ЗАКОЛЕБАЛИ
Участник СВО, поэт, писатель Дмитрий Артис пытается донести до глухих очевидное.
Я уже не могу. Сил нет.
ЦИТАТА:
"На круглом столе Российского исторического общества в очередной раз услышал обвинения современной окопной прозы (да и поэзии, в общем-то), написанной парнями буквально с линии боевого соприкосновения, в низкой художественной ценности.
Само обвинение строится на вырванных из контекста истории литературы отдельных фактов с упоминанием «Войны и мира» Льва Толстого и возникновения такого литературного направления, как «лейтенантская проза». Дескать, лучшее о войне писалось не во время, а после.
Как правило, подобные обвинения сводятся к тому, что не стоит обращать особого внимания на то, что сейчас пишут. Это пустое, а пустое продвигать к читателю не имеет смысла. Сдадим в архив и забудем. Глядишь, лет через пятьдесят народится новый Лев Николаевич, который сформулирует сегодняшнее время для читателя, тогда и поговорим.
Сам я из тех, кто теряется перед лицом глупости. Она обескураживает. Трудно с ходу подобрать слова, чтобы урезонить её. Поэтому моё высказывание на круглом столе прозвучало сумбурно, малопонятно. Попробую выразить его в письме.
Для начала скажу, что термин «художественная ценность» связан, скорее, с рождением новых смыслов, чем с грамматикой и орфографией. Мы же зачастую увлекаемся подменой. Автор сделал ошибку в слове или не выделил какой-либо речевой оборот запятыми, и мы тут же отказываем его тексту в значимости. Понятно, что живём в мире мёртвых редакторов и корректоров. Автору приходится быть и тем, и другим, а заодно ещё и выйти на боевое, чтобы с оружием в руках защитить тех, кто в столичных кабинетах рассуждает о художественной ценности им написанного. Понятно, и всё же... как-то не очень понятно.
У нынешней эпохи сногсшибательный темпоритм. Путь – от события к автору, а затем от автора к читателю – можно пройти в одно мгновение. Подобная скорость не снилась родоначальникам «лейтенантской прозы» и уж тем более Льву Николаевичу. Но вместо того чтобы уловить скоростной режим эпохи, мы всеми силами пытаемся притормозить рождение новой литературы, ссылаясь на пресловутую художественную ценность и усталость от войны.
Библиотеки (от центральных государственных до университетских и школьных) не закупают «окопную прозу», да и в целом всю современную военную литературу. Книжные магазины убирают её на самые дальние полки, чтобы не дай бог покупатель увидел. В кичащихся своей элитарностью толстых журналах, которые, в общем-то, призваны заниматься фиксацией новых литературных тенденций, не публикуют рецензии на «окопную прозу». О публикациях самой «окопной прозы» уже не говорю. Так же вы не найдете упоминания о ней в обзорах книжных новинок, которые традиционно пишут главные редакторы этих журналов.
Чтобы не быть обвинёнными общественностью в бездушии, а заодно для того чтобы нарисовать галочку в отчётах, вышеупомянутые организации проводят «года лейтенантской прозы», устраивают патриотические мероприятия, которые больше смешны (карикатурны), чем духоподъёмны, делают проекты об изучении текстов, написанных в период Великой Отечественной. Словом, занимаются тем, что ещё недавно называлось ими же «победобесием», когда искались аргументы для отказа почтить память предков и напомнить читателям о былых подвигах русского народа. Нашли компромисс.
При всём при этом в литературном сообществе, как музыкальная фраза на заезженной пластинке, звучит одно и то же: «Мы устали от войны!»
Простите, но устать от войны может мобилизованный, три года сидящий на передке и видящий своими глазами смерть боевых товарищей. Устать от войны может медик, дни и ночи вытаскивающий с того света подраненных парней. Волонтёр-гуманитарщик, натыкающийся на безразличие тыла и мотающийся на фронт с тем, что с невероятным трудом добывается, чтобы хоть как-то помочь фронту. Военные корреспонденты, пишущие под пулями о продвижениях армии. Все остальные могут устать лишь от рассматривания в лупу своих собственных детских травм, «хоботка муравьеда» и бриллиантов на чужих ягодицах, которые, по мнению отдельной части литературного сообщества, конечно же, представляют исключительную художественную ценность.
Давление литсообщества настолько велико, что сами парни уже говорят о низкой художественной ценности того, что они пишут. Перестают верить в необходимость своих текстов. Фундамент новой литературы разрушается на корню, а вместо него формируется литература «о кровавом путинском режиме».
В пабликах расходятся объявления о поиске текстов, в которых поднимаются проблемы современного общества в утрированном виде. Объявления подкреплены обещаниями: дайте нам чернухи, а мы вам дадим денег и славы. Полное сопровождение. От редактуры до издания и продвижения. Скорость неимоверная: объявление, текст, издание книги, и вот уже видишь, как закупленные книжные блогеры пишут о никому неизвестном авторе и его тексте как о новом слове в литературе, а в подтверждение тому на коленке создаётся какая-нибудь копеечная литпремия имени авторитетного писателя из прошлого и вручается ему. Библиотеки, магазины, толстые журналы выстраиваются в очередь, чтобы поведать читателю о якобы современных тенденциях. Так это работает.
Именно таким образом искусственная литература наполняет головы читателей, тогда как настоящая, живая – литература действительности – остаётся вне поля зрения, скромно держась на обочине, продолжая сетовать на свою придуманную низкую художественную ценность.
С войной мы уже опоздали. Теперь опаздываем с литературой."
#ДвижениеЗаПравду #СРЗаПравду #ЗахарПрилепин #ЗАПРАВДУ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев