02 "Мы знаем рецепт "What a Wonderful World"..." Радио JAZZ С профессиональным праздником всех сопричастных!
ДЖАЗ-РАДИО в РОССИИ В 1926 г. по СССР впервые гастролировали подлинные носители джазового искусства - сначала ансамбль Jazz Kings Бенни Пэйтона с Сиднеем Беше; а затем составленный из афроамериканских музыкантов оркестр Сэма Вудинга, который работал в рамках европейского эстрадного ревю The Chocolate Kiddies.
Гастроли американских джазменов по СССР произвели глубочайшее впечатление на те несколько десятков музыкантов, которые составляли к тому моменту советское джазовое сообщество. Широкой публикой, тем не менее, эти гастроли оказались восприняты весьма вяло: советская аудитория не была готова к американскому джазу и воспринимала выступления "негров", как их именовала тогдашняя пресса, чисто поверхностно - как музыкальный цирк и эксцентрику. Примерно к этому же периоду относится и первое появление отечественных джазовых музыкантов на радио - выступления "АМА-джаза" пианиста Александра Цфасмана на Московском радио, 1927. Оригинальная запись 1928 года, упомянутая в романе "Мастер и Маргарита":
К 1928 г. определяется и официальное "идейное" отношение к джазу, и не без помощи газеты "Правда". Выходит статья пролетарского писателя Максима Горького "О музыке толстых". Писатель в едких выражениях и гипертрофированно-уничижительных образах описывал якобы услышанную им по радио танцевальную музыку в исполнении некоего "джаз-банда негров", которая, по мнению "Буревестника революции", провоцировала слушателей - "толстых людей", собирающихся в "великолепных кабаках культурных стран", которые, повинуясь ритму этой музыки, "цинически двигая бёдрами, грязнят, симулируют акт оплодотворения мужчиной женщины". Макабрические образы Горького вошли в историю как символ полного отвержения, абсолютного эстетического отторжения непривычной музыки:
Но конец 20-х был ещё достаточно либеральным временем: джаз продолжал звучать по радио...около трёх с половиной десятилетий, до хрущёвской "оттепели". Сами участники джазового процесса практически не выступали в средствах массовой информации. Одно из немногих исключений - деятельность Сергея Колбасьева, у которого собирались музыканты, он проигрывал им пластинки из своей коллекции и записи с радиоэфира, которые делал на собственноручно изготовленном новаторском записывающем устройстве, рассказывал о западных джазменах. В течение почти двух лет регулярно выступал на Ленинградском радио с просветительской передачей "Беседы о джазе". см.Тему Знаменитый моряк Сергей Колбасьев - первый энтузиаст джаза
https://ok.ru/yeslivashe/topic/162736305649078
Ещё 1957 г. в советском радиовещании дебютировал как автор программ о музыке выпускник Московской консерватории, музыковед Аркадий Петров, первоначально - на "иновещании" (каналах дальнего пропагандистского вещания на иностранных языках, предназначенного для зарубежных слушателей), затем на нацеленном на молодёжную аудиторию радиоканале "Юность". Именно на "Юности" в 1965-67 гг. он продюсировал и вёл (зачастую совместно с Леонидом Переверзевым и/ или Алексеем Баташёвым) первую на Всесоюзном радио джазовую программу "Радиоклуб Метроном" - часовую передачу, где постоянно звучали выступления лучших отечественных джазовых музыкантов, специально записанные Петровым как продюсером в концертной студии Радиодома. Всего в эфир вышло 97 программ. На фото: Леонид Переверзев, Аркадий Петров, Алексей Баташёв. Встреча с радиослушателями.
Дебют в 1959 г. в журнале "Советская музыка" 29-летнего искусствоведа Леонида Переверзева в качестве джазового журналиста следует считать подлинным началом новой эпохи в русскоязычной джазовой журналистике: публикации в десятках газет и журналов по всей стране, цикл лекций о джазе в Политехническом музее в 1965-67 гг., цикл телепрограмм "Джаз вчера и сегодня" по Московскому каналу ЦТ совместно с Алексеем Баташёвым и Аркадием Петровым.
На фото: Заседание первого в СССР джаз-клуба: Владимир Фейертаг, Сергей Лавровский, Вадим Юрченков, Аркадий Мемхес.
Музыковед Владимир Фейертаг - патриарх российской джазовой журналистики. На протяжении 1960-70-х гг. Владимир Борисович регулярно публиковался как джазовый журналист; с 1995 г. вёл две авторские программы на радио - "Полчаса с классическим джазом" на радио "Петербург" и "У патефона Владимир Фейертаг" - радио "Россия"
В сентябре 1967 г. в связи с ужесточением идеологической линии выход "Метронома" был прекращён, однако Петрову удавалось время от времени записывать советских джазменов в радиостудии вплоть до 1973 г., когда новый председатель Гостелерадио Сергей Лапин разогнал джаз-оркестр Радиокомитета п/у Вадима Людвиковского и уволил Петрова. Аркадию Евгеньевичу удалось небывалое - он вынес из Радиодома буквально в авоське несколько десятков километров магнитной ленты со значительной частью сделанных им записей и спас их от уничтожения, подарив музыкальному училищу им. Гнесиных. Впоследствии, уже в 2000-е гг., большая часть уцелевших записей была оцифрована преподавателями нынешнего Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства на Ордынке.
С подачи Аркадия Петрова в 1970 г. дебютировал как джазовый радиоведущий и джазовый журналист московский искусствовед Дмитрий Ухов, который в течение десятилетия делал радиопрограммы в основном для радио "Юность".
Первые годы в новой России характеризовались бурным развитием рынка частного радиовещания, в котором поначалу нашли себе место многие авторы из числа кадров русскоязычной джазовой журналистики, а с середины 90-х начали дебютировать и новые имена.
1 октября 1995 г., в 73-й день рождения российского джаза, в Москве на волнах "Радио Надежда" состоялась первая эфирная встреча ведущих радиопрограмм, в которой участвовали Дмитрий Ухов , Михаил Митропольский, Вадим Гусев, Михаил Иконников, Андрей Соловьёв и Константин Волков. Вадим Гусев, впоследствии оставивший джазовую стилистику и ставший одним из создателей "Радио Шансон", участия в этих встречах больше никогда не принимал, зато участвовал Алексей Колосов "Радио России", Аркадий Петров и др. На "Радио РаКурс" на основе этих встреч была создана специальная часовая разговорная программа о джазе "Джем-клуб" (1996-97), в которой ведущий Константин Волков продолжал обсуждать заявленные в общих встречах джазовых радиоведущих темы уже с каждым из участников этих встреч по отдельности. Эта активность привела к созданию в конце 1997 г. Московской ассоциации джазовых журналистов.
Mike Ellis in Jam Club on Radio Rakurs Июнь 1997, студия РаКурса. Слева направо: американский саксофонист Майк Эллис, соавтор "Джазовых новостей" Фёдор Случевский и ведущий Константин Волков. Единственное сохранившееся фото с программы "Джем-клуб".
К моменту российского экономического кризиса 1998 г. прекратило существование "Радио РаКурс" вместе с джазовыми программами Андрея Соловьёва и Константина Волкова, к 1997 году занимавшими до шести часов в неделю (включая не имевшую аналогов еженедельную программу "Московский свинг" - цикл живых концертов российских джазовых ансамблей в прямом эфире, которые из маленькой концертной студии "Ракурса" вёл по субботам Константин Волков).
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2