«Земля, не дави на неё слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе»
Когда на границе с Россией ее спросили «Мадам, а где же ваши драгоценности?», она приподняла юбки и ответила, показав на ноги: «Вот они».
Едва ли кому ещё из артисток балета XIX века выпала на долю такая слава, такое единодушное поклонение, как Марии Тальони. Имя её гремело по всей Европе.
Мария Тальони родилась 23 апреля 1804 года в Стокгольме, куда занесла актерская судьба ее отца. У актёров той эпохи в строгом смысле родины не существовало, они по самой своей сути являлись космополитами, гражданами "всего мира" и свободно кочевали, преодолевая границы и страны.
Балет, в том виде, каком мы знаем его сегодня, многим обязан именно Филиппо Тальони. Тальони реформировал устаревшие приёмы. До него балет по большей части состоял из пантомимы, Тальони же главным выразительным средством сделал танец. Но его слава потонула в лучах славы его дочери.
Филиппо Тальони лично взялся учить дочь искусству танца. В 1822 году надежда семьи, Мария, дебютировала на сцене венской оперы в балете, сочинённом специально для этого случая отцом, "Приём молодой нимфы ко двору Терпсихоры". Уже в первом спектакле Мария поразила зрителя своим необычным костюмом, который, кстати, впоследствии никогда не изменялся. Она надела платье, прикрывавшее колени. Австрийский принц однажды спросил её, отчего она не носит коротких юбок. "Разве бы Вы позволили, - возразила Мария, - вашей супруге или дочери показаться в таком платье?"
Слава Тальони распространялась по всей Европе так стремительно, что даже серьёзные критики не в состоянии были трезво оценивать искусство знаменитой балерины. В отличие от других великих, Марии практически не пришлось проливать слёзы над газетами, сетуя на несправедливость журналистов. Общий тон высказываний по поводу Тальони чаще всего был восторженным. Композиторы посвящали балерине свои произведения, сохранилось множество рисунков, изображающих "живую Терпсихору", ну, а поэты, конечно, старались пуще всех - десятки мадригалов, од, куплетов сложено в честь Марии.
С именем отца и дочери Тальони связан сюжет балета "Сильфида". В "Сильфиде" сегодняшние приёмы классического танца - пальцевая техника, затяжные прыжки - впервые получили "законную прописку". То, что ещё недавно казалось едва ли не пустым акробатическим трюком и осуждалось критикой как откровенный гротеск, теперь выражало поэтическую суть крылатого создания, неподвластного законам земного притяжения.
В сентябре 1837 года Мария приехала в Россию и осталась здесь на пять сезонов, завоевав горячие симпатии не только записных балетоманов, но и широкой публики. Выступления Тальони послужили началом новых обычаев в зрительном зале: при ней впервые стали подносить артисткам цветы, ей первой стали аплодировать дамы, которые до тех пор считали это неприличным; новшеством стали и многократные вызовы исполнительницы. "Марию Тальони нельзя называть танцовщицей: это художница, это поэт, в самом обширном значении этого слова. Появление Тальони на нашей сцене принесло невероятную пользу всему нашему балету, и в особенности нашим молодым танцовщицам", - писал один из критиков.
Подлинная же причина триумфа Марии Тальони заключалась в том, что романтизм стал настоящим стилем жизни её современников, а она "бестелесным" его символом. Мария сделала из танца "почти бесплотное искусство" и сумела воплотить идеал женского изящества той эпохи. В честь Тальони назывались головные уборы и лёгкие ткани, а воздушный газовый туалет, который носила Тальони на сцене и в жизни, сделался любимым костюмом парижских модниц. В подражание ей дамы старались украшать платье множеством воланов, чтобы сделать туалет более воздушным.
В 1842 году после трогательного прощания Тальони оставила гостеприимную Россию, навсегда завоевав сердца благодарных русских зрителей. А через пять лет она закончила выступать на сцене и поселилась в своём палаццо на озере Комо. Вторая половина её жизни была менее блестящей, чем первая.
В 1871 году умер ее отец, Филиппо Тальони, с ним вместе для Марии ушла и вся её жизнь, её гений, она потеряла опору в этом мире. Свой долгий век великая балерина окончила в бедности, зарабатывая на существование уроками танцев. https://www.youtube.com/watch?v=cyuPA0RrZl8
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1