"Неужели это конец, и он меня бросает?!": любовь и обиды жены Андрея Кончаловского Наталии Аринбасаровой.
Наталия Аринбасарова родилась 24 сентября 1946 года в Москве. Ее мама, Мария Константиновна, была из семьи польских беженцев времен первой мировой войны. Отец, Утевле Туремуратович — казахом.
Глава семейства окончил военную академию имени Фрунзе в российской столице и, получив распределение в Алма-Ату, переехал туда вместе с семьей. Его супруга всю жизнь занималась домашним хозяйством и воспитанием пятерых детей.
Средняя Наташа была спортивной и очень любознательной девочкой. А еще очень самостоятельной. Однажды, увидев объявление о наборе в хореографическое училище, она пришла домой и с порога заявила маме, что хочет там учиться.
Мария Константиновна не хотела отдавать дочь на танцы, побоявшись, что это навредит учебе в школе. Но Наташа была непреклонна. Тогда мама разрешила, но с одним условием: собирать все справки и ходить на экзамены девятилетней девочке нужно будет самостоятельно.
Это не испугало Наташу. Собрав все документы, она отвезла их в училище. А после одна ездила туда сдавать экзамены. И ее приняли.
Учиться было тяжело. Нужно было вставать в пять утра. Добираться на троллейбусе до училища. Тренироваться несколько часов у станка, а потом еще мчаться в школу. Нередко девочка опаздывала на уроки, педагоги ругались, ставили плохие отметки. Но Наташа упорно шла к своей цели.
Тем более что в балетной школе девчушка делала большие успехи, и ее хвалили. Уже через год Аринбасаровой рекомендовали показаться в Московское хореографическое училище при Большом театре. И здесь у нее все получилось: Наташу приняли и поселили в интернат.
Совсем скоро юная балерина начала выходить на сцену Большого театра в совместных спектаклях со звездами балета. Затем был Кремлевский дворец, Театр Станиславского... Педагоги прочили ей большое будущее. Но, к сожалению, к окончанию последнего курса у Наташи обнаружили врожденный порок сердца.
Балет оказался под запретом. Правда, ей дали возможность закончить училище. Аринбасарова собиралась вернуться к родителям в Алма-Ату, когда в ее жизни случилась роковая встреча, перевернувшая всю жизнь...
Начинающий режиссер Андрон Кончаловский искал в хореографическом училище исполнительницу главной роли для своего нового фильма «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. Ему нужна была совсем юная девочка, и он отобрал несколько претенденток из младшекурсниц.
Однако позже произошла путаница, и из училища на "Мосфильм" отправили Наташу. Ничего не понимающая танцовщица приехала на студию и предстала перед режиссером. Возможно, Кончаловский и заметил подмену, но виду не подал, а принялся репетировать и делать дубли.
Едва появился первый проявленный материал, режиссер ту же вызвал молодую актрису к себе:
Но это была не единственная ее проблема. Возникли трудности с окончанием учебы в училище. Без пяти минут солистка Большого театра должна была сдавать госэкзамены, а тут как раз понадобилось срочно выезжать на съемки в Киргизию.
И тогда вмешался Кончаловский. Быстренько договорился с влиятельными людьми, Наташе разрешили сдать дипломную работу в кротчайшие сроки. К моменту ее отъезда из Москвы на руках был и диплом, и распределение в театр Алма-Аты. Вот только туда она уже не вернулась.
Андрею Кончаловскому было 26, Наташе всего 17, когда он впервые признался ей в любви.
Режиссер вообще тогда много и красиво говорил. А она, слушая его длинные тирады, верила и не верила в искренность слов.
После окончания съемок Кончаловский вместе с Наташей отправились во Фрунзе — показывать картину высокому руководству. Начальству «Первый учитель» не понравился. Уж слишком диким и неряшливым представил режиссер киргизский народ.
Премьера картины прошла незаметно. Спасло ее лишь всемогущество фамилии Михалковых-Кончаловских и приглашение на Венецианский кинофестиваль, где Аринбасарова удостоилась «Кубка Вольпи» за лучшую женскую роль.
В Москву казахская девушка возвращалась звездой. О ней много писали, брали интервью, приглашали на светские мероприятия. На волне бешеной популярности ей удалось поступить во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Студенткой Наташа много снималась, хотя супруги-наставники были против работы своих подопечных во время учебы. Ей же сделали исключение, ведь за ее плечами уже была балетная школа.
Сценарий к второй картине артистки «Ташкент — город хлебный» так же написал муж. Далее были киноленты «Джамиля» по Чингизу Айтматову и «Песнь о Маншук», где Аринбасаровой досталась роль пулеметчицы, Героя Советского Союза Маншук Маметовой. Этот фильм актриса и сегодня называет одним из самых любимых.
На первом курсе Наталия родила сына. Ей приходилось разрываться между съемками, учебой и семьей, поэтому Егора пришлось доверить няне. Возможно, такая плотная занятость сказалась и на отношениях с мужем.
Постепенно актриса стала замечать, что они с Андреем отдаляются друг от друга. Все чаще стала чувствовать исходивший от него неприятный запах алкоголя и ресторанной еды вперемешку с женскими духами. Но тогда она не смела ему делать замечания, считая, что так живут все творцы.
Но ничего не изменилось ни тогда, ни позже. Брак сохранить не удалось. Однажды Наташа не выдержала и сама первая заговорила о разводе.
Развели супругов быстро. Кончаловский вскоре женился на француженке Вивиан и тут же покинул Россию. Да и Наташа одна не осталась: в ее жизни появился мужчина, совсем не похожий на других...
Николай Двигубский считался другом Андрея Кончаловского. Молодой человек родился в семье русских эмигрантов в Париже, где окончил академию художеств. Высокий, стройный, с темными волосами и серо-голубыми глазами, всегда модно и элегантно одетый, с аристократическими манерами Николай считался одним из главных красавцев ВГИКа.
Пока Наташа была женой Кончаловского, Двигубский ее "не замечал". Но стоило тем развестись — активизировался. Почти каждый вечер звонил и интересовался, не нужно ли ей чем-то помочь. Иногда захаживал, чтобы взять что-нибудь почитать или просто выпить с ней чаю. Вел себя всегда безупречно: ни тебе намеков, ни приставаний...
Наташа прекрасно видела и понимала, что рано или поздно им придется объясняться. И это случилось:
В тот вечер они больше не поднимали этот вопрос, испытывая неловкость и недопонимание. А чуть позже Наташа узнала, что Николай женился на Ирине Купченко.
Каково же было ее удивление, когда спустя пару месяцев Двигубский вновь возник на пороге ее квартиры, якобы справиться о здоровье Егорки. А потом стал наведываться все чаще и чаще. Все это время Аринбасарова чувствовала неловкость, элементарно не зная, как себя вести с женатым мужчиной. Но вскоре все решилось само собой:
Сердцем актриса понимала, что Николай ей нравится, а вот разум твердил — ты только что развелась. Тем не менее, ухаживания чужого мужа приняла. А вскоре и Николай подал на развод.
Уже позже Аринбасарова признавалась, что поначалу с Двигубским было нелегко. Иногда он вел себя просто возмутительно, как капризный ребенок. Мог уйти в себя, закрыться в комнате. Мог достать из шкатулки все их накопленные средства и потратить на какую-нибудь редкую безделушку.
Но постепенно Наташа привязалась к мужу. Постаралась понравиться его маме, выступающей против "разведенки с ребенком". Научилась его прощать. В то время не было пары счастливей, чем они!
Николай вел себя как настоящий рыцарь. Не стеснялся проявлять чувства на людях. Женщины умирали от зависти, глядя, как красавец-мужчина встает на колени в гардеробе Дома кино, чтобы застегнуть жене сапожки.
Сложились у Двигубского и прекрасные отношения с Егором. Даже когда в семье родилась дочь Катя, Николай не перестал уделять приемному сыну меньше внимания.
Казалось, вот оно, счастье! Но когда Катя подросла и пошла в школу, ее родители расстались. Все дело в том, что Двигубский категорически не хотел... зарабатывать. Ему неоднократно предлагали работу художника-постановщика то в одном проекте, то в другом. Часто звонили из различных журналов с просьбой "сделать пару рисуночков". Но каждый раз он отказывался, ссылаясь на то, что это "все ерунда".
За все 10 лет совместной жизни Николай успел поработать всего в двух проектах: «Зеркале» у Андрея Тарковского и «Сибириаде» у своего друга Кончаловского.
Несмотря ни на что, Николай по-прежнему оставался отличным отцом и мужем: занимался детьми, готовил, делал в доме ремонт и заботился о жене. Она понимала, что такого мужчину нужно еще поискать. Но одновременно ее раздражало полное отсутствие у него желания обеспечивать семью.
Возможно, их семейная жизнь худо-бедно продолжалась бы дальше. Если бы однажды Наталия не услышала, как ее благоверный обсуждает по телефону переезд в Париж. Сердце предательски екнуло:
Двигубский положил трубку и молча присел на диван.
В тот вечер они многое обсудили. Разговор был мучительно долгим и откровенным.
А потом тихо добавил:
Вот и все! Ее счастливая семейная жизнь закончилась, едва начавшись. Теперь уже она одна будет думать, как растить Егора и Катю. Возможно, ходить в КГБ, как на работу и ловить на себе сочувствующие взгляды коллег и знакомых.
Двигубский уехал. Изрядно помотавшись сначала по Франции, потом по Америке вернулся не солоно хлебавши. Но это был уже другой Коля — безрассудный, дерзкий, нагловатый.... Да и сама Наталия так и не смогла простить ему предательства.
Какое-то время он жил в их квартире. А потом она, собрав в чемодан его вещи, выставила их на порог.
К тому моменту, когда в жизни Двигубского появилась француженка Француаза, они еще не были разведены. Когда же это случилось, Николай засобирался в эмиграцию. А Наталия вышла замуж за кинорежиссера Эльдора Уразбаева.
Их встреча случилась еще в 1969 году на съемках фильма «Песнь о Маншук» где Эльдор значился вторым режиссером. Семья Уразбаевых была довольно известна в Узбекистане. Глава семейства — Магомет Ташевич, ученый-физик, академик Узбекской Академии наук. Мать, Мукамбар Усмановна, врач-офтальмолог, происходила из очень знатного узбекского рода.
Их сын, окончив мехмат МГУ, одно время пробовал себя в науке. Пока однажды все не бросил и не пошел в ассистенты режиссера на крохотную зарплату.
Еще на съемках Эльдор обратил внимание на миниатюрную актрису, но никаких активных действий не предпринимал, зная, что она замужем. Да и сам он тоже был женат. Уразбаев начал ухаживать за Аринбасаровой, когда она рассталась с Двигубским. Но расписываться пара не спешила.
К слову, третий муж Наталии, уже будучи известным и авторитетным режиссером, ни разу не сделал картину ради любимой супруги. В «Транссибирском экспрессе» и «Визите к минотавру» ей достались лишь крохотные роли. И то по счастливой случайности.
Но все равно те 16 лет, проведенные с ним, она называет самыми счастливыми в своей жизни.
Все изменилось, пока не пришли 90-е: кино не снималось, работы не было. Эльдор переживал, что не может больше содержать семью, и очень изменился. В их доме все чаще стали звучать фразы: эмиграция, американская мечта... За океаном у мужа довольно неплохо обосновалась сестра, которая, собственно, и подливала масла в огонь.
Наталия отбивалась, как могла. А вот супруг задумывался об этом всерьез. Это и стало началом их раздора. С каждым днем они все сильнее отдалялись друг от друга и однажды разошлись.
Сейчас Наталии Утевлевне 77 лет. Она по-прежнему снимается, хотя чаще отказывается, чем соглашается. Исключения составляют только картины сына и дочери. И Егор, и Екатерина стали режиссерами.
Живет актриса в загородном доме сына с отдельным входом. Егор взял на себя и все бытовые расходы своей мамы. Она же, в свою очередь, помогает ему с внуками.
У Егора трое детей: Мария, Тимур и Марат. Старшая дочь уже взрослая, а мальчики еще дошкольники. Екатерина воспитывает сына мужа от первого брака Тимофея и приемную девочку из детского дома Настю.