Правильное различение цветов и их оттенков характеризует нормальное цветовое зрение. Согласно одной из наиболее принятых теорий цветового зрения Ломоносова — Юнга — Гельмгольца, глаз человека чувствителен к восприятию красного, зеленого и синего цветов (трехкомпонентная теория цветового зрения). В зависимости от степени возбуждения трех видов рецепторов возникает восприятие того или иного цвета. Восприятие белого цвета, согласно теории, обусловлено одинаковой степени вне возбуждения всех трех видов рецепторов, которые воспринимают красный, зеленый и синий цвета.
Формирование цветового зрения у детей раннего и дошкольного возраста происходит поэтапно.
Так, первым возникает цветоощущение красного цвета, примерно к 1 году и 2 мес жизни, а к зеленому — в возрасте от 1 года 4 мес до 1 года и 6 мес. Наконец, последним формируется цветоощущение синего цвета — к 1 году 6 мес — 1 году 8 мес. Резкие скачки в развитии цветоощущения — в период от 1 года до 2,5 года и от З до 9 лет.
Интересно отметить, что цветоощущение лучше и раньше формируется у девочек, чем у мальчиков. Для развития цветоощущения с раннего возраста надо давать детям игрушки, окрашенные в яркие красные, зеленые и синие цвета.
Все нарушения цветового зрения делятся на врожденные и приобретенные. Врожденные передаются по наследству и обычно сохраняются в течение всей жизни без изменений, при этом оба глаза страдают в одинаковой степени. Нарушается преимущественно степень восприятия красного и зеленого цветов. При нарушении восприятия красного цвета дети обычно пугают светло-красный с темно-зеленым, пурпурный с фиолетовым и синим, красный с серым. В случае снижения способности к восприятию зеленого цвета дети путают светло-зеленый с темно-красным, зеленый с синим и тд.
В отличие от врожденных нарушений цветового зрения приобретенные касаются восприятия преимущественно синего и желтого цветов. Этот тип нарушения, как правило, бывает вторичным и появляется в результате заболеваний органа зрения (неврит, атрофия зрительного нерва, катаракта) и ЦНС (опухоли головного мозга, энцефалопатии).
Во время проведения занятий ребенок может путать цвета, что неосведомленные люди могут принимать за невнимание или шалость.
Таким детям делают замечание, снижают оценки за работу и даже наказывают. Все это может тяжело отразиться на нервной системе ребенка, повлиять на его дальнейшее развитие и поведение. Поэтому в тех случаях, когда ребенок путает или долго не может усвоить те или иные цвета, его следует показать врачу-офтальмологу, чтобы выяснить, не является ли это результатом врожденных (красные, зеленые цвета) или (и) приобретенных (желтые, синие цвета) дефектов цветового зрения.
Для проверки цветоощущения и выявления формы и степени его нарушения используют таблицы Рабкина. Набор состоит из 48 таблиц. Таблицы с 1 по 27 основные, с 28 по 48 - контрольные, для детализации диагноза и выявления случаев симуляции и аггравации.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев