)
Памятник Дзаугу Бугулову. Владикавказ(Осетины, нисколько не сомневаясь в своих действиях, поставили внушительный памятник некоему, скорее ими вымышленному, историческому персонажу Дзаугу Бугулову - якобы чуть ли не основателю Владикавказа. Сделано это на площади Штыба, на правом берегу Терека, на историческом месте.
Ну что ж, осетины, примите на это ваше действие ингушский ответ).
На брегу Владикавказа,
Как засланник, как зараза,
Истукан из камня встал,
Где ингуш стада держал.
Говорят – Дзауг Бугулов[1], –
Вроде был погонщик мулов,
Но ему придали тут
Важность – будто Робин Гуд.
Разодели это чудо,
Будто князь – не то, что юдо:
И черкеска с газырём,
И папаха – всё при нём.
Неизвестно, у кого же
Он стащил наряд сей гоже…
Видно, был у ингуша
Как-то в роли батрака.
Или может быть другое –
Мог и так собрать такое,
Когда в доле батрака
Пас овец наверняка.
Ведь известно из былого
И про Дзауга такого:
Он пришёл из гор сюда
Ингушей пасти стада.
И не только это дело
У него справлялось смело:
Он и мулами порой
Управлял, ведя домой.
Потому и приютили,
Хлебом-солью накормили,
Как и водится в горах,
Поселили на пайках.
Был Дзауг работник нужный
И в трудах своих прилежный;
Оттого нашлось ему
Чем разжиться самому.
Так позволили селяне,
Чтоб пришли к ним поселяне
С гор Осетии, сюда,
Как подмога для труда.
Но никто не думал даже,
Чем для них то станет позже.
Ведь не верилось тогда,
Что всё это навсегда.
Оттого и встал сегодня
Истукан из бронзы, камня,
Всё на свете переврав, –
Будто идол для забав.
Вот, добавили для сказу
Бредни, чтоб прибавить славу,
Будто это вот село
Им заложено само.
Постарался очень шустро
Сочинять кто любит быстро,
И, как можно, привирать,
Ложь за правду выдавать.
Это всё так интересно –
Жить, когда везде уместно
Правду ложью разбавлять,
Цирк в реальность превращать.
Но при всём при том я тоже
Задаюсь вопросом всё же:
Как неграмотный бедняк
Мог такое основать?
Ведь известно всем на свете,
Что ингуш тут жил на месте,
И причём тут осетин,
Раз хозяин есть один?
Также всем известно тоже, –
Потому и врать негоже, –
Что про град Владикавказ
Был царя Руси Указ.
Так смешно, и в самом деле,
Быть шутом – по крайней мере.
Но шутом для пастуха
Разве быть не чепуха?
Оттого и мне забавно
Это всё высмеять славно,
Чтоб пастух не плутовал,
И народу чтоб не лгал.
А пока – большой зараза,
На брегу Владикавказа
Истуканом важно встал,
Где ингуш стада держал.
Для чего поставлен тут он,
И кому здесь очень нужен? –
Верно даже, что ему
Невдомёк и самому.
Может, просто отступился;
В дебрях козней заблудился;
Может, он от стад отстал
Или просто заплутал?
Ничего. Мы всё исправим –
Путь ему домой укажем,
Чтобы более не врал,
На чужбине не блуждал.
Январь 2012 г.
[1] В центральной, исторической части Владикавказа, на площади Штыба, в спорной с ингушами части города, установлен памятник некоему Заугу Бугулову, осетину, мифическому «основателю первого (осетинского) поселения» на месте нынешнего города Владикавказ, что является исторической неправдой.
Между тем, практически во всех хрониках края говорится, что русская крепость Владикавказская заложена близ ингушского поселения Заур-ков (Заур-коу). А Зауг Бугулов, по различным свидетельствам, характеризуется только в качестве «беглого осетина» (то ли по кровной мести, то ли по иной причине), которого приютили и позволили подселиться местные ингуши, т.е. жители уже существовавшего ингушского поселения, согласно горским адатам «добрососедства», и, естественно, сей персонаж не мог стать сам «основателем первого поселения» или же быть просто «первым поселенцем» на этом месте.
Появление памятника вопреки исторической правде, явилось раздражающим фактором и, соответственно, ингушской общественностью воспринято как провокация.
Данное стихотворение является всего лишь реакцией ингуша на этот провокационный вызов.
ВОТ ССЫЛКА НА ЭТОТ МАТЕРИАЛ:
http://aslan-kuazo.livejournal.com/223696.html#js-dlg http://maga-gorec.livejournal.com/40451.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев