ВЛАДЕЛЕЦ ВОЛШЕБНЫХ КЛЮЧЕЙ
На столе больших размеров цветная фотография — кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». В кадре актриса Л. Хитяева‚ играющая Солоху‚ и
Г. Мипляр — Черт. Самый обыкновенный черт: маленькие рожки и пятачок вместо носа.
— Не страшно? — спрашиваю соседскую первоклассницу Галю, которая, как и я, пришла в гости к заслуженному артисту республики Георгию Францевичу Милляру.
— Ничуточки. Даже интересно!
Актер берет карандаш и рисует на обороте фотоснимка «автопортрет»—точную копию Черта. Еще несколько взмахов пера — и рядом ложится профиль
Бабы- Яги из фильма «Морозко».
Юная почитательница актера-сказочника благодарит за подарок и уносит ценный сувенир, чтобы скорее показать его одноклассникам.
...Стены небольшой, уютной комнаты увешаны фотографиями сказочных персонажей.
Я смотрю на хозяина этой комнаты. Легкая лукавинка в серых, добрых глазах, прищуренных в чуть скептической полуусмешке.
Говорим о фильме-сказке.
— Пока не изжит порок, нужна сказка, в которой присутствует сатирическое начало. Сатира выжигает порок, юмор выметает его прочь. Что осмеяно, то не может быть опасным. Если у сказки отнять смех, то она сразу же оторвется от
своих народных корней‚— говорит Георгий Францевич.
Сатира охотнее всего облачается в эксцентрическую форму, В двадцатые годы Милляр учился актерскому мастерству, состоя в труппе театра Революции, где молодой еще Сергей Мартинсон преподавал тогда танец и пантомиму. Он обратил внимание на талантливого «юниора» и помог молодому Милляру утвердить себя в эксцентрическом амплуа.
Гротеск‚ эксцентрика требуют особого, я бы сказал, самоотверженного таланта. В записной книжке Милляра есть такой афоризм: «Эксцентрика—это мужественное искусство смеяться над самим собой». Сатира питает искусство актера. Сатирический персонаж, воплощенный Милляром на экране, запоминается благодаря точной обрисовке характера, разоблачительной силе актерской игры.
Памятны такие «герои» Милпяра, как Писарь в «майской ночи», пьяный фашист в «Судьбе человека» С. Бондарчука, Бабка-сплетница в «Ночи перед рождеством», Чиновник в новом фильме «Веселые расплюевские дни» режиссеров Э. Гарина и Х. Локшиной.
Но прежде всего — сказка. Любимый кинорежиссер артиста Милляра—Александр Роу. Любимый артист кинорежиссера Роу — Георгий Милляр. Тринадцать фильмов снял заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Роу с участием Г. Ф. Милляра, причем в некоторых картинах актер исполняет две-три роли.
Самый первый фильм-сказка Роу и Милляра был сделан еще «при царе Горохе»—в 1938 году. Назывался он «По щучьему велению». Милляр играл в нем «маленького да плюгавенького» царя Гороха.
В военные годы на экраны страны был выпущен фильм «Кащей Бессмертный», созданный по мотивам народных сказок и былин. Главную роль в этой сказке играл Милляр. Отвратителен внешний облик Кащея, «монументального негодяя». Нетрудно было узнать в этом персонаже этакого
кровавого «рыцаря» средневековья, прапрадеда обыкновенного фашиста.
Образ Кащея сатирически символизировал холодную злобу на мир, человеконенавистничество, стремление к мировому господству.
Фильм вышел к моменту развернутого наступления советских войск против гитлеровцев. Он имел огромный успех.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
СОВЕТСКОГО КИНО!