19 СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА
В четверг, 19 сентября, наша страна будет в десятый раз официально отмечать День Государственного флага. В свое время, в 2014 году, было принято решение об учреждении данного праздника, а поскольку точная историческая дата создания национального триколора неизвестна, было принято решение учредить его в преддверии празднования Дня Республики.
Немного истории
Отождествление цветов национального стяга берет свое начало с древних веков. При этом считается, что современный осетинский триколор, как отражение трехфункциональности осетинского мировоззрения через цветовую идентификацию, был создан историком, лидером движения за независимость Южной Осетии Аланом Чочиевым. Ему принадлежит и ввод в повседневность триколора, как национального флага. Также есть версия «расшифровки» цветов национального флага другим выдающимся историком Ю. Гаглойты. Как бы то ни было, известно, что осетинский триколор утверждался коллегиальным решением на заседании национального общественного объединения «Адæмон Ныхас». Были разные предложения по поводу размещения цветовых символов на поле флага, однако мнение А.Чочиева оказалось решающим. Сегодня последовательность цветов на стяге следующая: белый-красный-золотой.
В новое время впервые осетинский триколор появляется на улицах Цхинвала в мае 1989 года. Одним из первых его водрузили на здание Государственного драматического театра. Возможно, в том числе и по этой причине право нахождения государственного флага над этим учреждением культуры специально оговорено в законе о государственном флаге. Ведь такой эксклюзивности не имеют ни Национальный музей, ни ансамбль танца и песни «Симд».
После, на проходящих в октябре того же 1989 года торжествах в честь 130-летия поэта и основоположника современного литературного осетинского языка К. Хетагурова новый флаг развевался на высотах над селением, где родился поэт. Его сюда привезли активисты национального движения «Адæмон Ныхас» из Южной Осетии. Осетинский триколор появляется и месяц спустя, 23 ноября 1989 года, когда произошло первое в новое время народное противостояние против грузин на подступах к Цхинвалу…
Вскоре осетинский триколор обрел и государственный статус. Внешний вид государственного флага Республики Южная Осетия был прописан в Конституции и подтвержден законом о государственном флаге в 1992 году. Праздновать же подобный день мы стали значительно позже. 19 сентября 2014 года отдельным указом Президента РЮО был определен как День Государственного флага РЮО. Он внесен в календарь праздничных дней и памятных дат страны. Центральным мероприятием этого дня является официальная церемония поднятия Государственного флага.
В первый год в реализации сценария праздника конкретное участие приняла и наша редакция. По идее редактора «Республики» А. Кочиева, церемония стартовала с южной стороны въезда в город Цхинвал, где в ноябре 1989 года небольшой группой молодых защитников Отечества была остановлена многотысячная орда грузинских неформалов. На этом месте ныне установлен памятный камень. У его основания и началась обновленная церемония. Покрыв камень осетинским триколором, в почетном карауле вокруг него встали представители молодого поколения защитников Отечества, продолжатели дела тех, кто в далеком 1989 году, сомкнув ряды, преградил дорогу в Цхинвал колонне грузинских неофашистов. Замминистра МВД М.Пухаев обратился к представителям нового поколения воинов из разного рода войск с призывом чтить традиции осетинского воинства и беречь честь и неприкосновенность государственного знамени. После этого знаменосцы, поднявшись на броню БТР и держа в руках государственный флаг, с соответствующим сопровождением направились на Театральную площадь. Здесь уже собрались представители власти, общественность Республики, чтобы стать свидетелями торжественного момента. Под звуки государственного гимна трехцветный флаг широким полотнищем развился в небе.
В последующие годы были узаконены новые положения в отношении государственного флага. 4 марта 2019 года вступил в силу Конституционный закон РЮО «О Государственном флаге Республики Южная Осетия». Только вот сама церемония, к сожалению, почему-то подзабыта и все ограничивается простым поднятием государственного флага.
М.БАГАЕВ
***
ЦВЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ФЛАГА
Флаг – один из древнейших символов, дошедших до наших дней. У многих народов он сохранился как символ единства, непоколебимости, боевой доблести… В этом смысле показателен и осетинский трехцветный флаг.
Как отмечает Ю.С. Гаглойти, символика трех цветов – белого, красного и желтого – восходит к глубокой архаике – к трехфункциональности скифского, легендарного нартского и средневекового осетинского общества. Отголоски этой трехфункциональности дошли до нас в пережиточных формах, зафиксированных в этнографии осетин.
У соседей осетин – сванов, имеется так называемый флаг «лем». По описанию В.В.Бардавелидзе, полотнище «сшито из желтой шелковой материи и имеет зооморфную форму...». При спокойном положении изображение висит на древке бесформенной массой, а при движении знамени оно наполняется воздухом, вздувается и принимает форму животного. Есть несколько версий о происхождении этого типа знамени, одна из которых заслуживает пристального внимания. По этой версии, знамя «лем» было отнято у «татар» во время их поражения и бегства из Сванетии. Организаторами нашествия, или, скорее всего набега, были, по-видимому, северные соседи сванов – аланы, подвергшиеся позднее тюркизации, а еще позднее ставшие мусульманами (балкарцы и карачаевцы), то есть, по народным представлениям, – татарами. Еще недавно их называли «горскими татарами». В XII – начале XIII века (во время царицы Тамары) или в XIII-XIV веках (эпоха тaтаро-монгольского нашествия) на севере от сванов жили аланы, у которых, как было отмечено выше, ранее, чем в XII-XIII веках зафиксированы воинские знамена в виде зооморфных значков-флагов.
Знаменательно, что сванское знамя «лем» было разных цветов. Интересны и сами цвета. По словам 87-летнего Алексея Джапаридзе, записанным В. В. Бардавелидзе, за свою жизнь ему пришлось держать знамя «лем» сначала красного цвета, затем белого, а в последствии он видел желтое знамя. Цвета знамени «лем» вряд ли зависели от прихоти или вкусов мастериц, вышивавших его. Надо полагать, что цвета – белый, желтый, красный – были даже каноническими.
В связи с использованием этих цветов для ритуального флага или знамени мы допускаем прямое заимствование знамени «лем» сванами у средневековых алан-осетин. Базируясь на этой рабочей гипотезе обратимся к цветовой символике осетинских культовых памятников-дзуаров. В самом деле, среди разного рода дзуаров у осетин обнаруживаются дзуары с цветовыми обозначениями. Например, Урс-дзуар – «Белое святилище» и Сырх-дзуар – «Красное святилище». Что касается дзуара желтого цвета, то такого святилища нет, но зато есть Сыгъзæрин-дзуар, то есть «Золотое святилище» (ущелье Сба Дзауского района). Для «Золотого святилища» цветовым воплощением становится желтый. Таким образом, цветовая символика осетинских дзуаров была также обусловлена особым отношением к этим трем цветам. Правда, есть среди святилищ и Сау-дзуар – черное, но оно выпадает из общего ряда, а, кроме того, черные траурные флаги существовали сами по себе.
Таким образом, белый, красный и желтый (золотой) были священными для осетин. Эти три цвета осетинской народной символики отразили или символизировали различные аспекты или ипостаси ФАРНа – благость, доблесть и изобилие, и вполне заслуженно или правомерно олицетворяют осетинский национальный флаг.
РУСЛАН ДЗАТТИАТЫ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев