Поиграйте с детьми в тихие игры
"Деревенский дневник" 1 сентября
Догорали последние дни августа. Аня ускоренными темпами собирала детей в школу. В этом году Настюшка идет в первый класс, а Матвей уже переходит в старшие классы. Волновались все, потому что не знали, что ожидать от деревенской школы. Но баба Маня и тётя Шура нас уверяли, что Боровская школа, в которой будут учиться ребятишки, считается одной из лучших в районе, не хуже городских школ. Так получилось, что и в итоге школьной реформы и «оптимизации» закрыли много деревенских и сельских школ в округе, и всех лучших специалистов из закрытых школ перевели в Боровое.
Мы радовались, что детей будут возить на школьном автобусе каждый день на занятия, не нужно будет идти пешком три километра по лесной дороге, как это делали мы с Аней в детстве. Но, вспоминая наше детство, мы вроде не сильно переживали по этому поводу, привычные были к ежедневным походам в школу. Даже в чем-то считали это приключением, своим личным временем, когда можно подурачиться, пообщаться с друзьями, поиграть в лесу.
Мы вообще в детстве находили любой предлог для игр, не ждали подходящего времени. Но почему-то мы никак не могли определиться, что нам нравится больше – зима или лето для игр. Зимой мы мечтали о лете, а летом скорее хотели, чтобы наступила зима. Да что там говорить, как бы мы не ненавидели школу, летом мы даже умудряются по ней соскучиться.
Вот и мы с подругой в детстве летом, соскучившись по школе, устраивали «школу» дома. И не только мы, но и другие ребятишки активно включались в нашу игру. Обычно в такие «тихие» игры мы играли в плохую дождливую погоду, когда на речку не сходить.
«Школа» из двух учеников – это скучно, поэтому заранее мы оббегали улицу и всем друзьям говорили, что сегодня играем в школу. Предупреждали, чтобы все приносили с собой тетрадки и ручки, но если кто-то забывал, то выдавали «ученикам» двойные листочки и карандаши из домашних запасов.
«Уроки» вели по очереди. Усаживали своих учеников за «парты» и важные ходили «учили», размахивая указкой или линейкой. Иногда это была математика, иногда чистописание и диктант.
Удивляюсь сейчас, что нас все слушались и под диктовку писали диктанты. Мы задавали «ученикам» несложные примеры, учили самых маленьких считать на палочках и учили буквы (ученики у нас были от 3 до 10 лет). А кто постарше, то проверяли у них знание таблицы умножения.
Конечно, такая игра всем быстро надоедала. И тогда «ученики» могли сбежать с урока на другую интересную игру, которую кто-нибудь придумает на улице. У нас иногда настоящие соревнования получались, кто придумает что поинтересней.
Часто устраивали игру в «магазин». Оборудовали прилавок, весы, придумывали «деньги» - обычно это были листочки с деревьев или фантики от конфет.. Продавали все, что найдем, на наш взгляд, дома ненужное. Мелкие игрушки, книжки, канцелярию, еду. Распродадим все за листики, а потом от мамы нагоняй получим, что опять из дома все повынесли.
Мы с подругой помимо «школы» еще устраивал игру в «библиотеку». Вот такие у нас были заумные игры. Мне просто нравилась сельская библиотека, в которой я готова была дневать и ночевать. Для нашей домашней библиотеки я делала карточки читателей, выдавала книжки друзьям, записывала их в эти карточки. А они, как будто «читали» и приносили через час эти книги, чтобы взять новые. На самом деле многие действительно читали наши книжки, потому что они были интересные и с картинками. Спасибо маме, у нас была замечательная домашняя библиотека!
Все эти игры мы устраивали, когда начинались затяжные летние дожди. Нам казалось, что они идут месяцами, хотя шли они, скорей всего пару дней. На улицу было не выйти из-за грязи на дороге, поэтому и придумывали домашние игры. Пазлы, шашки и домино были хитами. А когда появились настольные игры, стало еще веселей.
Однажды мама подарила нам настольную игру «Казино», так на полгода наш дом стал очень популярным в дождливые дни. Всем нравилось играть на «деньги», делать ставки, крутить рулетку и бросать кости. Оказывается, почти все дети были очень азартными. А в карты нам играть было нельзя.
А еще у нас были «тихие игры», когда нельзя было шуметь и бегать: «Глухой телефон», «Колечко», «Города», «Ножички», «Вы поедете на бал?» и, конечно же, «Молчанка».
Помните начало? «Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез – кто слово скажет, тот её и съест». Я так ярко представляла эту дохлую кошку, что от одной мысли, что придется её съесть, тошнило, и даже мне, болтушке, приходилось замолкать. Надолго нас не хватало, особенно если компания собиралась большая. Начинали строить рожи, щекотать друг друга, а чаще кто-то говорил «А я и не играю в вашу молчанку», и все над ним начинают смеяться.
Ну, а когда дожди заканчивались, мы снова возвращались к уличным играм. «Чиж», «Банки», «Лапта», «12 палочек» и много других. Самой яркой игрой была войнушка в старой церкви.
Помню еще одну забавную игру из нашего детства: «Петух или курица» Нужно взять колосящуюся травинку и весь её колосок сорвать пальцами вверх, чтобы он собрался в одну кучку. Если получается пухленькая приземистая кучка - то это «курица», если же кучка получается тонкая и с хохолком - то это «петух». Ещё был «цыплёнок», когда кучка получалась совсем маленькой.
И перед тем, как всё это сделать, нужно было спросить у друга: «Петух или курица?». И уже потом проверять, угадал или нет. Вроде ничего такого особенного, но всё равно весело.
Ещё любили делать различный звучащие приспособления из растений. Например, если взять тонкую травинку и определенным образом натянуть между ладонями, то, когда на неё дуешь, она как бы свистит-гудит.
Ещё делали свистульки из стручков акации. И свист у неё получался своеобразным, весёлым. Для такой свистульки нужно выбрать стручок пухленький, с немного «надутыми» бочками. Он не должен быть слишком мягким или сухим. Потом нужно очистить стручок от горошка, особым образом отрезать кончик и свистеть. Пробовала в этом году так сделать – и получилось с первого раза. Как же радовались ребятишки, когда я всем наделала свистулек и их научила. Долго еще потом по деревне раздавался веселый посвист наших свистулек…
Продолжение читайте здесь Меня зовут Ольга Усачева. Это 80 глава из повести "Деревенский дневник".
Все опубликованные главы смотрите здесь
Нет комментариев