В театр он когда-то пришёл, прочитав объявление «Приходите к нам в ТРАМ» (ТРАМ - театр рабочей молодёжи). Молодой и талантливый Зиновий (он тогда работал слесарем-электриком после окончания ФЗУ) очаровал всех. Три года играл в студии, где преподаватели отмечали не только его яркие актёрские способности, но и отличные способности танцора.
«Наш театр стал самой горячей театральной точкой в Москве. Мы были счастливы, у нас были дивные планы… И все это рухнуло 22 июня 1941 года. Очень скоро студию сделали фронтовым театром, она должна была обслуживать фронтовиков. Ребят освободили от службы в армии, однако 10 человек – 9 мужчин и одна женщина – пошли солдатами на фронт. Из них вернулись трое, в том числе и я…», – писал он в своей книге «Рыцарь совести».
Он воевал на фронте до 1943 года, сначала – простым пехотинцем, затем – командиром сапёрного отряда. После получения осколочного ранения в ногу перенёс одиннадцать очень сложных операций. Нога была спасена, но утратила подвижность и стала короче на 8 сантиметров. Имея за плечами только театральную студию и чувствуя себя инвалидом, Зиновий Герд поступает на службу в известный театр кукол Образцова. Он становится тем самым конферансье «Необыкновенного концерта», который покорил весь мир! Он побывал в 24 странах и вёл конферанс на 24 незнакомых языках, произнося текст без акцента. 5500 раз его Эдуард Апломбов выходил на сцену, и кукла оживала в руках Гердта. Зрители восхищались, что мимика куклы менялась от спектакля к спектаклю. Он в совершенстве исполнял сразу несколько ролей, и зрители не верили, что все это один и тот же человек – настолько разными были голоса, движения и эмоции кукол.
Зиновий Герд обладал невероятной техникой речи, он озвучивал мультфильмы и фильмы, читал закадровый текст, участвовал в радиоспектаклях. Всё это время никто, кроме москвичей-театралов не знал прославленного конферансье в лицо.
Зиновия Ефимовича как актёра кино прославила роль Паниковского, которую он сыграл в фильме «Золотой телёнок» (1968). Весь Советский Союз цитировал его знаменитое: «Вы знаете, Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его, как тореадор, – одним ударом. Это опера, когда я иду на гуся! «Кармен»!
Но для нас он, прежде всего, неподражаемый счетовод в магазине мадам Бокардон месье Тордиво в фильме «Соломенная шляпка» (1974). Зиновий Гердт сумел сделать небольшую роль месье Тардиво по-настоящему блистательной. О своей работе в этом фильме он вспоминал: «Там есть одна моя сцена, которая мне нравится, – где я играю рассыльного в магазине головных уборов. Там есть диалог с девушкой. Она его спрашивает: «Вы что, никогда не были женаты?» – «Нет почему же? Был (а он холостяк убеждённый). Она затаскала меня по танцам, где сквозняки, где я постоянно простужался, и у меня был насморк…» – «И что же, вы так никогда не виделись?» – «Почему, виделись.
Один раз». – «И что же?» – «Мы раскланялись». И он… заплакал! Ничего этого в сценарии не было. Вот это – маленький кусочек правды».
Разве можно забыть его слова: «Боже, опять свадьба! То-то мне снилось, что я целовался с нотариусом и двумя адвокатами»! А вот ещё один «перл»: «Всюду ложь, воровство, обман и невежество. И сквозняки. Сквозняки доводят меня просто до отчаяния»! Или сказанное с незабываемой «интонацией Гердта»: «С самого утра гоняюсь за воспалением груди, но сейчас я его догоню».
В фильме он исполнил три песни на музыку композитора Исаака Шварца: спел дуэтом с Людмилой Гурченко «Песенку о несостоявшихся надеждах», «Песенка о провинциальном городке» стала его сольным выступлением и выступил в качестве солиста хора, исполняя «Марш национальных гвардейцев». Исаак Иосифович вложил в «Соломенную шляпку» легкую «музыкальную душу», но как проникновенно, совсем не легковесно, звучат эти песни в исполнении Зиновия Ефимовича.
Знаменитого актёра и композитора объединяло то трепетное отношение друг к другу, которое мы называем родством душ. Они часто встречались в доме Михаила Швейцера и Сони Милькиной, где в кругу друзей Зяма (так называли Зиновия Гердта его близкие друзья) и Александр Ширвиндт мастерски рассказывали истории и «травили» анекдоты.
Память о том замечательном времени хранят в Доме-музее Исаака Шварца. Среди афиш есть особенная – подарок актёра Исааку Иосифовичу. На ней рукой знаменитого конферансье и актёра начертана надпись: «Изя, пусечка моя! Люблю тебя и чту! Твой Зяма».
https://ok.me/NOhB1 ✅ Mатериал: высококачественный гипоаллергенный сплав с трёхслoйным покрытием зoлoта
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев