывала – лечила, выхаживала, советовала.
Когда пришло её время, она сама это почувствовала. За неделю до того собрала нас, своих помощниц, и передала последние знания – какие травы собирать, как готовить, кому что нужно будет после её ухода. Достала из сундука отрез белого льняного полотна, который берегла "на смерть", и попросила сшить ей погребальную одежду по старинному обычаю.
В ночь на Покров она тихо ушла во сне. Никакой суеты не было – всё шло по извечному порядку. Соседка Марья Петровна, которая всегда обмывала покойных, пришла сама, едва узнала новость. Принесла с собой можжевеловые веточки – окуривать избу. Дочь бабы Насти, Татьяна, достала приготовленную одежду, полотенца, монеты для откупа.
Тут и отличие от городских похорон проявилось – никто не звонил в специальные службы, не заказывал агента. Всё делали всем миром. Мужики сразу отправились доски готовить для гроба – у нас в деревне до сих пор их сами делают. Василий Кузьмич, плотник, всю ночь работал – говорил, для бабы Насти последний дом должен быть особенным.
В доме собрались женщины на ночные бдения. Пели старинные песни-плачи, вспоминали, как баба Настя помогала каждой семье. Кому ребёночка выходила от младенческой хвори, кому мужа от запоя травами отвадила, кому роды тяжёлые принимала.
Три дня прощались по всем правилам. На поминки собралась вся деревня и приезжие, кого баба Настя когда-то лечила. Стол накрывали не по современному обычаю – с ресторанными салатами, а по старинке: кутья, блины, кисель овсяный, щи постные, рыба печёная.
Хоронили на старом погосте, где её родные лежат. Гроб несли на полотенцах, которые потом раздали тем, кто нёс. До сих пор у меня хранится то полотенце – домотканое, с вышитыми травами по краю, бабой Настей ещё приготовленное.
После похорон открылась особая шкатулка, куда она складывала записки с рецептами травяных сборов – каждому из тех, кому доверяла продолжать её дело, досталась своя записка с наказом, как лечить и кому помогать.
Деньги на похороны не собирали – всё было приготовлено заранее. У бабы Насти в сундуке лежал отдельный узелок с "похоронными" – так исстари повелось, чтобы детям не в тягость было. А что осталось – раздали тем, кто помогал в последние дни.
Сейчас, когда я пишу эту историю, понимаю, что мы были свидетелями ухода целой эпохи. Теперь всё больше по-городскому хоронят, с агентствами и формальностями. Но память о том, как провожали бабу Настю, храним. И травы собираем, как она учила, и людям помогаем – по её заветам.
А на её могиле каждую весну сами собой вырастают целебные травы – говорят, это её душа продолжает людям помогать. Может, и правда так – кто знает? В деревне ведь многое по-другому бывает, чем в городе. Здесь и смерть не конец, а просто переход в иной мир, откуда наши предки за нами приглядывают и помогают, чем могут.
Нет комментариев